15 сентября 2016Современная музыка
309

Армен Григорян: «Я — за сопротивление»

Лидер группы «Крематорий» о концептуальном альбоме «Люди-невидимки», гастролях на Украине, «Ночных волках» и здравом смысле

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© «Крематорий»

16 сентября в петербургском клубе «Космонавт» и 17 сентября в московском «Известия Hall» заслуженная рок-группа «Крематорий» представит новый концептуальный альбом «Люди-невидимки», в котором, как обычно, немало черного юмора и иронических наблюдений о действительности. Денис Бояринов поговорил с лидером группы Арменом Григоряном о том, что происходит на альбоме «Люди-невидимки», о том, что происходит вокруг, и получил рецепт, как устроить нормальную жизнь.

— Новый альбом «Крематория» называется «Люди-невидимки». Кто эти люди? Кого вы имели в виду?

— Люди-невидимки — это музыкальная голограмма. Вот смотрите: все, что сейчас связано с Москвой, для меня — один сплошной колумбарий. Все школьные друзья, друзья периода хиппизма вдруг куда-то растворились. Некоторые — физически, а некоторые пропали из поля зрения. Эти люди были интеллектуально наполнены и развиты, но постепенно стали исчезать, и такое ощущение, что их не было вовсе, кроме меня, их никто не помнит. Эти личности оставили после себя что-то на бумаге — стихи, рассказы, рисунки, иногда что-то в музыке, а некоторые не оставили вообще ничего, кроме ярких воспоминаний.

Второй слой — это, может быть, результат моей мизантропии. Мне кажется, что вообще людей вокруг не так уж и много. В человеческом смысле. Мы давно поняли, что мир катится к абсолютному нулю. Я в 2006 году написал песню «Маразм неизбежен» и полагаю, что тогда я был прав. Бесконечные войны, нескончаемые убийства, религия как средство раздора людей. И никакого выхода из создавшейся ситуации не проглядывается. Мне кажется, мир находится на грани катастрофы.

Третий слой — это взгляд в собственное окружение. Нам удалось невероятное — объединить вокруг себя людей, которые вписываются в мои представления о порядочности, нравственности, дружбе и профессиональном долге. Это люди-невидимки. Они общественности неизвестны, но такое мини-государство нами создано. При том что внутри группы существуют разные воззрения на мир — есть и либералы, есть и патриоты. Однако все уживаются друг с другом. Это что-то типа рекламного ролика от группы «Крематорий» — оказывается, можно самим устроить абсолютно нормальную жизнь.

Ну и на десерт — эгоцентризм. Почти в каждой песне есть я — ну или часть меня (смеется)!


— У «Крематория» были альбомы и помрачнее. Этот мне показался оптимистичным, несмотря на то что на нем есть песня «Веревка и мыло».

— Бальзам на душу, что вы услышали оптимистичные ноты в альбоме, потому что я остался в душе романтиком, который все-таки верит, что через личность (но не через толпу) можно изменить мир. Но эту личность надо где-то изыскать. Поэтому вступительной песней в альбоме стоит «Аве, Цезарь», но самого Цезаря на пластинке нет. Цезарь — это слушатель: женщины, мужчины, дети, в каждой песне обращение к конкретному индивидууму, разговор с ним.

Когда мы записывали этот альбом, мы хотели и в музыке, и в звучании сделать шаг вперед. «Люди-невидимки» — это, в первую очередь, скорректированный по саунду «Крематорий», согласно вкусу наших нынешних музыкантов. Я, как и всегда, сначала написал музыку, потом уже по ассоциациям — текст. Кроме трех песен: это «Бенито (Хуарес)», написанная очень давно, «Веревка и мыло» и «Супермаркет», которые были записаны для второй части «Третьего ангела» и томились десять лет, прежде чем вырваться наружу. А вот аранжемент — уже продукт групповой.

«Люди-невидимки» — безусловно, концептуальный альбом. Этот формат на сегодняшний день не так актуален, как лет 20 назад, ибо сейчас люди слушают отдельные песни, укороченные версии, да и те подчас не до конца. Наша задача — каким-то образом сделать так, чтобы альбом слушали как аудиокнигу, от начала до конца, и только тогда, уверен, сложится полная картина и герои песен, взятые из разных времен, эпох и континентов, — Брунхильда, Бенито, Гудвин, Ричард III, Текила Бум и другие — свяжутся в одну пьесу, в общую картину современного мира.

Мне кажется, мир находится на грани катастрофы.

— Кстати, о персонажах. В песнях «Крематория» раньше действовали персонажи, у которых были реальные прототипы, — Кондратий, Хабибулин и другие, на этом альбоме — исторические фигуры. Вот Бенито Хуарес у вас почему появился?

— Бенито Хуарес — президент Мексики XIX века, самый маленький президент за всю историю человечества, но у меня он — не более чем символ. Я просто поделился в этой песне ненавязчивой издевкой по отношению к пацифизму. Хуарес был пацифистом, но при этом замучил кучу народу, и в итоге его, по одной из версий, отравили свои же. В наше время пацифизм, который многие искренне исповедовали в 70-е годы, представляется смешным. Пацифизм в наше каннибальское время граничит с идиотизмом. 

— Вы за добро с кулаками?

— Я — за сопротивление. А еще за то, чтобы люди объединялись не вокруг партий и пустых идей, а вокруг здравого смысла. Тогда бы мир со временем стал лучше. Ведь почти все, что происходит вокруг, — вопреки здравому смыслу: издаются непонятные законы, насаждаются двойная мораль и странные, если не сказать криминальные, жизненные приоритеты. Все это приводит к агрессивному состоянию огромной части населения. Кроме того, современные информационные технологии вышли на высочайший уровень манипуляции общественным сознанием. Личности во избежание распада приходится тратить немало душевных и физических сил, чтобы держаться от этого бассейна с дерьмом подальше и регулярно принимать душ, потому как брызги все равно долетают!

© «Крематорий»

— Вы сказали, что в «Крематории» есть люди разных политических взглядов. Вы на какой стороне?

— Я уже сказал: на стороне здравомыслия, чести, нравственности. К примеру, моя супруга любит Путина, она — «путиноид». Хотя ее корни из Украины, но она весьма правдиво говорит о своей бывшей родине, и в этом тоже сила истинного патриота. Если проанализировать, что там творится в некоторых районах страны, — это почти фашизм. И наш бас-гитарист уверен, что там большинство — бандеровцы и фашисты. Он умный парень, окончивший МГУ и аспирантуру. Они оба находятся под влиянием масс-медиа или сами до этого дошли? Но надо смотреть на мир реальными глазами, фашистов и здесь хватает! Нашу группу с Украиной связывает многолетняя история. У нас там прошел не один тур. У нас там масса друзей, которые никакие не бандеровцы, а порядочнейшие люди.

Я пытаюсь объяснить всем, что имеет смысл съездить выступить в Севастополь (что мы и сделали), а потом поехать на Украину. Чтобы показать людям, что мы играем не для государства, не для политиков, а для людей, которые с нами выросли и шли по жизни. Мы не можем их предавать из-за того, что кто-то изменил декорации и покрасил страну в отвратительный цвет.

Пацифизм в наше каннибальское время граничит с идиотизмом.

— Так «Крематорий» поедет выступать на Украину?

— Не исключено. У нас сейчас есть несколько предложений на весну. Но не буду кривить душой и скажу, что некоторые члены нашей команды отказываются туда ехать. При этом наш бессменный и штатный веб-мастер Юра Верес живет в Киеве и играет в группе «Каменный гость». Да и вообще много людей живет на Украине, которые в разное время помогали «Крематорию». Мы пока еще не пришли к консенсусу, но мы непременно встретимся с нашими друзьями, мы о них помним.

— Мы заговорили о людях-невидимках, с которыми вы когда-то общались, но они выпали из вашего круга общения, и я вспомнил, что «Крематорий» когда-то был тесно связан с байк-сообществом «Ночные волки». Ваше общение продолжается?

— Я продолжаю дружить с Егором Зайцевым. Мы с ним вместе выросли и много сотрудничали. Кстати, Егор принял участие в оформлении нашего нового альбома и справился блестяще. Не только поработал над костюмами музыкантов, но и приодел все женские образы песен, которые не менее блестяще воплотили в жизнь прекрасные модели Дома моды Славы Зайцева. Это была серьезная работа с кастингом, гримерами, фотосессией, за что всем участникам гран-мерси. Ну а результат совместного творчества можно найти в полиграфической части альбома.

Что касается «Ночных волков». Когда-то это была хаотическая организация молодых и смелых мужиков, которые верили в романтическую рыцарскую идею. И все было так до тех пор, пока не появились ларек и политика. А я все еще наивно полагаю, что байкеры должны быть вне всякой политики.

— С Хирургом не общаетесь?

— Давно не виделись.

Почти все, что происходит вокруг, — вопреки здравому смыслу.

— Говорят, что «Людей-невидимок» вы выгодно продали фирме «Навигатор», а не так, как многие музыканты, «отдали на реализацию». Как торговались?

— Нам предлагали устроить краудфандинг для выпуска альбома. Но я, рискуя прослыть старомодным, отказался — мне это напоминает стояние на паперти. Для молодых и пока непрофессиональных групп сбор денег на дебютный альбом вполне приемлем, хотя бы в качестве стартапа. А мы зарабатываем музыкой и работаем давно, у нас есть возможность самим профинансировать запись, в том числе и за границей.

Но опыт подсказывает, что техника у нас и там примерно одинаковая, проблема не в этом, а в саунд-продюсерах! Вот с этим тут непросто, но все же наши поиски были не напрасны. Мы поработали с отменным звукорежиссером Игорем Королевым, которого отыскал все тот же героический басист Николай Коршунов, общими усилиями мы получили желаемый результат и отослали его по компаниям, проявлявшим предварительный интерес. Потом среди других нам позвонил Алексей Козин, предводитель «Навигатора», и сказал: «Я уже давно не слушал альбом семь раз подряд, поэтому, сколько бы ни давали коллеги, я даю в два раза больше». Золотой телец, сами понимаете, сыграл свою притягательную роль (смеется).

— В этом году мы отмечали 25-летие августовских событий 1991 года. Как вы провели эти дни?

— Я был в Москве. К Белому дому не ходил, но мне в этот день позвонили и попросили поддержать правительство Ельцина. Я поехал на телевидение — вместе с нами были Гарик Сукачев и какая-то певица. Мы выступили по ТВ и призвали к соблюдению конституции и тому подобное, чтобы не допустили кровопролития! Гарик Сукачев даже прослезился, он честный парень и искренний, и все мы были тогда крайне взволнованы происходящим.

Это была единственная политическая акция, в которой я участвовал. Но тогда время было такое. Время перемен. Мы тогда верили в то, что позитивные изменения в нашей стране возможны и принесут лучшее будущее. Поэтому все разом воспротивились попытке вернуть старую систему, увы, уже насквозь прогнившую. Я не жалею, что мы съездили и поддержали.

— А в кампанию 1996 года в поддержку Бориса Ельцина «Голосуй или проиграешь» «Крематорий» не звали?

— Звали, но мы категорически отказались. В этой истории мы участвовать уже не хотели. Тогда уже все стало ясно.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241428
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249485
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416178
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420428
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425675
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427025