Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 2024140823 сентября выходит новый альбом группы «Сплин». Денис Бояринов послушал его одним из первых.
13-й альбом самых молодых классиков русского рока называется «Ключ к шифру». Перед его выходом лидер группы Александр Васильев предлагал разгадывать закодированные сообщения, упрятанные в 15 песен. Первым обнародовали резкий клип «Пирамиды», в котором в пустыне взвиваются боевые ракеты, с небес льется то ли нефть, то ли мазут, а Александра Васильева, поющего «Нам всем мерещится мираж. Одни пески кругом и тень от пирамид», засыпает песком до подбородка, как Саида из «Белого солнца пустыни». Осторожно, спойлер: в финале этого драматичного ролика появится тот, из-за кого, видимо, мы живем в мире теней от пирамид. Разгадайте сами, кто это.
На «Окраинах», втором ударном номере «Ключа к шифру», под агрессивный гитарный рифф Александр Васильев выпаливает свой литературный рэп: «Здесь все как всегда. Как в казарме. Зимой телега, а летом сани. Попутки нет — доберемся сами. Если будешь жив — выбирайся с нами. Встретимся дома под образами. Извини, что пишу на обычной бумаге за неимением гербовой. Торг неуместен — не на базаре». В этой песне нечего прятать между слов, и так все понятно, поэтому и клип к ней лапидарен, как новостные сюжеты канала «Россия».
По первым двум клипам «Ключа к шифру» кажется, что лирический герой Александра Васильева неожиданно вылез из своей уютной петербургской квартиры и куда-то направился. То ли на марш протеста, то ли на тропу войны. Но это впечатление обманчиво. Несмотря на большие потрясения снаружи и внутри, несмотря на смерть далеких и близких, отраженные на пластинке, ничто не может изменить мир философствующего поэта. Он все там же — дома под образами. «Nothing's gonna change my world», — пела группа Beatles. «И с высоты небесный хор поет нам на одном дыхании», — как мантру повторяет лидер «Сплина» на «Ключе к шифру».
На 13-й пластинке петербургской группы ее поклонники не услышат ничего такого, чего они прежде не слышали. Привычный набор тем и жанров от даровитого поэта Александра Васильева, которого когда-то не приняли в Ленинградский рок-клуб: притчи, рассказанные несложным эзоповым языком, усмиренные в текстах приступы хандры и панической атаки, признания в любви женщине и родному городу, обращения к Богу, песни-шутки и песни-откровения. Все как всегда.
«Сплин» как образцовых представителей русского рока питерской школы принято критиковать за родовые травмы стиля. За то, что слов в их песнях больше, чем музыки (хотя в этот раз группе удалось соблюсти баланс и даже удивить ироническим хором балалаек и сэмплом из The Doors). За приверженность старым лекалам. За безразличие к мировой звуковой моде. За три аккорда. Говоря словами Александра Васильева, за то, что их «поезд давно никуда не идет». Все это так, как бы «Сплин» ни шифровался. С другой стороны, по-новому песни пишет тот, кто по старинке не научился. Александр Васильев пишет по старинке, как умеют Борис Борисович и Юрий Юлианович, — умело манипулируя словами и образами, всякий раз подбирает ключ к сердцам современников. Ему незачем переучиваться.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241408Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249476Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416156Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416864Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419570Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420425Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425482Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425671Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427022