Ричард Мелвилл Холл, более всего известный как автор успешной пластинки «Play», выпускает новый альбом «These Systems Are Failing», на котором музыкант, писатель, веган и защитник животных обращается к социально озабоченному постпанку, вскрывает мировые язвы и ставит ребром проблему «так жить нельзя». Денис Бояринов созвонился с Моби, чтобы обсудить, кто виноват, что планета катится в тартарары, и что же нам все-таки делать.
— Ваш новый клип «TheseSystemsAreFailing» очень понравился российским масс-медиа — о нем рассказали даже некоторые телекомпании. Догадываетесь почему?
— Не имею представления. Возможно, потому что там есть кадры со старыми советскими зданиями.
— На самом деле — потому что в нем есть сцена с дерущимися депутатами украинской Рады. Она идет в соседстве со строчкой «Мы вам не верим», что позволило некоторым масс-медиа сделать вывод, что вы настроены против нынешнего украинского правительства.
— Ух ты. Ну... это не так (смеется). Идея была в том, чтобы показать, что многие страны мира сейчас трясет: прежние схемы отказываются работать, системы рушатся. Этот клип не направлен против одной определенной страны или ее правительства.
— То есть весь мир сейчас не в порядке? Вообще ни одной благополучной страны не осталось?
— Ну, может быть, Дания и Новая Зеландия еще делают вид, что у них все о'кей. Но остальные уже даже не пытаются. Этос всего альбома «These SystemsAreFailing» в том, что если люди вдумчиво посмотрят на системы, которые они создали, чтобы кормить, образовывать и развлекать себя, — они поймут, насколько эти системы нежизнеспособны. Я не хотел ткнуть пальцем в конкретную страну. Я хотел сказать: очнитесь, мир разваливается на куски.
Почему же все вместе мы выбираем путь к самоуничтожению?
— В этом же видео появляется Дональд Трамп. Он тоже символ? Это не означает, что вы имеете что-то против конкретно Дональда Трампа?
— О, я думаю, что Дональд Трамп — … Мне лучше даже не начинать перечислять пункты, которые меня не устраивают в Дональде Трампе. Я считаю, что он — бездарный бизнесмен и расист, неумен, заносчив и, возможно, социопат. Если его выберут, он будет худшим президентом в истории Америки.
— С идеологией нового альбома мы разобрались. Давайте поговорим о музыке. Многие сравнивают эту пластинку с вашим альбомом «AnimalRights», на котором вы играли рассерженный рок и который стал коммерческой неудачей. Как вы считаете, их правильно сравнивать?
— Некоторое сходство, безусловно, присутствует — на обеих пластинках много быстрых песен с громкими гитарами. Но «AnimalRights» — это трудный и очень злой панк-рок, а «TheseSystemsAreFailing» — это моя версия энергичного постпанка. Почему я решил записать такой альбом? Потому что я музыкант, который живет во время, когда люди не покупают альбомы. Я получил огромное удовольствие, записав новую пластинку и ни капли не переживая о ее коммерческом потенциале. Гастроли я все равно ненавижу.
— То есть не будет мирового тура Моби после выхода альбома?
— Пока я планирую всего один концерт в Лос-Анджелесе. Благотворительный — деньги от продажи билетов поступят в местный фонд защиты животных. Гастроли — это нормально, но, когда я остаюсь дома, я пишу музыку и книги, занимаюсь хайкингом, встречаюсь с друзьями. Я не хочу быть еще одним возрастным музыкантом, который вынужден ездить в тур каждые два года и исполнять одни и те же песни.
— На обложке нового альбома написано «Моби и TheVoidPacificChoir». Что это за группа? Кто еще принимает участие в этом проекте?
— Сейчас мне кажется, что запись альбома должна приносить удовольствие. Быть интересной, необычной и творчески мотивирующей. Поэтому я выдумал несуществующую группу TheVoidPacificChoir. Ее название взято из книг британского писателя Д.Г. Лоуренса. Он где-то писал о Калифорнии как о месте, где люди вглядываются в бездну Тихого океана. Знаете, многие религии и философы обращались к понятию бездны, но на протяжении всей своей истории человечество боялось бездны. А мне очень нравится идея, что бездна может быть тихой и даже безопасной.
— Так вот почему в видеоманифесте, выпущенном по поводу «TheseSystemsAreFailing», вы плаваете в бассейне. Это образ безопасной бездны. А мне это напомнило обложку альбома Nirvana «Nevermind».
— Ага, а я типа как ребенок (смеется). Знаете, откуда взялся бассейн? Он у меня во дворе дома, а мне очень нравятся съемки под водой. Просто когда что-то снимаешь под водой, то у тебя на картинке выходит мгновенный сюрреализм. Я подумал, что если снять, как зачитывают манифест, под водой — получится круто, странно и забавно.
— Все же к какому решению проблем, обозначенных на «TheseSystemsAreFailing», вы призываете? Взять пример с вас и зажить скромной жизнью в Калифорнии, отказавшись от излишеств, и тогда ситуация исправится?
— Я хочу сказать, что каждый из нас, миллиардер или работник «Макдоналдса», холостяк или отец семейства, каждый день принимает решения, от которых зависит судьба всего мира. Почему бы этим решениям не быть здоровее и полезнее для общего блага? Это же очень логично. Думаю, что наши потомки (если они, конечно, будут) оглянутся на нашу историю и изумятся: почему наши предки выбирали те вещи, которые их убивали? Почему мы выбираем нефть? Почему мы выбираем сигареты? Почему мы выбираем загрязнение окружающей среды? Любой природный организм стремится к тому, чтобы быть здоровее. Почему же все вместе мы выбираем путь к самоуничтожению? Я просто не могу это понять.
Я не хочу быть еще одним возрастным музыкантом, который вынужден ездить в тур каждые два года и исполнять одни и те же песни.
— В вашей карьере случались радикальные повороты. Возможна ли такая ситуация, что следующим альбомом вы запишете второй «Play», полный красивых и спокойных мелодий?
— Возможна. Но я бы хотел, чтобы этот альбом возник естественным образом. Потому что мне захотелось спокойных мелодий, а не потому что они хорошо продаются. Слово «карьера» применительно к моей музыкальной биографии меня вообще не устраивает. На свете столько музыкантов, актеров и политиков пытается «делать карьеру», но, по мне, их деятельность выглядит неприятным компромиссом. Я записываю альбомы, поскольку я музыкант и люблю музыку, а не свою карьеру.
— Недавно вы выпустили автобиографию «Porcelain», и она многим понравилась.
— Мне тоже (смеется).
— Почему вы решили стать еще и писателем?
— С одной стороны, мемуары — это форма самостоятельной психотерапии. Пишешь о себе, вспоминаешь события из своей жизни — и разбираешься в вещах, в которых по-другому бы не разобрался. А еще мне очень нравится общаться с людьми, причем максимально открыто и честно. Я думаю, что в мире не хватает честности — особенно от публичных фигур. Человечеству больше пользы от честности, чем от обмана. В своей книге я попытался развлечь читателя, оставаясь предельно честным. По мне, лучше быть честным и потерпеть неудачу, чем обмануть и преуспеть.
— Вторую книгу мемуаров уже начали писать?
— Да, начал. Я предполагал, что она будет посвящена периоду с 1999-го по 2009-й. Но у меня возникла проблема: уж слишком сюжет получается ходульный. Ее история в том, что боровшийся за выживание музыкант внезапно приходит к коммерческому успеху — на него сваливаются деньги и слава. Он начинает употреблять много наркотиков, много пьет, потом страдает от панических атак и в финале уходит в завязку. Беда в том, что такие истории уже нам рассказали ребята из Guns N' Roses и Робби Уильямс.
Я не боюсь показаться в неприглядном свете.
— Вы ее не собираетесь заканчивать?
— Я как раз сейчас пытаюсь понять, как рассказать эту историю интересно и необычно. А кроме того, в этот период моей жизни со мной произошло много неприятных и мрачных историй, в которые вовлечены другие люди. Я не боюсь показаться в неприглядном свете — я за полную честность, мне по фигу. Но я не хотел бы причинить другим людям неудобство или боль. Поэтому я сейчас параллельно начал другую часть книги — от момента рождения до 20 лет. Я вырос в необычной среде, в неблагополучном районе — мне есть что рассказать интересного.
— Тут в интернете промелькнула история о человеке по имени Грегор, якобы одолжившем вам CD, с которых вы взяли сэмплы для «Play» и которые забыли ему отдать. Теперь он написал песню под названием «Моби, верни мои диски». Это не шутка?
— Ха-ха, смешная история. Да, Грег — мой старый друг. Действительно, он один из людей, у которых я брал диски с записями Алана Ломакса. Проблема в том, что я давно не пользуюсь CD. Черт знает, где вся моя CD-коллекция. Если я ее найду, то верну ему их с превеликим удовольствием.
Альбом Moby & The Void Pacific Choir под названием «These Systems Are Failing» выходит 14 октября.
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова