СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 2024164«Это будет шоу как у фирмачей, — смеется фронтмен «СБПЧ» Кирилл Иванов. — За то время, что мы его готовим, я словосочетание “как у фирмачей” слышал тысячу раз». Мы с Кириллом стоим в одном из пустых залов Музея Москвы, в чреве которого сейчас идет подготовка к необычной презентации нового альбома питерской группы под названием «Мы — огромное животное, и мы вас всех съедим!». «Концерт-перформанс, концерт-погружение, концерт-трип», как его анонсирует группа в социальных сетях.
«Когда мы с режиссером Евгением Силаевым первый раз встретились, чтобы обсудить, каким будет это шоу, — продолжает рассказывать Кирилл Иванов, — то я в качестве примера привел выступление группы Knife, которое произвело на меня огромное впечатление. Там 20 человек на сцене, и совершенно непонятно, что на ней происходит: кто-то пляшет, кто-то играет. Дикий кайф! А Женя показал мне шоу Роджера Уотерса «The Wall» — там размах: циклопическая видеостена, летящие на зрителя вертолеты, спецэффекты, киловатты света… Я чувствую себя почти что Роджером Уотерсом — на этом концерте вместе с нами работает команда в 40 человек».
Судя по репетиционному процессу, который почти неделю идет в Музее Москвы, концерт-трип «СБПЧ» будет выглядеть как среднее арифметическое между шоу The Knife и Роджера Уотерса. Впервые в истории петербургской инди-группы, много экспериментировавшей с музыкальной и концертной формой, в их выступлении появятся драматургия, декорации и сценография, о которых, впрочем, почти ничего нельзя рассказать, чтобы не испортить зрителям заготовленные сюрпризы. Можно рассказать о том, чего не будет в этом шоу: видеостены как в «The Wall» и вообще видеопроекции, ставшей неотъемлемой деталью практически любого концерта в XXI веке. «Мы — огромное животное, и мы вас всех съедим!» — шоу стопроцентно рукодельное, как знаменитый «Performance», сделанный Pet Shop Boys в 1991-м. Последнюю неделю команда в 40 человек, поселившаяся в Музее Москвы, трудится над тем, чтобы склеить, сшить, спаять, надуть, развесить, расставить и собрать все, что придумано режиссером Евгением Силаевым вместе с художником Надей Лапшиной и хореографом Ириной Галушкиной. А потом разобрать и снова собрать внутри клуба «Известия Hall». На один день, потому что этот концерт никогда не повторится.
«СБПЧ» готовит свое одноразовое шоу в содружестве с продакшн-компанией Dreampro, реализующей масштабные мероприятия вроде официальных встреч в рамках саммита БРИКС 2015-го или пышных премий глянцевых журналов. Питерская группа и московская компания, сошедшиеся в музыкальных и эстетических вкусах, третий раз работают вместе. До этого они сотрудничали в двух больших концертах на «Стрелке», ставших заметными событиями насыщенного концертами московского лета, — вместе готовили «Психоделическое приключение» и «Большое космическое путешествие». Но «Мы — огромное животное, и мы вас всех съедим!» — это переход на новый уровень как для «СБПЧ», так и для всей российской инди-сцены.
«Самое Большое Простое Число» — «Психоделическое приключение»
«Когда Женя Силаев помогал нам делать концерты на “Стрелке”, он все время жаловался, что недостаточно времени, чтобы придумать что-то серьезное, — говорит Кирилл Иванов, проматывая на смартфоне ленту секретной группы под названием «Супермегагигаконцерт», в которой обсуждаются детали грядущего шоу — от костюмов до промо-стикеров. — Когда мы записывали “Огромное животное”, мы посылали Жене демо песен, и он сразу начал придумывать. Придумано много чего — у нас куча идей, но главное, что у нас появится драматургия выступления, построенная на сюрпризах. Это шоу будет вырывать зрителя из реальности».
Мы с Кириллом Ивановым смотрим на собранную для шоу масштабную декорацию, в которой будет происходить концерт-трип. Она воспроизводит интерьер богемной питерской квартиры: кухня, заваленная всякой всячиной, телевизор на икеевском комоде, входная дверь с тремя наклейками с изображением Иисуса, зала с бабушкиным шкафом, на который закинут клюшки для гольфа, и велосипедом на стене, окно, за которым маячит какое-то дерево, и двуспальная кровать. Между мебелью, будто бы собранной на Avito, притулились музыкальные инструменты — барабанная установка, гитарные комбики и стойки с микрофонами. Декорация причем вовсе не бутафорская: в этой квартире можно жить — пожарить на кухне яичницу и посмотреть телевизор, что, говоря по секрету, и будет продемонстрировано во время концерта-трипа. Кирилл Иванов замечает, что сотрудники Dreampro последние дни буквально живут в этой импровизированной квартире. В доказательство его слов откуда-то из темноты выныривает бородатый парень, подходит к кровати и начинает прикручивать к стене второй ночник. Напротив декорации, прямо по центру репетиционного зала, за столом, заставленным пустыми стаканчиками из-под кофе, сидит второй человек в «СБПЧ» Илья Барамия и, не отвлекаясь ни на что, глядит в макбук. На его лице — печать необычайной сосредоточенности.
«Мы никогда не делали такого и вряд ли сможем повторить, — в наш разговор включается директор «СБПЧ» Антон Курильчик. — Мы же инди-группа. Чтобы организовать такое количество людей, нам бы, наверное, потребовался год и страшно представить, сколько денег. Но Dreampro — профессионалы организации. И здесь все работают за идею. Все ради того, чтобы сделать уникальную штуку». «Мне больше всего нравится, что этот концерт — рукотворный, — добавляет Кирилл Иванов. — Хочется сделать вещь масштабной, но живой. Как концерт Talking Heads “Stop Making Sense”, который Джонатан Демме снял. Чтобы было мощно и энергично, но сделано людьми, а не биороботами».
Чтобы одноразовое рукотворное шоу «Самого Большого Простого Числа» вырвало зрителя из реальности, музыкантам, которые выйдут на сцену (Кирилл Иванов, Илья Барамия, гитарист Антон Хабибулин, барабанщик Олег Занин, певицы Женя Борзых и Надя Грицкевич, бэк-вокалистки Валерия Коган и Алена Долбик и юный вибрафонист Макар), надо сыграть два с лишним десятка песен с точностью биороботов, не выбившись из расписанного по тактам временного графика. Самая трудная часть концерта-трипа состоит в синхронизации действий музыкантов, сложносочиненной световой партитуры и актеров, задействованных в перформансе. «Синхронизация — это жутко интересно, — улыбается Илья Барамия, который решил на минутку оторваться от своего макбука. — Вот я сейчас сижу и вымеряю длины песен. С такой точностью я раньше аранжировки не просчитывал. Зато будет мощный эффект, если все сработает. Походит на то, как мы в детстве готовили бомбочки: точишь магний, потом серу со спичек. Готовишь эту смесь полдня, потом идешь во двор, одна секунда — быдыщ! И все — можешь идти домой».
Презентация нового альбома «Самого Большого Простого Числа» пройдет 5 ноября в «Известия Hall»
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 2024164Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249431Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416078Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416821Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419512Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420385Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425425Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425628Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202426969