21 ноября 2016Современная музыка
174

В поисках утраченного времени

Герои «сложного» хип-хопа A Tribe Called Quest вернулись с новым альбомом, первым за 18 лет, и песней протеста против Дональда Трампа

текст: Виталий Волк
Detailed_picture© A Tribe Called Quest

Хотя A Tribe Called Quest читали хип-хоп еще в середине восьмидесятых годов, когда учились в школе, по-настоящему для них все началось с успеха другой нью-йоркской группы — De La Soul. В 1989 году вышел альбом De La Soul «3 Feet High and Rising», после которого стали писать о том, что в Нью-Йорке вызрел новый, «альтернативный», рэп — с витиеватыми текстами, часто не связанными напрямую с поэзией улиц, и сложной музыкой, основанной на джазовых сэмплах, но, кроме того, черпающей вдохновение из самых разных источников, от Джонни Кэша до Сержа Генсбура. A Tribe Called Quest, основанные в 1985-м рэперами Q-Tip и Phife Dawg и диджеем Али Шахидом Мухаммадом, влились в это течение, вставив в свой хип-хоп, например, фрагмент песни Лу Рида; а про их дебютный альбом «People's Instinctive Travels and the Paths of Rhythm», вышедший в 1990 году, восторженные критики написали, что под него можно спокойно читать Пруста.

Джероби Уайт, участник первого состава A Tribe Called Quest: «Не думаю, что мы соревновались с другими рэперами. Скорее, старались дотянуться до уровня Принса, Марвина Гэя и Earth, Wind & Fire» (из интервью лейблу Legacy Recordings).

A Tribe Called Quest — «Bonita Applebum»

Статус выдающейся рэп-группы им принес второй альбом, «The Low End Theory», на котором группа заговорила о социальных проблемах. Один из участников A Tribe Called Quest, уроженец Квинса Q-Tip, бравировал: «Проклятье второго альбома? Что это еще за глупости? Я лучше запишу The Low End Theory». Сохранив любовь к джазовым сэмплам, A Tribe Called Quest добавили баса и стали звучать более танцевально. В результате альбом был признан одной из главных рэп-пластинок девяностых.

Phife Dawg: «Мы хотели, чтобы нас запомнили не по песням, а по альбомам. Чтобы, услышав, как кто-то говорит про A Tribe Called Quest, люди реагировали: “Да, помню, вся их пластинка была потрясающей!” Знаете, есть музыканты, которые появились и пропали без следа, потому что все знали только одну их песню и не обращали внимания на остальные. Нам хотелось другого» (из интервью Rolling Stone).

A Tribe Called Quest — «Jazz (We've Got) Buggin' Out»

Несмотря на успех «The Low End Theory», история хип-хопа пошла в другую сторону. Примерно в то же время силу стал набирать гангста-рэп, который если и хотел что-то сделать с Прустом, то в лучшем случае вырвать из его книг все страницы и накрутить из них косяков. Музыка стала жестче, резче, энергичнее, джазовые влияния отошли на второй план, вместо них в рэп-музыку пришел фанк. A Tribe Called Quest, чуткие к новым веяниям, тоже не остались в стороне — их следующий альбом, «Midnight Marauders», «огрубел» как с музыкальной, так и с текстовой точки зрения (хотя, конечно, это все равно совсем не Тупак Шакур).

A Tribe Called Quest — «Electric Relaxation»

К концу девяностых группа прочно укоренилась в списке живых классиков, выпустила еще два успешных альбома, множество совместных записей с другими известными рэперами и в конце концов распалась, дав возможность участникам начать сольные карьеры. Но слава пионеров «сложного» хип-хопа периодически стучалась в двери к создателям A Tribe Called QuestQ-Tip, Phife Dawg и Али Шахиду Мухаммаду, и они заявляли об очередном реюнионе. В последний раз они собрались в полном составе — присоединился и четвертый участник ранних записей Джероби Уайт — для записи нового альбома, первого за 18 лет; но в марте 2016 года, в разгар работы над альбомом, Phife Dawg умер от диабета. Записанного материала в итоге хватило на двухдисковый «We Got It from Here... Thank You 4 Your Service», вышедший 11 ноября.

Джероби Уайт: «Да, запись этого альбома убила его (Phife Dawg. — Ред.). Но он был очень счастлив уйти именно так» (из интервью New York Times).

Всегда точно попадавшие в нерв времени музыканты собрали беспроигрышный состав гостей, включающий Баста Раймса, Джека Уайта, Элтона Джона, Anderson .Paak, Канье Уэста и Кендрика Ламара. Удалось воссоздать и фирменный интеллигентный звук A Tribe Called Quest, при этом звучит альбом абсолютно современно — может быть, даже слишком современно для таких заслуженных музыкантов. Традиционный джазовый грув группы попал как раз в струю всемирного увлечения тягучим хип-хопом, но мощный бит тащит слушателя вперед, не давая песням провисать. Плюс в музыку зашиты многочисленные цитаты-сэмплы из самых неожиданных источников — радость для знатоков, способных их опознать, или способ повергнуть в священный трепет слушателей попроще. У A Tribe Called Quest получилось что-то вроде высококлассного трибьюта самим себе — все фирменные приемы по списку, поданные в лучшем виде. Завершив двухчастный альбом композицией-трибьютом «The Donald», музыканты как бы говорят Phife Dawg на прощание: «Дальше мы как-нибудь сами, но спасибо, что показал дорогу» («We Got It from Here... Thank You 4 Your Service»).

По ссылке можно найти первоисточники сэмплов, использованных в записях группы, — на «We Got It from Here... Thank You 4 Your Service», например, встречаются Gentle Giant, Black Sabbath, цитата из фильма «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (правда, довольно избитая) и трек французских композиторов-экспериментаторов Пьера Анри и Мишеля Коломбье под названием «Jericho Jerk».

Спустя неделю после выхода альбома талант A Tribe Called Quest попадать в нерв времени проявился в очередной раз: группа выложила непростой клип на самую острую песню с альбома «We the People», которая, как пишет Vice, идеально отражает риторику антитрамповских протестов. Посмотрим, что будет дальше.

«We the People»


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244872
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246435
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413027
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419516
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423593
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428900
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429554