Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244872Хотя A Tribe Called Quest читали хип-хоп еще в середине восьмидесятых годов, когда учились в школе, по-настоящему для них все началось с успеха другой нью-йоркской группы — De La Soul. В 1989 году вышел альбом De La Soul «3 Feet High and Rising», после которого стали писать о том, что в Нью-Йорке вызрел новый, «альтернативный», рэп — с витиеватыми текстами, часто не связанными напрямую с поэзией улиц, и сложной музыкой, основанной на джазовых сэмплах, но, кроме того, черпающей вдохновение из самых разных источников, от Джонни Кэша до Сержа Генсбура. A Tribe Called Quest, основанные в 1985-м рэперами Q-Tip и Phife Dawg и диджеем Али Шахидом Мухаммадом, влились в это течение, вставив в свой хип-хоп, например, фрагмент песни Лу Рида; а про их дебютный альбом «People's Instinctive Travels and the Paths of Rhythm», вышедший в 1990 году, восторженные критики написали, что под него можно спокойно читать Пруста.
Джероби Уайт, участник первого состава A Tribe Called Quest: «Не думаю, что мы соревновались с другими рэперами. Скорее, старались дотянуться до уровня Принса, Марвина Гэя и Earth, Wind & Fire» (из интервью лейблу Legacy Recordings).
A Tribe Called Quest — «Bonita Applebum»
Статус выдающейся рэп-группы им принес второй альбом, «The Low End Theory», на котором группа заговорила о социальных проблемах. Один из участников A Tribe Called Quest, уроженец Квинса Q-Tip, бравировал: «Проклятье второго альбома? Что это еще за глупости? Я лучше запишу “The Low End Theory”». Сохранив любовь к джазовым сэмплам, A Tribe Called Quest добавили баса и стали звучать более танцевально. В результате альбом был признан одной из главных рэп-пластинок девяностых.
Phife Dawg: «Мы хотели, чтобы нас запомнили не по песням, а по альбомам. Чтобы, услышав, как кто-то говорит про A Tribe Called Quest, люди реагировали: “Да, помню, вся их пластинка была потрясающей!” Знаете, есть музыканты, которые появились и пропали без следа, потому что все знали только одну их песню и не обращали внимания на остальные. Нам хотелось другого» (из интервью Rolling Stone).
A Tribe Called Quest — «Jazz (We've Got) Buggin' Out»
Несмотря на успех «The Low End Theory», история хип-хопа пошла в другую сторону. Примерно в то же время силу стал набирать гангста-рэп, который если и хотел что-то сделать с Прустом, то в лучшем случае вырвать из его книг все страницы и накрутить из них косяков. Музыка стала жестче, резче, энергичнее, джазовые влияния отошли на второй план, вместо них в рэп-музыку пришел фанк. A Tribe Called Quest, чуткие к новым веяниям, тоже не остались в стороне — их следующий альбом, «Midnight Marauders», «огрубел» как с музыкальной, так и с текстовой точки зрения (хотя, конечно, это все равно совсем не Тупак Шакур).
A Tribe Called Quest — «Electric Relaxation»
К концу девяностых группа прочно укоренилась в списке живых классиков, выпустила еще два успешных альбома, множество совместных записей с другими известными рэперами и в конце концов распалась, дав возможность участникам начать сольные карьеры. Но слава пионеров «сложного» хип-хопа периодически стучалась в двери к создателям A Tribe Called Quest — Q-Tip, Phife Dawg и Али Шахиду Мухаммаду, и они заявляли об очередном реюнионе. В последний раз они собрались в полном составе — присоединился и четвертый участник ранних записей Джероби Уайт — для записи нового альбома, первого за 18 лет; но в марте 2016 года, в разгар работы над альбомом, Phife Dawg умер от диабета. Записанного материала в итоге хватило на двухдисковый «We Got It from Here... Thank You 4 Your Service», вышедший 11 ноября.
Джероби Уайт: «Да, запись этого альбома убила его (Phife Dawg. — Ред.). Но он был очень счастлив уйти именно так» (из интервью New York Times).
Всегда точно попадавшие в нерв времени музыканты собрали беспроигрышный состав гостей, включающий Баста Раймса, Джека Уайта, Элтона Джона, Anderson .Paak, Канье Уэста и Кендрика Ламара. Удалось воссоздать и фирменный интеллигентный звук A Tribe Called Quest, при этом звучит альбом абсолютно современно — может быть, даже слишком современно для таких заслуженных музыкантов. Традиционный джазовый грув группы попал как раз в струю всемирного увлечения тягучим хип-хопом, но мощный бит тащит слушателя вперед, не давая песням провисать. Плюс в музыку зашиты многочисленные цитаты-сэмплы из самых неожиданных источников — радость для знатоков, способных их опознать, или способ повергнуть в священный трепет слушателей попроще. У A Tribe Called Quest получилось что-то вроде высококлассного трибьюта самим себе — все фирменные приемы по списку, поданные в лучшем виде. Завершив двухчастный альбом композицией-трибьютом «The Donald», музыканты как бы говорят Phife Dawg на прощание: «Дальше мы как-нибудь сами, но спасибо, что показал дорогу» («We Got It from Here... Thank You 4 Your Service»).
По ссылке можно найти первоисточники сэмплов, использованных в записях группы, — на «We Got It from Here... Thank You 4 Your Service», например, встречаются Gentle Giant, Black Sabbath, цитата из фильма «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (правда, довольно избитая) и трек французских композиторов-экспериментаторов Пьера Анри и Мишеля Коломбье под названием «Jericho Jerk».
Спустя неделю после выхода альбома талант A Tribe Called Quest попадать в нерв времени проявился в очередной раз: группа выложила непростой клип на самую острую песню с альбома «We the People», которая, как пишет Vice, идеально отражает риторику антитрамповских протестов. Посмотрим, что будет дальше.
«We the People»
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244872Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246435Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413027Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419516Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420184Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422837Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423593Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428764Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428900Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429554