22 ноября 2016Современная музыка
245

Hauschka: «Я не делаю музыку для влюбленных парочек»

Немецкий композитор и пианист, сочиняющий для подготовленного фортепиано, не согласен быть «звездой неоклассики»

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Mareike Foecking

Немецкий пианист и композитор Фолькер Бертельманн (Volker Bertelmann), известный под псевдонимом Hauschka, — пропагандист подготовленного фортепиано, изобретенного американским композитором-визионером Джоном Кейджем. Впрочем, Hauschka догадался радикально менять звучание рояля, ничего не зная о работах Джона Кейджа, и его музыка совсем другая. Мелодичные и ритмичные композиции Hauschka ближе к экспериментальной электронике, а новый альбом, по словам немецкого музыканта, возвращает его к хип-хоп-корням. Перед появлением Фолькера Бертельманна 1 декабря в Колонном зале Дома Союзов на концерте из серии Sound Up Денис Бояринов выяснял, почему композитора и пианиста раздражает, когда его музыку называют неоклассикой.

— Где вы сейчас находитесь?

— Я в Нью-Йорке. Последние две недели я в разъездах по Америке. Вчера был в Лос-Анджелесе. В прошлом году я записал четыре саундтрека к фильмам. Один из них — к фильму «Лев», который, возможно, будет номинирован на «Оскар» в следующем году. Это картина об индийском ребенке, усыновленном австралийской семьей и спустя 25 лет решившем разыскать своих настоящих родителей. Нас позвали в Штаты на премьеру этого фильма.

— Когда вы работаете над саундтреками, вы придерживаетесь стиля Hauschka или делаете совершенно другую музыку?

— По-разному. Иногда ко мне обращаются режиссеры, которые знают и любят музыку Hauschka. Но когда мы начинаем обсуждать фильм, выясняется, что моя музыка, как правило, слишком энергичная. Мне приходится сбавлять напор. Думаю, что в будущем для саундтреков я буду работать под своим именем — Фолькер Бертельманн, а псевдоним Hauschka оставлю для своей экспериментальной музыки. Потому что, когда люди слышат мягкую, меланхоличную музыку, написанную мной, они говорят, что это не Hauschka. Но музыка для «Льва» — это Hauschka почти на 100%.

Мне всегда нравилась «физическая» музыка.

— Российские композиторы, которые работают для кино, жалуются на недостаток творческой свободы. Чаще всего продюсеры или режиссеры предлагают скопировать музыку из какого-нибудь известного голливудского фильма. Вам приходится сталкиваться с такой проблемой?

— Конечно, существует страх перед новым. Так происходит повсеместно, не только в кино. Новым вещам и идеям нужно время, чтобы к ним привыкли. Впрочем, недавно я читал большую статью в LA Times о том, что в Голливуде сейчас идет волна новых композиторов, которые, как и я, являются гастролирующими музыкантами. Тут есть один интересный момент. Как у музыканта у меня нет никаких ограничений — я могу делать что захочу. Однако, когда пишешь музыку для фильма или для хореографической постановки, надо прислушиваться к мнению режиссера, поскольку он имеет четкое представление о том, что он делает и хочет получить.

— Давайте поговорим о том, как вы стали композитором. Вы в детстве учились играть на фортепиано, но в какой-то момент вдруг оказались в рэп-группе. Как это произошло?

— Мне всегда нравилась, скажем так, «физическая» музыка — музыка, под которую можно танцевать. Я любил бас. А в хип-хопе эти два направления сошлись. Сначала я заинтересовался хип-хопом как танцор.

На пианино я учился играть с девяти лет, а первая группа у меня появилась в 20 лет, и это была R&B-группа. В рэп-группе я оказался благодаря своему американскому кузену из Ричмонда, Вирджиния. Он писал отличные тексты, но петь не мог и поэтому начал читать свои тексты. А я стал работать с синтезаторами и программировать драм-машины.

Мне очень нравились тогдашняя хип-хоп-сцена и люди, которые слушали рэп. В то время в Германии рэп был музыкой среднего класса. Парни с окраин еще не присвоили его себе.

— Я пытался найти в интернете треки вашей рэп-группы God's Favourite Dog, но у меня не получилось.

— Наши треки нельзя найти в интернете, потому что тогда еще не было интернета. Мы записали всего один альбом, который вышел на Sony Music. У меня есть наши песни, даже клипы на VHS-кассетах. Но мы не выкладывали их в интернет.

Мы были группой на подъеме. У нас все было хорошо. Большие гастроли. Мы выступали на разогреве у группы Die Fantastischen Viere, они до сих пор остаются немецкими рэп-звездами. Мы остановили наш проект, потому что чувствовали, что не вписываемся в реалии рынка. Рекорд-бизнес требовал, чтобы мы делали не такую музыку, какую нам хотелось. Sony Music на нас постоянно давила — мы не понимали, что они хотят и зачем они это делают.

Меня постоянно спрашивают, не я ли изобрел подготовленный рояль.

— Как вы пришли к идее делать музыку для подготовленного фортепиано?

— Это было во время записи альбома «Substantial» в Уэльсе на студии друга. Я хотел получить звук хай-хэтов без компьютера, потому что я собирался давать концерты только на рояле. Задавшись вопросом, как я могу получить «нерояльный» звук, я пришел к выводу, что надо поместить что-то между молоточками и струнами. Я подложил упаковку от рождественского пирога. Она была сделана из хрусткой фольги. И это сработало! На «Substantial» я использовал подготовленное фортепиано лишь в нескольких треках, зато на следующем альбоме, «Prepared Piano», я глубоко погрузился в эту тему.

— Когда вы начали записывать свои композиции для подготовленного рояля, вы еще не знали о том, что это идея Джона Кейджа. А когда узнали и познакомились с его музыкой, это как-то изменило вашу?

— Если бы я знал о том, что эту технику придумал Джон Кейдж, я бы не решился использовать подготовленный рояль. Потому что Джон Кейдж — гений. Страшно приближаться к гениям. Моя музыка совсем не походит на музыку Джона Кейджа. Она тональная. Более мелодическая и куда менее абстрактная. Забавно, что даже в Америке, на его родине, меня постоянно спрашивают, не я ли изобрел подготовленный рояль. Не так много людей знает о Джоне Кейдже.

— Как долго вы готовите фортепиано перед концертом? Это длительный процесс?

— Зависит от того, сколько у меня есть времени. Я могу сделать это за 10—15 минут, если необходимо. Но чем больше времени — тем лучше. Есть возможность послушать, как рояль звучит в данном зале, и, возможно, что-то изменить. Многое зависит от зала — рояль в церкви звучит совершенно не так, как в клубе. Каждый зал звучит по-разному.

— Вы начали эксперименты с упаковки от рождественского пирога, а какие предметы вы используете сейчас?

— Ой, что я только не вожу с собой: разные виды бумаги и фольги, материалы и приспособления, которые используют настройщики роялей, вроде специальной глины для гашения звука, клейкие ленты, бутылочные крышки, подсвечники от чайных свечек, различные металлические предметы, шарики для пинг-понга, игрушечные барабан и тамбурин.

— Список этих предметов пополняется? Или вы уже нашли все тембры, которые искали?

— Я постоянно экспериментирую с новыми материалами и предметами в поисках нового звука. Если мне что-то кажется интересным — я тут же несу это в студию.

Где мы окажемся — в утопии или антиутопии?

— Каков процент импровизации в вашем живом выступлении?

— По-разному. В Москве я буду импровизировать на 100%, используя темы из разных альбомов. Сейчас я нахожусь в переходном периоде — моя новая пластинка выйдет в марте. Новая запись в некотором роде возвращает меня во времена моей хип-хоповой молодости. Это будет мрачноватая, медленная электроника с глубоким басом. Она будет очень фактурной и экспериментальной. Параллельно с этим альбомом я выпущу еще один, на котором под мою музыку будут читать разные рэперы. В Москве я покажу небольшое превью с этой пластинки, и я могу это сделать только в режиме импровизации. После того как мой альбом выйдет, мой лайв-сет будет наполовину состоять из музыки в том виде, в котором она на нем записана.

— Как будет называться новый альбом и о чем он?

«What If». Это мое размышление о том, как человечество будет жить через 20 лет. Где мы окажемся — в утопии или антиутопии? В каком мире будут жить мои дети? Будет ли человечество развиваться или у нас закончится питьевая вода? Надо ли нам надеяться на лучшее или ждать апокалипсиса? Этим вопросам, которыми, возможно, задавались и мои родители, я хочу посвятить свою новую пластинку.

— А каков ваш прогноз на будущее — утопия или антиутопия? Вы оптимист?

— Вообще-то я оптимист. Я считаю, что любая проблема имеет решение — мне так подсказывает мой жизненный опыт. И в то же время сейчас я не так уверен, что будущее человечества безоблачно. Я из Германии — история нашей страны показывает, что все может измениться в одночасье, так что и не заметишь момента, когда все началось. Не думаю, что люди, которые голосовали за Гитлера, представляли себе, что их соседей будут забирать в концентрационные лагеря и там убивать. Глядя на политические и социальные процессы, происходящие в Европе и США, я думаю, что нынешний порядок вещей может очень быстро дестабилизироваться.

Мне очень не нравится, что многие так называемые музыканты-неоклассики пытаются стать поп-звездами от фортепиано.

— Вы выступает против термина «неоклассика», которым часто описывают вашу музыку. Почему он вам не нравится?

— Начать с того, что он совершенно неверен. В истории музыки уже было одно неоклассическое движение — в начале XX века. Кроме того, та музыка, которую сейчас называют неоклассикой, вообще не имеет ничего общего с классической музыкой. Как правило, она простая и слащавая. Бесконечное повторение трех-четырех аккордов с незначительными изменениями. В моей молодости такую музыку называли музыкой для лифтов.

Мне очень не нравится, что многие так называемые музыканты-неоклассики пытаются стать поп-звездами от фортепиано. Я этого не хочу и потому стараюсь дистанцироваться от этого термина. И я не один: те музыканты, которые мне нравятся и которых также причисляют к неоклассикам, тоже против «неоклассики». Например, Йохан Йоханссон или Макс Рихтер.

— Мне кажется, термин «неоклассика» можно применять к музыкантам, которые сочиняют для «классических» инструментов, таких, как рояль или скрипка, но используют методы и технологии электронной музыки. Конечно, это не самое подходящее описание, но другого нет. А вы сами как называете свою музыку?

— Я бы говорил о «современной музыке». Это общее описание, зато честное. Или о «современной фортепианной музыке». А то, что сейчас называют неоклассикой, — музыка, чтобы ты приобнял свою девушку и почувствовал прилив романтики. Я не делаю музыку для влюбленных парочек. Меня раздражает, когда слушатели подходят после концерта и говорят: «О, это было так красиво!» Я ничего не имею против комплиментов, но лучше бы они почувствовали хоть какие-то эмоции: радость, страх, тревогу, что угодно…

Я понимаю, почему этот термин в ходу. Когда я последний раз выступал в Москве, промоутер сказал мне, что если в рекламе концерта написать, что это неоклассика, придет в пять раз больше людей. Но они же обманываются — приходят послушать приятные мелодии, как из спа-салона, а я им играю что-то совершенно другое.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245254
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246862
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413340
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419798
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423867
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429164
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429832