23 декабря 2016Современная музыка
195

Zap Mama: «Русский язык — один из моих любимых»

Известная афро-джазовая певица Мари Долн о затянувшейся творческой паузе, симпатии к консерватизму и русской «р»

текст: Егор Антощенко
Detailed_picture© Zap Mama

29 декабря в Международном доме музыки пройдет мини-фестиваль «Усадьба Jazz Zima», на котором крупнейший джазовый опенэйр напомнит о себе выступлениями Антона Беляева и Therr Maitz со специальной акустической программой и первым за долгое время концертом африканской певицы Мари Долн, основавшей вокальную группу Zap Mama. Уроженка Заира, перебравшаяся в Бельгию из-за гражданской войны у себя на родине, Мари Долн со своей группой стала настоящей сенсацией в мире world music еще в девяностых. В ее музыке в равных пропорциях смешались африканские вокальные традиции, джаз, соул и электроника. Пластинки Zap Mama издавал лейбл Дэвида Бирна Luaka Bop, а среди музыкантов, в разное время сотрудничавших c Мари Долн, были такие разные люди, как Дэвид Гилмор, Аланис Морисетт, Эрика Баду и великий диджей Карл Крейг. Накануне концерта Егор Антощенко связался с Мари Долн и расспросил ее о затянувшемся творческом отпуске и дальнейших планах.

Zap Mama — «Brrrlak»

— Вы давно не выпускали новых пластинок — семь лет, если я не ошибаюсь. Чем вы все это время занимались?

— Да, это так. В Европе последний альбом вышел в 2010 году, в Америке и остальном мире — в 2009-м. Понимаете, я работала без остановок и перерывов 25 лет подряд. Это мой первый отпуск. Я вернулась к нормальной жизни, семье. Моей дочери исполнилось двадцать, я стала проводить больше времени с ней — сейчас она живет сама по себе. Но музыку я тоже писала, конечно. Меня заинтересовало, как творческие люди получают вдохновение от обычной жизни, от похода на рынок за продуктами, разговоров с соседями, самых простых вещей… Сейчас у меня есть материал для трех альбомов, так что в следующем году я буду выкладывать сингл за синглом.

— Вы переехали из Нью-Йорка в Брюссель; как это сказалось на вашей жизни?

— Разумеется, здесь спокойнее. В Нью-Йорке ты постоянно тусуешься, встречаешь кого-то — в Брюсселе ты можешь заняться домом, частной жизнью. В 2014 году умерла моя мама, я решила, что в ее последние годы я должна быть рядом с ней столько времени, сколько смогу. Это еще одна причина, почему перерыв в моей карьере так затянулся.

— Как вы сочиняли музыку в это время, как выглядел сам процесс?

— Я всегда придумываю все партии голосом, a cappella. Ударные, бас, струнные — я пропеваю эти партии и пересылаю их музыкантам. А потом мы вместе решаем, как это все будет звучать.

— Вы еще преподаете вокал, у вас довольно необычная методика. Расскажите о ней.

— Я стараюсь сделать так, чтобы люди поняли, что голос — это универсальный инструмент, что он создан не только для мелодии в песне. Следующий альбом будет целиком исполнен a cappella — а на концертах я подключаю аудиторию: кто-то поет басовые партии, кто-то имитирует барабаны и так далее. На моих воркшопах люди чувствуют себя раскованно, потому что не каждый же может взять и выступить солистом. А мы даем любому человеку возможность занять то место в общем хоре, которое он сам захочет. Если ты чувствуешь, что ты крутой битбоксер, — пожалуйста. Если хочешь петь бас — отлично. Если считаешь, что ты универсален, то можешь ходить от группы к группе и пробовать себя в разных качествах.

Фрагмент воркшопа Zap Mama

— Какие люди к вам приходят?

— Самые разные — всех возрастов, полов и рас. В этом прелесть этих занятий. Конечно, на каждом конкретном воркшопе бывает по-разному: в UCLA в Лос-Анджелесе было больше молодежи, в Нью-Йорке — больше мужчин. Но люди самые разные.

— Музыка на ваших будущих трех альбомах будет разная стилистически?

— Первый будет ориентирован больше на молодую аудиторию, я бы назвала его стиль dance a cappella. Ну или для тех, кто в принципе ценит голосовую музыку. Живьем это будет напоминать то, что я делаю на своих вокальных воркшопах: люди будут танцевать и одновременно петь свои партии. На второй пластинке будут джаз и соул, сыгранные с традиционным бэндом. А на третьей — только вокал в сопровождении какого-нибудь одного инструмента, например, скрипки. Это будет тихая музыка, для дома. Немного боссановы, немного классики.

DJ Krush feat. Zap Mama — «Danger of Love»

— Похоже, у вас есть материал для любого заведения — клуба, концертного зала, камерной сцены.

— Да, причем на первом сингле мы записали песню в трех вариантах — a cappella, с электрической группой и в акустике. Я всегда любила переходить от одного жанра к другому. Некоторые люди концентрируются на чем-то одном, но мне интересно делать музыку и для вечеринки, и для спокойного домашнего прослушивания. Единственное, чего я не буду теперь делать, — это ездить в выматывающие туры по десять месяцев. С этим покончено, они не оставляют времени для жизни и сочинения музыки. Нескольких концертов в месяц вполне достаточно.

— В какую точку на Земле вы хотели отправиться с концертом или просто как турист?

— Меня очень интересует Азия — просто потому, что это совершенно другая культура, далекая и от африканской, и от европейской. Так что очень бы хотелось еще раз побывать в Японии. Недавно я была в Греции — это, конечно, тоже Европа, но в ней есть что-то отличительное, что-то особенное. И я обожаю Россию — ее архитектуру, людей. Они кажутся мне очень элегантными.

Когда меня спрашивают, какой мой любимый язык, я говорю, что на первом месте — португальский, а на втором — русский.

— Правда?

— Да! И русский язык — один из моих любимых. Когда меня спрашивают, какой мой любимый язык, я говорю, что на первом месте — португальский, а на втором — русский. Сочетания согласных, то, как вы произносите «р». У русского есть какой-то удивительный мелодизм, которого я больше нигде не слышала.

— Что вы исполните в Москве? Это ведь такой предпраздничный концерт, канун Нового года.

— У меня нет специальных праздничных песен, но в моей музыке самое важное место занимает голос, а пение с древних времен — одна из главных составляющих праздника. К сожалению, люди сейчас меньше поют, когда отмечают Рождество или Новый год; я стараюсь, чтобы на моих концертах они вспоминали, как это здорово — петь.

Zap Mama & Erykah Badu — «Bandy Bandy»

— Какие у вас вообще ощущения от уходящего года? Такое чувство, что мы шагнули в какую-то новую эпоху — Brexit, победа Трампа, усталость от глобализма, мультикультурализма в том виде, в котором он существовал в последние десятилетия.

— В то, что победил Трамп, невозможно было поверить. Я не могла заснуть до шести утра, звонила друзьям в Штатах, спрашивала: «Вы вообще голосовали?» Большая ошибка медиа была в том, что этот клоун не может выиграть в принципе. Наверное, поэтому многие не пошли голосовать — все считали, что выиграет Клинтон. Посмотрим, что будет дальше: мне не кажется, что Трамп действительно такой экстремал, каким его показывают американские СМИ. Медиа часто преувеличивают. Он наговорил много вещей, которые в Штатах казались немыслимыми, но у этой страны есть мощные институты. Вообще я не имею ничего против консерватизма — нет ничего плохого в том, что ты стремишься сберечь то, что строишь: свой сад, дом, семью и так далее. Другое дело — экстремизм. В Бельгии набирают очки крайне правые — но это происходит не от нетерпимости людей. Просто все напуганы террористическими актами, боятся мигрантов. С другой стороны, Бельгия не была бы такой богатой, если бы не ресурсы ее колонии Конго — уран, кобальт, золото и люди, человеческие ресурсы. У нас один мир — мы нужны друг другу.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249394
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416038
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420351
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425587
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426931