Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244890Разговор с тремя участниками популярной «ВКонтакте» украинской рок-группы проходил в такси, медленно волочившемся по московским пробкам, и закончился неожиданно — горячей дискуссией с таксистом о том, спивается ли русская нация. Трое двадцатилетних из «Нервов» — эмоциональный Женя (вокалист и автор песен, в перуанской шапке с помпонами), рассудительный Влад (гитарист и тоже вокалист, в импозантной шляпе) и расслабленный Тоша (барабанщик, в черной бейсболке, в ушах тоннели) — на разные лады пытались втолковать своему оппоненту, степенному водиле около пятидесяти, что дело совсем плохо, «бухают по-черному»! Таксист держался позиции, что на Руси так пьют уже 400 лет и при нашем климате без ста грамм никак. Спор закончился тем, что машина привезла «Нервов» к студии радио «Спорт», где субтильный Женя, похожий на воробушка, должен был исполнить в прямом эфире песню «Турники», пропагандирующую ЗОЖ:
«Нервы», чьими делами занимается продюсер Юрий Бардаш, какие-то слишком правильные, как профессиональные видеоклипы, которые для них снимают. Пишут песни, давящие на все болевые точки тинейджерской души, поглощены своей музыкой и катанием на лонгбордах, выступают в летних лагерях с агитацией против наркотиков по просьбе ФСКН. Эта правильность смущает троллей из интернета, которые с первого клипа заподозрили в «Нервах» почему-то сынков олигархов, и музыкальных критиков, которые видят в них местную «Ханну Монтану», замешенную на альтернативном роке, — хорошо упакованный продюсерский проект, адресованный юношеству. Кто же такие «Нервы» на самом деле? Простояв с музыкантами час в московских пробках, Денис Бояринов пришел к выводу, что они — простые и непосредственные украинские парни с гитарами.
— Я читал намедни ваше интервью, данное сайту «Афиша-Волна». Мне запомнилась одна фраза — твоя, Женя, — что рок уже мертв…
Тоша: Это я обычно говорю.
— Что вы имели в виду? Очень странно это слышать от молодых парней, которые играют на гитарах, басу, барабанах и банджо. Как же это «рок умер»?
Женя: Мне кажется, что рок все-таки — это не стиль в музыке, это культура всей жизни. Сейчас это можно назвать построком, позерством или чем-нибудь еще, не знаю. Но зачем говорить, что это тот рок, который был? Если говорить о нас, то мы играем свою музыку и стараемся, чтобы она была честной, чтобы она не уходила от традиций. Мы ценим историю рока.
Тоша: А то, что мы перегружаем гитарой, — так нам это просто нравится!
Женя: Просто стыдно, когда некоторые группы говорят, что рок играют. Лучше сказать, что рок умер, чем от них это слышать. Хрен знает кто вообще лезет!
Русский рок давно перестал развиваться в музыкальном плане.
— Вы в русском роке вообще никого, что ли, не уважаете?
Тоша: Поэты все классные.
Женя: Русский рок давно перестал развиваться в музыкальном плане. Группа «Кино» — это круто. А то, что дальше продолжается…
Тоша: Группа «Кино» не продолжается.
Влад: Есть Земфира, она делает что-то новое. Не знаю, можно ли это назвать роком, но это интересная музыка — у нее есть интересные аранжировки, идеи, мысли.
Женя: У «Сплина» очень крутые идеи, песни, музыка, тексты прекрасные. Есть группа «Седьмая раса»...
Влад: Вот это уже ближе к року. Но и то они в андеграунде.
Тоша: Конечно же, есть группа Sunsay. Можно перечислить, действительно, десяток или два интересных групп, но сказать, что все они пользуются популярностью у людей, к сожалению, нельзя. Людям куда интереснее послушать музыку с прямой бочкой и битом 120 ударов в минуту.
«Нервы» — «Перегорели»
На новом альбоме «Я живой» «Нервы» — сознательно или нет — копируют многие клише альтернативного рока. Можно вспомнить Nirvana, Green Day, Deftones, Placebo и ту же «Седьмую расу». А можно не вспоминать.
— То есть когда вы говорите, что рок мертв, вы имеете в виду, что он больше не интересен людям?
Женя: Умер и в людях, конечно же. Я очень люблю нашу публику, но мне порой бывает немного грустно, когда передо мной стоит тысяча человек и я говорю что-то о музыке, например, про группу Red Hot Chili Peppers, которая суперизвестная — и то о ней знает всего какая-то малая часть…
Влад: Что же говорить про группу Soundgarden...
Женя: Да, или когда про Alice in Chains говорю, то все вот так смотрят — и «Э-э-э, что ты сказал?». Никто не понимает, что это за музыка. Никто не знает, как вести себя на концерте, где играют вживую. Сейчас любят стоять с айпадами, с айфонами и снимать на камеру, потом дома выкладывать ролики «ВКонтакте», а потом эти же люди сидят в группах «истинных рокенрольщиков» и качают цитаты музыкантов, всяких там Слэша и Стива Вая, — короче, любой пост с картинкой, где человек кидает козу (издевательски): «Вау! Круто! Рок!».
Влад: Что очень странно, потому что как раз в интернете сейчас молодое поколение может развиваться музыкально — можно выбирать, что слушать. Что угодно! По радио играет полная фигня, по телику — полная фигня, вообще не показывают ничего интересного.
Я не понимал, что происходит: какая-то дикая несправедливость — я просто родился на Украине и меня за это душит огромный чечен?
Женя: Но люди все равно не выбирают.
— У вас сто тысяч человек поклонников «ВКонтакте». Почему вы им не подбрасываете нормальную музыку — например, Alice in Chains и Soundgarden?
Женя: Мы этим занимаемся, дружище, ты чего? Как раз я больше всего хочу добиться не того, чтобы все вокруг слушали «Нервы». Мы говорим: «Ребята, откройте глаза, столько вокруг прекрасного, и жизнь сама по себе — очень крутая штука». Если расслабиться на секундочку и подумать: «Эй, посмотри, подо мной асфальт, у меня две ноги, я иду по дороге, а сверху голубое небо, и все в порядке, я иду, и все хорошо». Уже отлично! А плюс к тому же еще есть столько прекрасных, клевых групп. На каждом концерте мы говорим, что есть вот такие-то и такие-то группы, мы говорим об этом в интервью, мы выкладываем свои плейлисты и посты с новой музыкой «ВКонтакте». Мы стараемся пропагандировать не только музыку, но и спорт. Мы пытаемся выманить людей на улицу и научить наслаждаться жизнью.
«Нервы» — «Sk8»
Вторая вещь после музыки, которая интересует участников «Нервов», — это безопасное («только в шлемах») катание на скейте. На «Я живой» они сложили своему увлечению гимн.
— А что это за недавняя история, что ты катался ночью на скейте, а тебя милиционеры…
Женя: Приняли? В Петрозаводске. Я катался ночью, потому что не хотелось спать, да и спать не получалось, мы жили в гостинице, где очень громко играла музыка, была дискотека, и, короче, я думаю: «Проедусь на скейте, покатаюсь». Думаю: «Не буду брать с собой ни телефон, ни паспорт, а то еще мало ли — какие-нибудь гопники отх*ярят и отберут паспорт или телефон». Думаю: «Ну, нафиг — лучше просто отх*ярят и ничего не заберут». Поэтому я вышел без паспорта, без телефона — мало ли что за город Петрозаводск. И катался себе спокойно. Просто еду, короче, и проезжаю мимо ментовской тачки. И они, типа: «Б-э-бэп» — мне сигналят. Ну, думаю: «Я же просто еду нормально, никого не трогаю». Проехал дальше, помахал рукой — «Здрасьте!». В итоге они меня догоняют: «Слышишь, ты что, больной на голову — кататься? Ты, типа, злостный нарушитель». — «Ой, все, извините, я пошел». Они: «Что ты говоришь? Может, ты хочешь с нами посидеть, поговорить?» О'кей, конечно, без проблем — сяду, поговорю. Сажусь в их машину, думаю: «Я же адекватный человек, я же не отпираюсь». Они начали меня прессовать в стиле: «Что? Ты — самый злостный нарушитель, катаешься тут. Ты ехал по проезжей части! Мы могли тебя сбить, сели бы все в тюрьму!».
Что контролировать? Жрем мы немного, а все остальное нам нужно для развития музыки.
На дороге вообще никого не было — пустейший город, тишина. Но они прессуют меня, где мои документы. А когда я еще сказал, что я с Украины: «Ну все — ваши погранцы нас прессовали на границе, а мы должны тебя просто так отпустить? Не мечтай». Потом в итоге побазарили-побазарили, и они отвезли меня в гостиницу. «Ну и ладно, — думаю, — за такси не пришлось платить».
— Денег не просили?
Женя: Нет. Я когда просидел с ними полчаса, хотел свалить, говорю: «Ребята, можно вам сто рублей дать?» Они такие: «Что?! Взятку хочешь дать?! Не берем!» Я: «А тысячу?» — «Что?! Взятку хочешь дать?!» Я: «Не, не хочу».
— Тебе когда-нибудь приходилось сталкиваться с неадекватным обращением в России из-за того, что ты с Украины?
Женя: Нет. Когда мы были с Владом в гостинице, там наш один товарищ набухался жестко, орал, мы его еле завезли в номер. В коридоре к нам вышли какие-то чуваки — чечены, типа:
— Чего вы тут орете?
— Это не мы, это кент, все, мы его закрыли — не беспокойтесь.
— Чего, короче, вы тут ходите утром?
А он здоровый такой, два метра. Мы, типа:
— Да ниче-ниче, мы в номер идем.
— Вы откуда?
— С Киева.
— С Киева?!
Ну и как он схватил Влада за горло и начал душить...
— Это тоже было в Петрозаводске?
Влад: Это было в Чебоксарах. Я не понимал, что происходит: какая-то дикая несправедливость — я просто родился на Украине и меня за это душит огромный чечен?
— Так, и что было дальше?
Влад: Да ничего, мы потом как-то разошлись.
Женя: Еще как-то чечены чуть не зарезали меня с моим другом.
Влад: А, и Тошику как-то раз дали по лицу. Но не за то, что он хохол, а за то, что он дерзкий.
Тоша: Они меня чуть не сбили на пешеходном переходе, а я им фак показал.
Женя: Ну, блин, всяких историй хватает.
— А вы в Киеве живете?
Женя: Да.
— В одной съемной квартире.
Женя: Да, так и есть.
Тоша: Это удобно и весело.
Влад: У нас там еще комната со студией, то есть нам не нужно созваниваться, встречаться для того, чтобы там что-то решать, обязательно забивать репетицию. Мы можем просто зайти в соседнюю комнату и начать что-то придумывать.
— Квартиру вы сами оплачиваете или лейбл Kruzheva Music?
Женя: Если у нас есть лавэ, конечно, мы платим в большинстве случаев.
Влад: Но в любом случае деньги, которые идут на квартиру, идут с того, что мы получили за концерты.
Женя: То есть такой расклад: либо платим мы из своей личной карманной зарплаты, которая есть у каждого, либо мы платим за квартиру из бюджета нашей группы.
— Вы контролируете то, что зарабатываете?
Женя: Да, конечно, контролируем. Собственно, что контролировать? Жрем мы немного, а все остальное нам нужно для развития музыки: на ту же студию, на музыкальное оборудование, на запись. Нам пока расписывать бюджет особо не надо, потому что у нас нет никаких особых прихотей.
— Ваш продюсер Юрий Бардаш мне говорил, что у него нет договоров с артистами, с которыми он работает. Все основано на доверии.
Женя: Так и есть.
«Нервы» — «Самая обычная»
«Нервы» утверждают, что сведением и мастерингом нового альбома занимались сами. В домашней студии на съемной киевской квартире.
— На вашем новом альбоме есть песня «Критика». Кому она адресована? Что это за критики вас достают?
Женя: Критики — это основная часть людей, которые нас слушают и не слушают. Потому что, какая бы песня у нас ни вышла, нас в первую очередь начинают судить и писать всякие нелестные, гадкие комментарии.
Влад: Людям нужно высказывать свое мнение, даже если оно в принципе не может быть объективным. Двенадцатилетний мальчик, который не может отличить Джастина Бибера от собаки, пишет о том, что в «такой-то песне ему гармония не понравилась». Ты что, уе**н? Откуда ты вообще знаешь это слово «гармония»? Но ему обязательно нужно сказать свое у***ое мнение, написать его на YouTube, и причем чтобы его залайкали такие же уе**ны.
Женя: Ну да, типа, пишут там: «это не рок, это х**ня». Кто тебя просил лезть? Что ты вообще знаешь о роке? Раздражают комментарии типа: «сынки мажоров, напокупали себе гитар и выделываются».
Влад: Когда только вышел первый клип, в интернете сразу начали писать: «О, это дети олигархов! Нефтяники какие-то. Смотрите, вторые “Ранетки”!» Мы думаем: «Блин, мы год сидели в подвале, не выходили оттуда вообще, сочиняли, занимались всем этим» — и просто становится обидно.
«Нервы» — группа для малолетних телочек или что?
Женя: Да, это было жестко. У нас тогда все было впритык, и у нас тогда ни зарплаты, ни концертов — ничего не было, только первый клип выходил. Мы тогда, если шаурмы похавали, уже счастливы. А тут мы сидим в подвале и читаем комментарии, что мы — дети олигархов. И это настолько не то чтобы глупо, а неприятно, понимаешь, что это какой-то идиот без головы написал, который оставил ее в утробе матери, блин. Мне обидно то, что люди, которые такое пишут, ходят по улицам, и они глупые, они абсолютно глупые, они ничего не делают, ничего собой не представляют, но они могут критиковать кого-то. Есть критики профессиональные, так может быть, оставить им это, раз уж они решили, что это их работа — давать рецензии? Мне много чего не нравится, но я об этом говорю, когда меня об этом спрашивают. А если меня не спрашивают — я молчу, я же не хожу, всем не кричу: «Ребята, вы все дерьмо!»
«Нервы» — «Кофе — мой друг»
Пожалуй, самая известная песня «Нервов».
— Готовясь к нашему интервью, я выписал пару цитат из профессиональных критиков, хотел их на вас проверить.
Женя: Давай.
— Вот, например, пишет критик по имени Вадим Пономарев о том, что он услышал на вашем альбоме: «Эти истерики, правдорубство, максимализм, чувство собственного достоинства, попытки разобраться, что почем в этом мире. У девочек такое состояние называют ПМС, а у мальчиков это зовется тин-роком».
Влад: (иронически) Догадался, раскусил.
Тоша: Молодец!
— А как вы относитесь к термину «тин-рок»? Вы его прежде слышали? Что это вообще такое, по-вашему, — тин-рок?
Влад: Это говорит уже сразу о том, что музыка ориентирована на какую-то аудиторию, у нее есть какая-то мишень. У нас же музыка и есть мишень, понимаешь? Мы делаем музыку ради музыки. Это первое. Понятно, что есть миллион как бы побочных целей, но основное — это хочется развиваться конкретно в музыке, то есть делать свое творчество ярче.
Женя: Я могу сказать, что нашему продюсеру нравится наша музыка, но ему же не пятнадцать лет.
— Но он же — продюсер, может, она ему нравится по каким-то другим причинам?
Женя: Нет, она ему нравится по-человечески.
Тоша: Если бы она ему не нравилась, то он вообще не имел бы с нами дела никогда.
Женя: Много знакомых моих, которым уже за сорок лет, и много людей на концертах, которым уже за тридцать, говорили, что им нравятся наши песни. Мне обидно за тех людей, которые слушают нас и не считают, что это тин-рок. Я бы сказал, что этот критик не прав, оскорбляя этих людей, наших слушателей, которым далеко не пятнадцать лет, а даже за тридцать и которые образованные, грамотные, душевные люди, приятные, хорошие и культурные… Я не знаю, зачем такие вещи говорить. Если послушать музыку, то можно понять, что она не ориентирована специально ни на какую аудиторию. И она может зайти абсолютно разным людям, любому человеку, потому что изначально, когда я пишу, я не думаю ни о чем вообще, я просто пишу то, что я чувствую, ощущаю.
— Вот есть более сдержанная рецензия от газеты «Коммерсантъ». Пишут следующее: «Может быть, “Нервы” когда-нибудь и станут нашими Placebo, но пока это все еще бесконечный сериал “Школа”».
Влад: Мне кажется, эти люди очень поверхностно слушали альбом, и они подвластны мнению со стороны. Естественно, самая активная аудитория, которая у нас есть, — это девочки возраста от четырнадцати до восемнадцати лет, ну понятно, почему она самая активная. Они бесятся, они всегда на виду. И по-любому если снимать видео с концерта, то это будут они, которые бегают со слезами на глазах, кричат, визжат и все такое. И, следовательно, что? «Нервы» — группа для малолетних телочек или что? Если послушать музыку — вряд ли. По крайней мере, я так не считаю.
— Давайте вернемся к тому, кем вы хотите стать. Хотите ли вы стать нашими Placebo?
Женя: А мы уже есть — группа «Нервы». Мы стали собой достаточно давно.
Тоша: Хочется просто расти, бесконечно развиваться и все время открывать для себя новые музыкальные решения, развиваться и духовно, и…
Женя: То, к чему мы хотим прийти, к сожалению, мне кажется, никто глазами не увидит. Ни один критик не напишет о том, к чему мы действительно стремимся. Нам не нужно стать русскими Placebo, или Metallica, или кем угодно. Мы — уже группа, мы — «Нервы», мы — друзья; мы делаем музыку и очень счастливы, что занимаемся тем, чем занимаемся. Мы только надеемся, что в будущем у нас появится больше людей, которые будут ценить нас не по своим стереотипам, а по существу, вот. Ну и вообще все пойдет в сторону чего-то хорошего в плане музыки — в нашей стране и во всех странах.
— То, что происходит с музыкой на Украине, вас тоже не устраивает?
Женя: Знаете, песня «Боже, какой мужчина» как у вас крутится из каждой дырки, так и у нас.
Презентация альбома «Я живой» состоится 1 декабря в Москве (Arena Moscow), 7 декабря в Санкт-Петербурге («Зал ожидания») и 13 декабря в Киеве (Bingo).
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244890Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246447Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413039Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419527Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420196Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422847Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423607Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428773Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428909Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429562