19 января 2017Современная музыка
243

Наш человек в Энугу

Кто такой мистер Уильям Ониебор? Памяти международного человека-загадки

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture 

В Энугу, одном из областных центров Нигерии, Уильяма Ониебора называли попросту «вождь». Успешный бизнесмен и общественный деятель, возглавлявший местное объединение музыкантов и администрацию футбольного клуба Enugu Rangers, глубоко верующий христианин, отец четырех детей и дед четырех внуков был, можно сказать, почетным жителем города — его именем в Энугу названа улица. Для остального мира нигериец преклонного возраста оставался международным человеком-загадкой, в биографии которого было больше чистых листов, чем заполненных.

Вопрос «Кто такой мистер Ониебор?» возник где-то в конце 2000-х, когда на волне интереса к африканской музыке западные меломаны открыли для себя пластинки нигерийского музыканта, записанные с 1977-го по 1985 год. На их обложках был изображен солидный мужчина в дорогих западных костюмах и шикарных ковбойских шляпах, как у американских кантри-звезд. Иногда он снимался в собственной студии, до отказа забитой разными моделями дорогостоящих синтезаторов, которые в то время украсили бы лучшие студии Британии и США, а в бедной Нигерии попросту были немыслимы. Информация об Уильяме Ониеборе, поступавшая с конвертов пластинок, была обрывочна и противоречива. На одном из них он был представлен профессиональным кинематографистом, учившимся в Москве и прошедшим стажировку во Франции и США. Обложки пластинок украшал логотип его собственной киностудии Wilfilms Limited, но никаких свидетельств о фильмах, снятых режиссером Ониебором, пока раздобыть не удалось.

Однако главное, что сбивало с толку, — это музыка Уильяма Ониебора. Она была непохожа на все, что играли в тот период в Нигерии, где заправляли афробит и его король Фела Кути, и созвучна тому, что записывали под влиянием Kraftwerk передовые музыканты Европы и США. Интуитивно управляясь с новейшими синтезаторами и драм-машинами, Уильям Ониебор в собственной студии в Энугу делал футуристический электро-фанк, в котором африканские ритмы были сыграны с машинной четкостью, а национальные напевы сплетались с необычными электронными тембрами. Неудивительно, что первыми в преданные поклонники таинственного нигерийца записались известные музыканты — Деймон Албарн, Дэвид Бирн, Дэн Снейт (Caribou), Девендра Банхарт, участники Hot Chip, LCD Soundsytem и Tune-Yards. Уильям Ониебор стал культовой фигурой для посвященных, цены на его оригинальные нигерийские пластинки подскочили до тысячедолларовой отметки.

Возможно, что для советской разведки Уильям Ониебор стал в обуреваемой переворотами Нигерии эдаким «нашим человеком в Гаване», тратившим деньги на запись собственных альбомов вместо создания агентурной сети.

В 2013-м лейбл Дэвида Бирна Luaka Bop издал компиляцию «Who Is William Onyeabor?», включенную журналом Time в десятку лучших альбомов года, и история Уильяма Ониебора и его музыка стали достоянием широкого круга интересующихся. За «почетным жителем» Энугу, отошедшим от музыки в 1985-м, стали охотиться журналисты, мечтавшие взять у него интервью и пролить свет на то, как в Нигерии появился собственный Брайан Ино. Некоторые из них добрались до Энугу, засняли его пыльные улицы, стены студии музыканта, обращенной в начальную школу, и поговорили с его земляками. Однако сам Уильям Ониебор отказался отвечать на вопросы о прошлом и о музыке, ограничившись христианским посланием миру.

«Fantastic Man» — документальный фильм об Уильяме Ониеборе

Отсутствие информации об Уильяме Ониеборе продолжает питать мифы. Один из них гласит, что источник благосостояния нигерийца, позволивший ему обзавестись передовыми инструментами, собственной студией и заводом по печати пластинок, находится в Москве, в которой он якобы учился в начале 1970-х. Советский Союз, как известно, последовательно проводил антиколониальную политику в странах Африки, финансово поддерживая национально-освободительные движения. Возможно, что для советской разведки Уильям Ониебор стал в обуреваемой переворотами Нигерии эдаким «нашим человеком в Гаване», тратившим деньги на запись собственных альбомов вместо создания агентурной сети. Это красивая легенда, если учесть, что многие песни нигерийца — это антигеополитические проповеди, воззвания к всеобщему миру на планете. В песне «Better Change Your Mind», которая и сейчас звучит остро, солидный африканец в ковбойской шляпе последовательно обращается с вопросом к Америке, России, Китаю, Канаде и Британии, считают ли они, что земной шар принадлежит им, и предлагает сменить точку зрения: ведь он принадлежит одному Богу.

16 января мистер Уильям Ониебор скончался на 70-м году жизни в своем доме в Энугу, окруженный семьей и родственниками, не успев выпустить обещанный альбом христианских песен.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245249
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246857
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413335
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419791
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423863
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429159
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429828