21 февраля 2017Современная музыка
331

The Cinematic Orchestra: «Люди должны проснуться»

Основатель необычного британского оркестра Джейсон Свинскоу о том, почему он стал писать песни о политике, новых проектах и о том, какого режиссера он ищет

текст: Денис Бояринов
Detailed_pictureДом Смит и Джейсон Свинскоу© The Cinematic Orchestra

Уроженец Кардиффа Джейсон Свинскоу был менеджером по продажам на лейбле Ninja Tune, разъезжал по миру как диджей (в том числе в середине 90-х доезжал и до России), а потом придумал проект The Cinematic Orchestra, в котором, смешивая джаз и электронику, необычный камерный оркестр играл оригинальную музыку — иногда под выдающийся видеоряд. The Cinematic Orchestra заработали себе прекрасную репутацию — они выступали в Альберт-холле и на сцене Сиднейской оперы, записали несколько отменных альбомов, в которых не забывали обновлять свой стиль и звук. Последняя пластинка ансамбля, возглавляемого Джейсоном Свинскоу, выходила почти 10 лет назад, поэтому перед российской гастролью британцев мы не могли не поинтересоваться, что у них нового.

— Новый альбом The Cinematic Orchestra уже закончен? Поклонники ждут его 10-й год.

— Да, он записан и почти сведен. Выйдет позже в 2017-м.

— Судя по первому синглу «To Believe», на этот раз вы решили представить свою интерпретацию музыки соул?

— Первый сингл «To Believe» записан вместе с лос-анджелесским певцом и автором песен Мозесом Самни (Moses Sumney). Да, в нем есть что-то от соула, но для меня важнее то, что он посвящен нынешней политической ситуации в мире. Эта песня задает людям вопрос: во что они верят и кому? Верят ли они медиа или политикам, которые ими манипулируют? Очень важно задуматься об этом именно сейчас. Люди должны проснуться.

Мозес Самни Мозес Самни © Alexander Black

— Ваш новый альбом целиком посвящен современной политической ситуации?

— Альбом так и будет называться — «To Believe». Там будут лирические и инструментальные треки, но вот этот вопрос «Во что ты веришь?» будет сквозным, объединяющим все песни пластинки. Сейчас поп-музыка стала совсем бессмысленной. Песни штампуются без остановки, но о чем в них поется? Что они значат? На чем они стоят? Чего они стоят? Эти вопросы очень важны для меня. Песни The Cinematic Orchestra не могут быть пустым звуком, они привязаны к культурной и политической повестке дня.

— Я видел в вашем фейсбуке фотографию Roots Manuva, пишущего что-то на листке бумаги. Он появится на «To Believe»?

— Да, он сделал восхитительную песню, которая опять же посвящена идее веры. Было замечательно поработать с ним снова. Я приехал в Лондон под Рождество — привез с собой портативную студию, состоящую из лэптопа, звуковой карты и моего микрофона Neumann U 47, сделанного в 1954 году. Мы засели в моем номере отеля и за несколько часов сделали песню. Roots Manuva с ходу написал великолепный текст, глубокий и метафоричный, начитал его в микрофон — и это сделало песню. Это было невероятно.

— В каком составе The Cinematic Orchestra приезжают в Москву?

— На барабанах по-прежнему Люк Флауэрс. На басу — британец Сэм Виктори. У нас новый пианист — Доминик Джей Маршал, невероятный молодой музыкант с очень психоделичным стилем. Новая певица — Tawiah B, которую я встретил на фестивале Коачелла, где она пела в группе Марка Ронсона. Ну и я сам.

Кадр из нового клипаКадр из нового клипа© The Cinematic Orchestra

— А кто скретчит за виниловыми вертушками?

— Никто. Это в прошлом.

— Вместе с вами в Москву приезжает другой замечательный артист лейбла Ninja Tune Funky Porcini. Все участники Ninja Tune дружат друг с другом?

Ninja Tune действительно больше походит на комьюнити людей с общими интересами. Раньше я был знаком почти с каждым музыкантом, который выпускал на лейбле свою музыку. За последние годы, что я переезжал из страны в страну, семья Ninja Tune сильно разрослась — прибавились новые музыканты, с большинством я лично незнаком. Но артистическая связь между нами осталась — в Ninja Tune по-прежнему чувствуется дух большой семьи.

Джеймс Брэддл, который выступает под ником Funky Porcini, позвонил мне перед Рождеством и сказал, что он получил предложение выступить вместе с нами в России. Конечно, я был рад. Я его не видел много лет и не слышал, как он диджеит, но я ему абсолютно доверяю.

— А где вы сейчас живете — вы несколько раз переезжали из Франции в Америку?

— Да, я сменил несколько городов — жил в Париже и в Нью-Йорке, потом в Лос-Анджелесе. Сейчас я вернулся на родину — я заканчиваю строительство дома-студии в Херефордшире. Это к северу от Бристоля. У меня замечательный дом с дивным видом из окна, осталось только доделать студию.

Кадр из нового клипаКадр из нового клипа© The Cinematic Orchestra

— Я знаю, что вы приезжали в Россию еще в середине 90-х, когда были диджеем. Вам что-нибудь запомнилось из поездок тех времен?

— Очень сумбурные воспоминания. Помню, как отключилось электричество во время моего диджей-сета. Это как раз было в Москве (смеется).

— Что вы играли тогда?

— Хип-хоп и соул, трип-хоп, разную электронику, которую делали в то время.

— Вы еще играете диджей-сеты?

— Время от времени. Очень нерегулярно. Я люблю винил. У меня в студии стоит хай-фай-стереосистема, и к ней подсоединены вертушки — я по-прежнему собираю виниловые пластинки и слушаю их. Иногда что-то с них сэмплирую. В каждом городе, в котором я бываю, я пытаюсь попасть в магазин пластинок и увезти с собой винил: джаз, классика, соул, экспериментальная музыка, рэп — у меня нет ограничений. Кстати, в Москве мне так и не удалось сходить в рекорд-шоп — не хватало времени.

— А что вы думаете о стриминговых сервисах, на которые перешло новое поколение? Говорят, что ваша песня «To Build a Home» была прослушана на них рекордные 60 миллионов раз. Сколько вам это принесло денег?

— Понятия не имею. Не думаю, что больше пенса за десяток прослушиваний. В Spotify очень легко поделиться плейлистом, и твою песню могут услышать миллионы, но денег музыкантам это не приносит. Компакт-диски сейчас никто не покупает, они имеют смысл только как носители для промо. К виниловым пластинкам наблюдается небольшой рост интереса, но их явно недостаточно. Нормальные деньги приносит сейчас только продажа музыки в рекламу, на телевидение и в кино. Музыканты явно не зарабатывают тех денег, что им положены.

— У вас был опыт написания саундтрека для фильма «The Crimson Wing» компании Disney — и вы им остались не слишком довольны. Вы будете продолжать писать музыку для кино?

— Не вижу препятствий, но если только режиссер этого фильма будет со мной на одной волне. Если мы будем с ним совпадать во вкусах и если это будет равноправный творческий диалог, как, например, у Альфреда Хичкока и композитора Бернарда Херрманна. Или вот, скажем, прекрасный режиссер Джим Джармуш, который приглашает в свои фильмы музыкантов, чье творчество он уважает, любит и ценит. Мне неинтересно заниматься музыкой ради денег. Я не хочу упрощать свое искусство. В этом нет смысла.

— Когда-то вы сочинили звуковую дорожку к немому фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» и выпустили ее как альбом. Может быть, пока вы ждете предложения от подходящего режиссера, имеет смысл вернуться к этой идее?

— Я уже работаю над этим. У меня еще был проект «In Motion», в котором мы вместе с музыкантами-единомышленниками писали саундтреки к экспериментальным короткометражным фильмам — старым и современным. Я предполагаю в следующем году выпустить продолжение «In Motion». Сейчас как раз обдумываю, кого бы позвать из музыкантов ко мне присоединиться. И мы, конечно, сделаем с этой программой небольшой тур, как было с «Человеком с киноаппаратом».

The Cinematic Orchestra выступят 22 февраля в YOTASPACE (Москва), а 23 февраля — в клубе А2 (Санкт-Петербург).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244953
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246504
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413092
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419574
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423647
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428950
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429604