15 марта 2017Современная музыка
492

Илья Лагутенко: «Я выбрал фото синего дуршлага на дне моря»

Лидер «Мумий Тролля» о том, как получился знаменитый альбом «Морская», и о том, каким он не получился

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Мумий Тролль

В этом году «Мумий Тролль» отмечает 20-летний юбилей прославившего группу альбома «Морская» специальными концертами. Илья Лагутенко рассказал COLTA.RU о том, почему этот альбом впечатлил миллионы, куда делась девушка с высунутым языком и при чем тут группа Pulp.

Специальный бонус для поклонников: премьера концертного видео, на котором «Мумий Тролль» исполняет титульную песню знаменитой пластинки.

Мумий Тролль — «Морская болезнь»

Видео: мастерская Wordshop Music Video

— Для большинства поклонников «Мумий Тролля» «Морская» — это первый альбом, с которого они открыли группу. Но мы-то знаем, что у «МТ» было два магнитоальбома до этого, и в современных маркетинговых терминах это был перезапуск бренда, который был известен во Владивостоке с середины 80-х. Перезапускать бренд всегда труднее, чем презентовать новый. С какими мыслями и чувствами вы пошли на это? Какого эффекта вы хотели добиться?

— В 1997-м мне просто-напросто хотелось выполнить свою меломанскую мечту и издать альбом «по-настоящему», чтобы он был не на самопальной кассете, а на настоящем компакт-диске с буклетиком. Это довольно смешно звучит сейчас, когда все это может себе позволить любой человек за копейки. Тогда мне это казалось очень важным — что издание таким образом просто красиво увековечит мои подростковые увлечения. О том, что пластинка может прийтись по вкусу миллионам людей, я уже не думал. Я слишком много фантазировал о подобном, когда мне было 12—13 лет, так что к 25 уже выдохся верить в чудеса — просто нужно было зафиксировать этап.

— Чем, как тогда вы думали, «Мумий Тролль» образца 1996—1997 года должен был принципиально отличаться от «Мумий Тролля» 80-х, а что должно было остаться неизменным?

— Да, собственно, альбом, наконец записанный в «настоящей студии» «настоящими музыкантами», и должен был стать итогом всей этой детской катавасии, «игры в рок-группу», продолжавшейся для меня ни много ни мало более 15 лет. Что должно было быть дальше, я и не пытался загадывать — времена такие настали, что все менялось очень быстро, вопреки каким бы то ни было ожиданиям. Еще десять лет назад нам казалось, что с «пионерско-комсомольской» дорожки никак не свернуть и вся жизнь — это «руководство партии и правительства», а тут — бах! — ты уже живешь в другой стране и вообще все перевернулось вверх тормашками. Поэтому ориентироваться приходилось лишь на текущий момент.

Хотя некоторые утверждают, что это «бисмарк-фуриозо».

— В книге Александра Кушнира рассказывается, что у «Морской» могла быть другая обложка: «Сюжет обложки представлял стоящую на коленях девушку с высунутым языком — по-видимому, в ожидании физических развлечений. В ее тело по волнам любви на полной скорости влетал серфингист». Интригующее описание; почему ее все-таки было решено поменять на абстрактную? Ее эскизы где-нибудь сохранились?

— Я даже сделал эскиз в виде коллажа на основе вырезок из серфовых и «взрослых» журналов. И пытался изобразить что-то в стиле позднего Альберто Варгаса, пинап-художника. Но будущие продюсеры выпуска альбома все как один заголосили, что на прилавках российских магазинов такой диск выставлять будет нельзя. Сергей Сергеев — парень, который фотографировал меня во время работы в студии, — предложил встретиться с преподавателем фотографии из колледжа, где он учился, и посмотреть его портфолио художественных фотографий. Терри Хоув его звали. Он, кстати, и макет для печати нам делал. У него были сканер и компьютер! Я выбрал фото синего дуршлага на дне моря и предложил вписать его в довольно странный цветовой контекст. Именно этот цвет казался мне абсолютно непохожим ни на какие другие, использовавшиеся в оформлении пластинок. Даже не уверен, что у этого цвета есть название. Хотя некоторые утверждают, что это «бисмарк-фуриозо»... Я считал это своей «изящной местью» за то, что никто не согласился с моей оригинальной идеей оформления.

© Мумий Тролль

— Какой бы еще могла быть «Морская», но не стала — были ли песни, которые не вошли, идеи, от которых по тем или иным причинам отказались?

— Из изданных впоследствии — «Шамора» (издана на сборнике «Шамора») была в демо, текст «Такбываетнеслучайно» («Слияние и Поглощение») предполагался быть спетым на рифовой основе по схеме постпанковых настроений. Была еще пара песен, которые подразумевали звучание будущей «Икры», но так как они отличались концептуально от более-менее оформленных первых песен (а ими были «Морская болезнь», «Кот кота» и «Утекай»), было решено выдержать альбом в относительно едином ключе. А уже в случае успеха браться за саунд «потяжелее».

— Как известно, во время записи «Морской» вы были увлечены брит-попом — среди влияний упоминали группы Lightning Seeds, Space, Sleeper, Dubstar, Cardigans и Squeeze, но благодарность на обложке «Морской» вынесли только группе Pulp. Почему именно им?

— Честно говоря — не помню. Наверное, чтобы «Владивосток 2000» и «Диско 2000» не вызывали рассуждений на тему, кто у кого заимствовал 2000. Хотя в конце 90-х в прессе стоял постоянный гвалт на тему 2000 года, что он нам готовит. Но лично я впечатлился другим фактом, подтверждения которому я не могу найти до сих пор. Я помню, как в одно из первых своих «путешествий по интернету» году в 1995-м наткнулся на новость о том, что некая кинокомпания готовит к выпуску фильм на тему зомби-апокалипсиса, где действие происходит в некоем «Владивостоке 2000».

— В чем, как вы оцениваете с перспективы в 20 лет, был детонационный заряд «Морской»? Что произвело впечатление на огромную страну, так что она приняла новую музыку, новые тексты и неожиданный, местами провокационный стиль?

— Это та самая комбинация самых различных факторов, которые невозможно просчитать, — от человеческого до исторического контекста. По сути песни были теми же самыми, что я сочинял и раньше, да и до сих пор. Да и я тот же самый, как всегда. Хотя знаете что... Я не думаю, что мы бы сейчас об этом рассуждали, если бы «Мумий Тролль» бодрым шагом не прошел эти 20 лет.

Году в 1995-м наткнулся на новость о том, что некая кинокомпания готовит к выпуску фильм на тему зомби-апокалипсиса, где действие происходит в некоем «Владивостоке 2000».

— Чем сейчас занимаются Альберт Краснов, Владимир Луценко и Род Блейк, без которых «Морской» бы не было?

— С Вовой и Аликом мы встречаемся во Владивостоке. Иногда шутим, что могли бы сыграть концерт из песен «доморского» периода шутки ради, для друзей. Но понимаем, что вряд ли. У всех уже взрослые дети, работа в разных организациях. Во Владивостоке кроме «Мумий Тролль бара» у нас есть еще пара питейных заведений, так что проблемы, где встретиться, нет. Сейчас еще открыли винил-бар. Слушаем любимые пластинки. Род Блейк выпускает джазовые записи. Юра Степанов, бывший участник группы «Мифы» (это он поет голосом а-ля Шевчук во «Владивостоке 2000»), несколько лет назад скончался. А вот Али Маас — «женский голос» альбома — часто участвует в наших концертах в Англии. Крис Бенди просил его устроить на работу в Калифорнии звукоинженером, но не смог вынести американского образа жизни. Живет и работает в Брайтоне, на юге Англии.

— Как вы сейчас играете «Морскую» в смысле саунда? Что для вас важно в новых аранжировках?

— Сейчас как никогда песни звучат наиболее близко к альбомным вариантам. Дело в том, что на первых гастролях музыкантам не хватало опыта и знаний, чтобы воспроизвести ключевые звуки синтезаторов и гитар. Да и в живых выступлениях я всегда больше приветствую энергию и подачу, нежели «выигрывание» нужных звуков, — принимая во внимание, что техническое обеспечение 20 лет назад не поддавалось контролю. Понадобились 20 лет и смена участников состава, чтобы разобрать «по полочкам» и соединить в одно целое альбомную узнаваемость песен и мастерство живого исполнения. Я как слушатель не поклонник постоянных переаранжировок песен. Мои любимые артисты так тоже не делают. Вообще это особое искусство — сделать концерт зашкаливающим по энергии, но при этом сохранить знаковые моменты записи в аудиовосприятии.

В живых выступлениях я всегда больше приветствую энергию и подачу.

— К юбилейным концертам «Морской» вы делаете специальное визуальное шоу с объединением «Сила света». Если я правильно понял, в духе минимализма — без движущегося видеоряда, только световые решения. Вы могли бы рассказать подробнее, что же именно вы сделаете и почему решили делать именно так?

— Я всегда хотел добиться взаимопонимания между светом и звуком на концертах. Я много общался на эту тему со специалистами и художниками по свету. В данном контексте «Морская» отсылает к нашим концертам в 90-х, когда видеоконтента как такового не существовало в связи с дороговизной технологий. Синхронизация света с музыкой — это еще один сложный технический момент, который намного проще реализовать в электронной музыке. В нашем случае мы играем довольно традиционным составом, что делает задачу чуть труднее. В смысле того, что все зависит непосредственно от человека, управляющего светом, который на время концерта становится полноправным участником группы, хотя на сцене и не стоит

— Как будете отмечать юбилей «Икры»?

— Столичные промоутеры уже забросали нас предложениями о концертах на осень. Но я думаю, что «Икра» может подождать до 25 лет. А вот новый альбом уже совсем скоро.

«Мумий Тролль» отмечает юбилей «Морской» 21 марта в Ледовом дворце (Санкт-Петербург), а 29 и 30 марта в Crocus City Hall (Москва).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245354
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246953
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413440
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419858
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423924
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429226
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429910