6 декабря 2013Современная музыка
190

Роман Билык: «“Звери” уже не те, я же говорил!»

Лидер «Зверей» взялся экспериментировать: пишет детский поп-панк, снимается в кино, учится на режиссера, а главное — переписал 25 хитов своей группы. Зачем ему все это надо?

текст: Наталья Кострова
Detailed_picture© Navigator Records

8 декабря в «Известия Hall» группа «Звери», 10 лет назад заводившая девушек своим районно-квартальным роком, презентует альбом «Звери Лучшие» — 25 старых песен, спетых и сыгранных в новой манере. По такому случаю Наталья Кострова навестила лидера группы Романа Билыка в его квартире на Таганке, и он ей сообщил, что хочет закрыть старую тему и начать новую.

—Зачем вам вообще понадобился сборник лучших песен? Никто уже таких альбомов не выпускает, это не модно.

— Ну как это никто — у всех такие пластинки есть. Но цель, которую преследовали мы, записывая этот альбом, — не просто покрасоваться. Дело в том, что с момента выхода «Голода» (первый альбом «Зверей», вышел в 2003-м. — Ред.) прошло уже лет одиннадцать, и записан он был в таких вот немного декоративно-студийных условиях. Грубо говоря, обычно рок-группы сначала сидят и играют, потом обкатывают программу на концертах и только потом записывают альбом. У нас все наоборот было. Мы сначала записывались, а потом играли, и по ходу все эти песни переделывались. И получается, что на этом альбоме будет 25 песен с разных пластинок — их люди сами выбрали, мы лишь посмотрели список и добавили еще парочку, — которые мы перезаписали в нашей естественной манере.

— То есть на «Лучших» будет 25 песен, которые вы перезаписали в новом звуке?

— Да, с учетом нынешнего времени — так, как мы играем эти песни сейчас.

Многие, конечно, интересовались, писали: «Зачем это все вам надо?» А я сам не знаю — надо, и все. И мы ведь поехали в августе в Санкт-Петербург и сидели там целый месяц в студии «Добролет». Звучат все песни, конечно, совсем-совсем по-другому... Как каверы. Некоторые просто узнать невозможно. Мы проверяли: начинаем играть, а человек не понимает — что это за песня. Я могу примеры поставить — вы послушаете. В этом и есть смысл. Время прошло, и мы их играем по-другому. А по статистике не все люди, которые нас слушают, были на наших концертах, то есть вообще не знают, что такое сейчас группа «Звери».

Вот что такое сейчас группа «Звери» — одна из песен с альбома «Звери Лучшие»:


И для сравнения — оригинал 2006 года:


— Не могу поверить, что «Звери» могут меняться. Мне кажется, вы и через сто лет будете такими, как сейчас: «Районы-кварталы…»

— В 2009-м еще начались изменения. То пространство, в котором существовала группа до этого, перестало быть интересным и актуальным. И чтобы изменения были заметны всем, мы и делаем пластинку новую. Чтобы люди хотя бы послушали тот звук, который мы делаем при помощи — вот! — рук. Запись, она ведь чем прекрасна? Тем, что это сеанс одновременной игры на инструментах. И вообще на этой пластинке те «Звери», которые уже давно на концертах выступают. И мы хотим, чтобы те люди, которые слушают радио и смотрят телевизор, тоже наконец узнали, какие мы есть. Тем самым мы бы закрыли тему всех предыдущих альбомов и подвели бы итог.

— А дальше — что?

— А дальше — все новое.

— Я воспользовалась Викицитатником во «ВКонтакте» и узнала, что у вас дома студия и что вы в ней экспериментируете — сочиняете детский поп-панк.

— Да, экспериментирую. Но пока ничего не покажу. Я ж только начал! Точнее, начал-то еще весной, но у меня не получилось. Я сначала пытался все сам, но понял, что не смогу. Чтобы получилось что-то другое, отличающееся от «Зверей», мне нужно работать с людьми, которые до этого со мной не работали. Потому что я не могу перепрыгнуть выше своей головы. У каждого музыканта есть свои рамки, и когда я беру в руки гитару, я беру ту последовательность аккордов, к которой привык. И не могу заиграть их наоборот, я зашорен. Чтобы из этого состояния выйти, мне нужны другие люди, которые бы посмотрели на меня со стороны, поправили меня. Я не могу сам придумать, как бы это могло звучать вот так. Не могу. Могу сделать в своем стиле — и все.

Когда я беру в руки гитару, я беру ту последовательность аккордов, к которой привык.

— Господи, как же вам помочь!

— Посмотреть на меня со стороны. Привнести что-то свое. Коллективное творчество. Допустим, я приношу текст, а все остальное делает музыкант другой. Это правда будет любопытно. Я познакомился с одним человеком очень интересным. Зовут его Ричард, он из Литвы, диджей, и у него вообще очень странный подход к музыке. Вот я с ним буду сейчас сотрудничать — попробую записать несколько треков.

— Это будет все группа «Звери»?

— Не «Звери». Там-то я как раз все очень хорошо понимаю, что делать и как. А хочется что-то сделать помимо, что-то вовне. Это интересно. Это большая свобода. И мне открыты здесь все границы.

— Рада за вас. Потому что, мне кажется, вы потрудились над «Зверями» исправно. И клипы сами снимали, и одежду сами шили. И книжку я вашу, кстати, прочитала вчера.

— А где нашли?

— Скачала.

— Бесплатно?

У нас в стране нет сервиса, нет производства, нет моды.

— Простите — да. А вот одежду, которую вы начинали шить несколько лет назад под маркой «Звери», не нашла.

— Да не стоит об этом вспоминать. Это был просто фан, майки для людей.

— Как же — одни только майки? А я из разговоров поняла, что вы чуть ли не с лекалами тут носились.

— Было и такое. Я знаю всю технологию, весь процесс. Если этим занимаешься, то все быстро познаешь — весь этот рынок, весь этот швейный мир. Мы года четыре этим занимались, а потом закончили. Потому что у нас в стране нет этой индустрии, нет сервиса, нет производства, нет моды. Ну, можно было, конечно, делать все через… Не очень хороший путь. То есть либо сидишь и собираешь бусинки дома, девочка, делаешь браслетики, на маечках рисуешь картинки, либо ты, парень, владеешь фабриками и штампуешь типа «Твое». Мы это выяснили, подумали и решили, что пока заниматься фэшн-индустрией не будем.

То есть штамповать «Твое» низко и недостойно, по-вашему?

— Нет, мы были не против, но тогда — пять лет назад — даже это было невозможно. Точнее говоря, возможно, но убыточно настолько, что просто жалко денег стало. Ну и так в минус работали!

— Нравится мне в вас то, что вы не сидите сложа руки. Вот у вас в квартире даже велосипед есть — успеваете кататься? И где?

—15 км— прекрасная велодорожка от «Красного Октября» и почти до дома.

— Вам вообще нравится, что с Москвой в последнее время происходит, — вы же вроде как всё, остались тут жить?

— Я не рассматриваю Москву как город, в котором живу. Я бы, если честно, не хотел бы жить в Москве. Но так получилось, что я Москве не просто живу, но еще и работаю.

Я сначала хотел пойти на документальное кино к Марине Разбежкиной, но мне сказали, что она меня через месяц выгонит.

— Мне казалось, что вы тут и не живете толком. «Звери» вроде группа гастрольная.

— Мы не гастролируем с весны, потому как я учусь на режиссера игрового кино. Во ВГИКе не получилось: там минимум два года дневного, а у меня нет этого времени. У меня есть год. И поэтому я просто учусь у мастеров. У кого и где, не скажу, — но ноги растут из мастерской Фенченко. Если когда-нибудь потом мне понадобится диплом — а он мне не понадобится, скорее всего, — я поступлю во ВГИК. Но вообще у меня нет такой цели — стать режиссером. У меня цель банальная — самообразование. Это просто интерес. А если тебе что-то интересно делать и чему-то учиться — пожалуйста, учись.

— Станете режиссером — музыку забросите. У режиссеров, как Павел Лунгин говорит, будет в промежутках между съемками появляться ощущение голода.

— Ну, не знаю. Я не отношусь к этому серьезно — просто занимаюсь этим. Как-то просто так совпало, что я столкнулся с киноиндустрией при помощи друзей и знакомых, и мне это вдруг стало интересно. Вообще я сначала хотел пойти на документальное кино к Марине Разбежкиной, но мне сказали, что она меня через месяц выгонит. У нее надо учиться, а я могу не сдать что-то вовремя или отвлечься, вот как сейчас, на запись альбома. Перестроиться так быстро из моего музыкального мира в их киношный достаточно сложно.

— Вы также снялись у Германики в «Кратком курсе счастливой жизни».

— Да, и сейчас выйдет следующий Лерин сериал — тот, что «Майские ленты», — там четыре или пять серий. Она попросила меня поработать над ним в качестве музыкального продюсера и композитора. До этого мы с ней работали год назад на полнометражной картине, которую она еще не выпустила — готовит, наверное, к фестивалю. Так вот там я был музыкальным продюсером — договаривался с разными группами по поводу прав и всего остального.

— До премьеры Германики еще далеко. А концерт уже на днях. Вы на нем все 25 the best сыграете?

— Сперва альбом выложат на iTunes и на Google Play где-то числа шестого. И в «Известия Hall» мы, кстати, тоже не будем устраивать презентацию альбома в классическом формате «выходит группа и играет час-полтора».

— Нет?

— Нет, будет все по-другому. «Звери» уже не те, я же говорил! Будет не концерт, а вечеринка. Не будет столпотворения. Мы хотим просто пообщаться с поклонниками: выпить-поиграть, выпить-поиграть, поболтать-выпить. И даже сцену клуба не будем задействовать — играть будем прямо в зале.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241366
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249471
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416115
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420418
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425664
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427000