Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241898Второй альбом группы «Шкловский» называется «Это не вам», а на его обложке художник Валерий Чтак изобразил фигу из кармана. Но это не более чем интеллигентская поза. Он, конечно же, адресован вам — всем тем, кто так же, как и группа кинорежиссера Михаила Местецкого, взявшегося переделывать свои неортодоксальные идеи для сценариев в песни под баян, отягощен культурным багажом, однако душой тянется к куражу, угару и дебошу. 15 апреля «Шкловский» презентует «Это не вам» концертом в клубе «16 тонн», а сейчас Михаил Местецкий представляет его читателям COLTA.RU.
— «Шкловский» — это по-прежнему шесть человек: кинорежиссер, кинопродюсер и четыре выпускника Гнесинки (кстати, хотел уточнить, какой именно Гнесинки)? Ничего не изменилось?
— У меня, кстати, тот же вопрос про Гнесинку. Я знаю, что кто-то из них закончил академию Гнесиных, а кто-то — колледж при академии. Но мне неудобно спрашивать, поскольку меня-то вообще выперли после пяти классов музыкальной школы. Так что я предпочитаю о музыке на репетициях не заикаться. Когда парни начинают обсуждать свои немыслимые «септаккорды от ре-бемоля» — я просто начинаю плясать. «Барыня» очень, кстати, помогает от некомпетентности и конфуза.
— Главный инструмент в группе — это баян. Расскажи, пожалуйста, побольше об Алексее Смирнове, который играет в группе на баяне. Где и что он играет еще? Как зарабатывает деньги на жизнь, чтобы с удовольствием проводить время в «Шкловском»?
— Алексей Смирнов в свободное от «Шкловского» время ставит оперы в крупнейших театрах России. Он — оперный режиссер. Собственно, мы могли бы записать, наверно, уже десять альбомов, если бы Алексей не пропадал месяцами в Мариинке и т.п. Вообще я давно понял, что человеку никогда не нравится заниматься тем, что он умеет. Всегда тянет туда, где погуще бурелом. Вот владеет Алексей баяном как бог. Другие бы все отдали за это. Я бы точно отдал. А он этот баян достает раз в месяц — и то когда мы не пускаем его за барабаны.
— Как «Шкловский» пишет песни? Вероятно, сначала появляются тексты — вы же логоцентричная группа. Можно ли сказать, что тексты «Шкловского» — это сценарии, положенные на полку, а песни — несостоявшиеся кинофильмы?
— Песни — это, конечно же, такие быстрые фильмы, да. Путь от затеи до полной реализации тут в тысячу раз короче любого кино. Но мне бы хотелось еще быстрее. Меня угнетает работа над аранжировками. Сейчас большую часть этих трудов взял на себя Кирилл Белоруссов, композитор «Тряпичного союза» и наш барабанщик (колледж Гнесиных!). Но я бы мечтал, чтобы происходило так, как у Высоцкого: придумал песню — и она уже готова. Причем в нашем случае — готова с оркестром. А в идеале — чтобы она была уже и записана, и издана. И я бы только приходил сплясать «Барыню».
— После прослушивания «Это не вам» подумалось, что музыка группы мечется между двумя полюсами: один — северный, условно назовем его «Вежливый отказ», другой — южный, условно назовем его Gogol Bordello. Какой полюс вам все же ближе?
— Это, собственно, выбор между дебошем построже — суровым, сосредоточенным, с методичным битьем предметов по алфавиту — и дебошем отвязным, лихим, без алфавита. Зависит от настроения. Мы экспериментируем. Но есть такие песни, как «Бассейн», «Метрополитен» с нового альбома, — они же вообще не про панк. Думаю, у нас все больше будет такого материала, потому что с угаром и махновщиной мы кое-как разобрались. А человека же тянет в бурелом погуще.
— Песня «Жрать культуру» напоминает о последнем романе Владимира Сорокина, в котором предполагается, что в обществе будущего культуру будут жечь и на ней жарить. Это совпадение? Не был ли замечен Владимир Сорокин на концертах «Шкловского»? Есть ли у «Шкловского» свой сценарий будущего?
— Сорокина на концертах не видел, но был бы счастлив увидеть. Видел Веру Полозкову и человека, похожего на конструктора автомата Калашникова. Но если говорить о сорокинской «Манараге», то у нас в песне все-таки чуть другая космология, возможно, более скромная. Мы предполагаем, что процесс потребления культуры («Жрать культуру!») должен у нормального человека проходить полный цикл, чтобы потом человек мог уже в переваренном виде отправить ее дальше в мир («Срать культурой!»). То есть это призыв не только потреблять, но и производить гуманитарные ценности.
— Две песни с альбома «Это не вам» — «Жрать культуру» и «Брат» — звучат в фильме «Тряпичный союз». Почему всего две — не больше и не меньше? «Тряпичный союз» прекрасно приняли критики и профессиональное сообщество. Как фильм прошел в кинопрокате? Какова его нынешняя судьба?
— На самом деле мы записали почти полчаса музыки для «Тряпсоюза». Просто это невидимые миру слезы: музыка в фильме, если фильм интересен, проносится, как пейзаж за окном. Никто и не заметил. И я мечтаю, что когда-нибудь мы выпустим это дело отдельной пластинкой. Там есть просто великолепные темы, сочиненные Кириллом Белоруссовым на базе песен «Шкловского», — например, тема, когда Попов тонет. Или когда Ваня толкает столб в финале фильма.
А судьба фильма — ну какая? Обычный культовый фильм. Отправился на полки ко всяким молодым бузотерам. Пора уже новый снимать.
«Шкловский» — «Брат»
— В одном из твоих интервью было сказано, что любовь к баяну ты вынес из детства, потому что у тебя папа играл на баяне. Он продолжает играть? Как папа относится к песням «Шкловского» — есть ли у него любимые?
— Если честно, мои близкие, по-моему, скорее любят конкретно меня, а мои работы и проекты их не очень-то интересуют. И это не плохо, я бы очень опечалился, если бы было наоборот. Возможно, они все время ждут чего-то большего — и в кино, и в музыке. Но пару песен с нового альбома я папе поставил. Он сказал: ничего так, работай. А мама — она баян могла терпеть только до замужества. Не хочу ее мучить.
— Группа «Шкловский» редко дает концерты. Ближайший — презентация альбома в «16 тоннах». А что дальше? Есть ли у «Шкловского» еще планы?
— У меня план такой: завтра проснуться — а третий альбом «Шкловского» уже готов. И клипы сняты. И в полнометражном новом фильме только титры осталось поправить.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241898Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249735Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416396Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202417064Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419780Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420610Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425705Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425884Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427219