24 апреля 2017Современная музыка
143

Михаил Идов: «Меня привлекала идея точечной мистификации»

Автор сценария и песен телесериала «Оптимисты» о волне интереса к оттепели, песнях 1960-х и о своей привилегии

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Дмитрий Смирнов

Сегодня на канале «Россия» состоится премьера телесериала Алексея Попогребского «Оптимисты» о советских дипломатах, живших и работавших во время оттепели. Автором сценария «Оптимистов» стал журналист и писатель Михаил Идов («Кофемолка», «Чес»), который сейчас активно работает над кино- и телепроектами. К «Оптимистам» Михаил Идов сочинил еще и песни, стилизованные под 1960-е, которые исполнили Ёлка, Игорь Григорьев, Данила Шейк, актеры сериала и сам Михаил Идов. Песни не звучат в сериале, но их можно послушать на отдельно выпущенном саундтреке:

— Как вы придумали эту историю — почему 1960-е, почему дипломаты, почему Карибский кризис?

— В 2010 году я работал над книгой про советский дизайн 1960-х — «Made in Russia: Unsung Icons of Soviet Design». Меня особенно привлекла история ВНИИТЭ, Института технической эстетики (говоря современным языком, дизайна), который в разгар хрущевской оттепели разрабатывал реально новаторские штуки — и ни одна из них не была запущена в массовое производство. Даже когда их проект выиграл всемирный конкурс на дизайн нового нью-йоркского такси. И у меня в голове застряла идея отдела, нечаянно опередившего время, а потом незаслуженно забытого. А мой тогдашний соавтор Миша Шприц первым предложил перевести эту же идею из мира дизайна в мир большой политики. Так нам понадобились персонажи с биографиями, в которых советское сочеталось бы с западным: аристократ-возвращенец из Парижа, бежавшая от Маккарти американская коммунистка, ленинградский сирота, выросший в детдоме с детьми испанских республиканцев.

— В этом году случилась вакханалия воспоминаний о 60-х — две крупные выставки в государственных музеях, нашумевший сериал на Первом канале, масса проектов меньшей видимости. Ваш сериал встраивается в эту смысловую линейку. Почему 60-е сейчас так интересны?

— Наш проект на самом деле опережал эту волну (первый вариант первой серии был написан в декабре 2010-го), но ответ, думаю, от этого не меняется: чем дальше, тем всем интереснее, каково это было — жить в полной уверенности, что завтра будет лучше? Каково это — не быть циником? Впервые взять в руки портативное радио и впервые услышать по нему рок-н-ролл? В начале 1960-х Советский Союз на пару шажков приблизился к ипостаси, в которой теоретически мог бы иметь право на существование и сегодня; об этом написан прекрасный роман Олега Нестерова «Небесный Стокгольм», мы с ним во многом друг друга нечаянно дублируем. Поэтому от любого текста про оттепель, даже документального, неминуемо веет альтернативной историей: а как бы выглядел Советский Союз с открытыми границами? А с полурыночной экономикой? Мы никогда не узнаем ответа, но задумываться об этом одинаково приятно тем, кто тоскует по СССР, и тем, кто ненавидит его наследие. Оттепель — их точка соприкосновения.

— История успеха сериала «Madmen», реконструировавшего стилистику американских 60-х, основана на сильной симпатии к ним в обществе — не только американском, но и мировом. Ваш сериал, который можно назвать «МИДмен», тоже эксплуатирует ностальгию по американским 60-м — по серфу и музыке лейбла Motown, крылатым кадиллакам, пепси-коле и блондинкам, которые манипулируют мужчинами. Почему вы надеетесь на хороший рейтинг, полагая, что ваши увлечения разделит российское большинство — особенно сейчас, в момент очередного напряжения в отношениях между нашими странами?

— На рейтинг надеются телеканалы. Я всего лишь пытаюсь рассказывать истории, которые интересны мне самому, — а они неминуемо лежат в плоскости взаимоотношений русской и американской культур. И сам факт, что на рассказывание этих моих довольно личных историй выделяются какие-то сногсшибательные деньги, делает меня одним из самых везучих людей на земле. Я стараюсь помнить о том, какая это привилегия.

© Дмитрий Смирнов

— Вы родились в 1976-м. Каково ваше отношение к 1960-м? Откуда вы его восприняли? Как вы его хотели усилить или опровергнуть вашим сериалом?

— «Оптимисты» все же сериал не про 1960-е, а про людей, которые на этом фоне живут. На особенностях мира как такового можно проехать минут 15 — дальше должны включиться сюжет и эмпатия к героям, иначе вся затея попусту. В отличие от, скажем, 1984 года (когда происходит действие фильма, который я собираюсь снимать этим летом), 1960-е для меня — абсолютно абстрактное пространство «прошлого». Это с тем же успехом мог бы быть двор короля Артура: и то и другое в первую очередь означает штудирование исторических материалов, стилизацию диалогов и т.д.

— Вы решили сами написать музыку к сериалу, а не подобрали ее из архивов. При том что в песнях советских 60-х были и проявившийся в вашем саундтреке серф, и сильная женская позиция, и калька с американских образцов. Разве не проще было бы найти что-то аутентичное?

— Гораздо проще, конечно, поэтому мы этого и не сделали. Меня всегда очень сильно привлекала идея, как бы выразиться, точечной мистификации — даже в «Кофемолке» действие происходит на выдуманной манхэттенской улице, расположенной между двух настоящих. А тут представился по-настоящему редкий шанс — взять и за шиворот вытащить себя на новый уровень как композитора. (И наконец заставить себя писать тексты на русском языке.)

— Какую музыку слушали ваши родители в 60-х?

— Во второй половине 1960-х в Риге довольно бурно расцвела джазовая сцена, и мои родители с удовольствием вспоминают «сейшены», на которые они тогда ходили. Отец всегда любил блюз и госпел (Махалию Джексон и т.д.), но не рок-н-ролл как таковой. Бардов, кроме пары записей Высоцкого, дома не было — классики, впрочем, тоже не припоминаю.

Лидия Клемент — «Звезды в кондукторской сумке» (оригинальная версия песни 1960-х, которая попала в саундтрек «Оптимистов» в виде кавер-версии)

— Будет ли ваша группа Zilberman на грядущих концертах исполнять песни из сериала или вы будете играть что-то совсем другое?

— Мы планируем серию концертов — презентаций саундтрека со специальным «шестидесятническим» репертуаром, после чего, надеюсь, какие-то песни переживут привязку к сериалу и продолжат жить своей нормальной песенной жизнью.

— Будете ли вы писать музыку к фильму про молодость Виктора Цоя, над сценарием которого вы сейчас работаете?

— Нет, но если все сложится, выступлю чем-то вроде музыкального супервайзера. Сейчас в моей зоне ответственности — подбор песен и воссоздание звука ранних концертов и записей «Кино», что само по себе — жутко интересная задача: взять существующую песню, развинтить ее на партии и показать процесс придумывания каждой из них.

Саундтрек к сериалу «Оптимисты» на iTunes


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241697
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249639
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416287
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420526
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425775
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427119