Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024496428 апреля группа Gorillaz выпускает после семилетней паузы альбом «Humanz», который, как всегда, представляет собой что-то вроде музыкального квеста, набитого именами приглашенных музыкантов и кросс-ссылками на сторонние проекты. Радиф Кашапов собрал все факты, которые необходимо знать о «Humanz», и распределил их по словарным статьям.
Напомним, что Gorillaz — это появившаяся в 2000 году виртуальная группа, состоящая из взъерошенного вокалиста 2D, странноватого басиста Мердока, барабанщика Рассела Хоббса и 10-летнего японского гитариста-виртуоза по кличке Нудлс (Лапша). Придумали ее лидер Blur Деймон Албарн и художник Джейми Хьюлетт, нарисовавший Tank Girl. После выпуска в 2010-м альбома «The Fall» пути их разошлись на три года (что понятно, потому что Gorillaz постепенно становились реальной группой, а не только рисованной), пока товарищи не напились-помирились на афтепати одного из концертов.
Gorillaz — «Clint Eastwood»
Автор многих рок-хитов и двух опер Деймон Албарн, когда не ездит с гастролями, ежедневно идет в студию и занимается музыкой. Так что за те годы, что Gorillaz стояли на паузе, он записал столько песен, что хватило бы на отдельную дискографию. Среди них — первый сольник «Everyday Robots», дебютник супертрио Rocket Juice & the Moon с басистом Red Hot Chili Peppers Фли и легендарным нигерийским барабанщиком Тони Алленом. В его проектах с участием африканских музыкантов вообще нелегко разобраться. Наконец, Blur устроили марафон в студии в Гонконге, из чего получился впечатляющий диск «The Magic Whip». Британский музыкант между тем продолжает работать над вторым альбомом супергруппы The Good, the Bad & the Queen, в котором заняты басист The Clash Пол Саймонон и Тони Аллен.
Damon Albarn — «Everyday Robots»
Предыдущий альбом Gorillaz «The Fall» Деймон Албарн записал, по сути, в одиночку, в гостиничных номерах и гастрольных перегонах, используя приложения iPad. Готовя материал для Blur и для «Humanz», он также продолжал работать над набросками в Garage Band. В целом, конечно, за семь лет цифровые технологии ушли вперед, так что Gorillaz уже успели и представить видео в формате 360 градусов, и запустить несколько своих приложений в качестве промо, и пообещать цифровые сюрпризы на концертах. Предпослушать альбом можно, найдя кукольный дом Gorillaz (в России их поставили в «Музеоне» и в Михайловском саду). Также группа построила для ознакомления с песнями в нескольких городах так называемые Spirit House — пространства, заполненные музыкой, инсталляциями, проекциями. Как говорит Джейми Хьюлетт, готовится сериал «Gorillaz TV» из 10 эпизодов.
Gorillaz — «Saturnz Barz (Spirit House) 360»
«Humanz» — американский альбом Gorillaz. По сути, «Humanz» — саундтрек к вечеринке на тему того, что мир сошел с ума, резюмировал Деймон Албарн в интервью журналу Q. Каждому артисту, участвующему в записи, он предлагал представить будущее, в котором на выборах в США победил Дональд Трамп. Теория стала практикой. В итоге, правда, Деймон Албарн убрал из «Humanz» все прямые ссылки на нового президента США. «Я не хотел давать самому известному человеку на земле еще больше известности», — пояснил он в интервью Billboard.
Аллюзии остались. Первый сингл, песня «Hallelujah Money», появился перед инаугурацией. В этой песне Бенджамин Клементин, победитель Mercury Prize, которого в прошлом году The New York Times назвала одним из тех, кто определил культуру 2016-го, поднимается на лифте по Трамп-тауэр. И ему очень грустно.
Gorillaz — «Hallelujah Money»
Альбом писался в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Чикаго и на Ямайке. У него три продюсера — Gorillaz (очевидно, Деймон Албарн), Энтони The Twilite Tone Хан (один из авторов хита Канье Уэста «Mercy») и барабанщик Реми Кабака. Его отец (полный тезка) играл с The Rolling Stones, Джинджером Бейкером, Стивом Уинвудом и Джоном Мартином. Сын сотрудничал с Деймоном Албарном в проекте DRC Music и на альбоме Бобби Уомака «The Bravest Man in the Universe», также он ведет проект Gorillaz Sound System.
Как обычно, на пластинке очень много приглашенных вокалистов. Сначала Деймон Албарн писал им письма, потом общался лично или по скайпу, а потом приглашал в студию, где давал ноты, тексты или уже готовые песни для доработки.
Здесь немало молодых и модных артистов. Деймон Албарн объясняет это тем, что зачастую он просто хотел произвести впечатление на 17-летнюю дочь Мисси. Поэтому на записи, к примеру, появились Винс Стэплз (калифорнийский рэпер, участник проекта Cutthroat Boyz, подписанный на Blacksmith Records, ARTium Recordings и Def Jam Recordings) и Дэнни Браун, детройтский хип-хоп-деятель, названный Spin и Metro Times «артистом года». Rag'n'Bone Man, чей дебютник «Human» вышел в феврале, в этом году выиграл в номинациях «Британский прорыв года» и «Выбор года» на Brit Awards. Ray BLK — британская певица, которая получила премию BBC Music Sound of 2017. Popcaan — ямайский певец, новая звезда данс-холла, работавший с Дрейком и Jamie XX. Келела, которая все еще пишет дебютный альбом. Рэпер D.R.A.M., известный по песне «Cha Cha» (осенью прошлого года он выпустил альбом «Big Baby D.R.A.M.»). Звезда квир-хип-хопа Zebra Katz. Словесные интерлюдии исполняет Бен Мендельсон, австралийский актер, звезда телесериала «Родословная».
Представителей старших поколений на «Humanz» не так много, как это было, скажем, на альбоме «Demon Days». Из былых — давние коллабораторы Gorillaz — рэп-трио De La Soul. Кроме того — рэпер Pusha T. Карли Саймон, звезда 70-х, записавшая более дюжины хитов (в России самый известный — бондиановская «Nobody Does It Better» из фильма «Шпион, который любил меня»). Мэвис Степплз — блюзовая певица, борец за права афроамериканцев, начинавшая еще в 60-е, получившая «Грэмми» только в 2011 году. Один из отцов современного хауса Джейми Принсипл.
Самый крутой опыт в студии случился с Грейс Джонс — она импровизировала четыре часа, после чего все ее слова переписали на листочки, разложили на полу и долго думали, что оставить на релизе.
От участия в альбоме отказались Шаде, Моррисси, соул-дива Дайон Уорвик (исполнительница хитов Берта Бакарака). Последняя — потому что это противоречило ее религиозным взглядам. «Во второй раз она даже пришла в студию, я сумел поиграть с ней на пианино. Но у нас с ней все равно ничего не получилось», — рассказывал Деймон Албарн. Ничего не получилось скроить в студии с группой у французской певицы Christine and the Queens.
Альбом закрывает песня «We Got the Power», в которой вместе поют Деймон Албарн и Ноэль Галлахер — лидеры Blur и Oasis. Безусловно, этот крючок рассчитан, в первую очередь, на представителей СМИ, до сих пор поминающих «битву брит-попа», которая случилась 22 года назад, когда обе команды выпустили синглы в один день. Более того, изначально в записи пел и гитарист Blur Грэм Коксон, но Деймон Албарн рассудил, что запись получается слишком «ретро» и идет не туда. Поэтому, чтобы убавить заматерелой маскулинности, в треке появилась вокалистка постпанк-группы Savages Дженни Бет. «Он фантастичен в студии, — сказал Деймон Албарн о Ноэле Галлахере. — Прекрасно, когда ты видишь, что кто-то знает свое дело. Он крутой».
Gorillaz — «We Got the Power»
Можно сказать, что, играя на синтезаторах в Gorillaz, Деймон Албарн возвращается в ту пору, когда он еще был фанатом электропопа, диско и не был звездой британского рока. Неудивительно, к примеру, что песня «Andromeda» вдохновлена хитами Майкла Джексона «Billie Jean» и дуэта Hall & Oates «I Can't Go for That (No Can Do)». Рабочим названием трека было «I Can't Go for Billie Jean». Сама же песня посвящена одноименному клубу в родном для Деймона Албарна Колчестере, куда он ходил слушать соул, и Этель, матери друга Албарна Сьюзи Уинстэнли. Этель умерла в тот период, когда Деймон писал эту песню, что напоминало ему об уходе его другого приятеля, соул-героя Бобби Уомака, которому лидер Gorillaz спродюсировал последний альбом «The Bravest Man in the Universe».
Gorillaz — «Andromeda»
10 июня группа проведет в графстве Кент свой фестиваль Demon Dayz, на котором произойдет развиртуализация Gorillaz, а также со своими сетами выступят многие участники студийной записи. Gorillaz не давали концертных выступлений с 2010 года. Деймон Албарн уже поговаривает о времени, когда можно будет выпустить 2D, Мердока, Рассела Хоббса и Нудлс на сцену — в виде некоего подобия роботов с искусственным интеллектом, чтобы музыканты разговаривали, прыгали в толпу и делали все что угодно, совершенно не завися от воли создателей.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244964Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246519Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413100Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419582Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420244Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422894Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423653Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428829Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428956Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429612