Игра с огнем

Классики рок-н-ролльного цирка Kiss показали в Москве свою «карусель ужаса»

текст: Денис Бояринов

«Неофашизм, панк, насилие». Этими тремя словами рекламировалась американская группа Kiss в легендарных «черных списках» музыкантов, запрещенных в Советском Союзе, — цензурных инструкциях, которые распространялись и исполнялись комсомольскими организациями в середине 1980-х. В неофашистах там числились многие — даже испанский певец-романтик Хулио Иглесиас не избежал этого клейма. Однако Kiss, основанная в 1973-м двумя ньюйоркцами еврейского происхождения Полом Стэнли (Стэнли Айзен) и Джином Симмонсом (Хаим Виц), была самой яркой иллюстрацией полнейшей деградации массовой культуры «загнивающего Запада» для советской пропаганды, бесталанно боровшейся за чистоту умов молодежи. Черно-белые «маски монстров», скрывающие лица музыкантов, блестящие доспехи в шипах и ботинки на высоченных платформах, в которых они выходили на сцену, выступления, на которых грохочущие барабаны, ревущие гитары, воющие сирены и взрывающиеся петарды тонули в визгах толпы, — и все это под светящимся сотней лампочек логотипом группы, в котором угадываются эсэсовские молнии. Исчадья ада, а не хард-рокеры. Советская пресса называла Kiss музыкальным мусором, марионетками на эстраде, осквернителями рока и циничными проповедниками китча, при этом не забывая описывать заведенную ими «карусель ужаса»: «На огромной сцене из хрома, стекла и неона мечутся, словно на сборище шаманов, четыре дьявольские фигуры, грохот и скрежет. И непонятно: где “музыка”?» Неудивительно, что у советских школьников 80-х запретный культ Kiss рос, несмотря на то что послушать их песни было негде; спустя годы добравшись до вожделенных записей группы, многие разочаровывались — звук у американцев был не такой уж невыносимо адский, да и пели они не о демонах и насилии, а о вечеринках и о любви.

Kiss — «Rock'n'Roll All Nite»

Сейчас Kiss, больше 40 лет назад сконструировавшие свой стиль из запчастей, взятых из эпатажного глэм-рока New York Dolls, театра музыкальных ужасов Элиса Купера и комиксов о супергероях, являются одним из самых дорогих брендов в истории рока. Под ним продаются не только стадионные шоу, где используется рекордное количество пиротехники, но и видеоигры, кредитные карты, велосипеды, гробы, косметика и презервативы. На одних фирменных футболках, которые за эти десятилетия тысячу раз сменили дизайн, группа заработала миллионы долларов. Бренду с таким стажем и историей, как у Kiss, можно делать что угодно, только не радикально меняться, и американские классики рок-н-ролльного цирка не меняются. Их последний, 20-й, альбом «Monster», выпущенный в 2012-м, — это коктейль из музыкальных штампов, ими же придуманных в 70-х, незамысловатых текстов и бездумного веселья. Концерты Kiss, на которых разменявшие седьмой десяток Пол Стэнли и Джин Симмонс летают над толпой на тросах, — это все тот же набор трюков, что мечтали увидеть советские школьники с середины 1980-х. Только их лучше видно с дальней стадионной трибуны, поскольку на больших LED-панелях, которых в восьмидесятых не было, идет умело смонтированная видеотрансляция.

Концерт Kiss из молодежной комедии «Детройт — город рока» (1999). Действие фильма происходит в конце 1970-х, но примерно так же группа выступает и сейчас:

Второе появление Kiss в Москве, состоявшееся 1 мая в «Олимпийском», не разочаровало ни ветеранов армии «киссоманов», ни приведенную ими смену — маленьких детей. Спустившись на сцену на движущейся платформе, Звездный Мальчик, Демон, Пришелец и Кот ни на йоту не отступили от собственного канона; даже реплики, произнесенные Полом Стэнли, слегка обновившим свой образ электрогитарой в цветах российского флага и кокетливым пушистым хвостом, точь-в-точь совпадали с памятными по концертным пластинкам. В каждом номере почти двухчасовой программы, составленной из самых известных песен группы, что-то взрывалось или горело. Джин Симмонс плевался огнем и бутафорской кровью, взмывал под купол «Олимпийского» и экспрессивно полировал алым языком свою бас-гитару в форме топора. Пол Стэнли регулярно срывался на высоких нотах, но его вокальные провалы были компенсированы финальным полетом без страховочной лонжи и гитарным соло на вращающейся платформе, а также хоровым пением зала, достигшим эйфорического пика на диско-рок-хите «I Was Made for Loving You». «Карусель ужаса» Kiss, раскрученная 44 года назад, продолжает развлекать людей. При этом главный элемент их шоу — это именно что воодушевляющая музыка, которую советские писаки называли мусором и грохотом; эффектные, громкие и бодрые песни, светящиеся шальной искрой раннего рок-н-ролла.

Kiss — «Lick It Up»

Самое удивительное, что в песнях и шоу Kiss, давно причисленных к классике рока, до сих пор чувствуется возбуждающая сила хулиганства и провокации, из-за которых их опасались и обожали в Советском Союзе. «How many of you girls like to get licked?» (в литературном переводе: «Кому из вас, юные девы, нравится быть облизанной?») — прокричал в микрофон Пол Стэнли, чтобы объявить исполнение песни «Lick It Up», с которой начался период Kiss без мейкапа. Толпа в «Олимпийском» басовито прогудела в ответ хором, слитым из тысяч и мужских, и женских голосов, — видимо, не совсем разобрали, что спросил этот пожилой мужчина с выбеленным лицом и накрашенными губами. Если бы каким-нибудь охранителям духовных скреп, которых в России развелось великое множество, пришло в голову с лупой изучить тексты песен группы, они бы нашли немало поводов для цензуры — разглядели бы пропаганду насилия («War Machine»), алкоголя («Cold Gin»), секса («Love Gun»), а то и неофашизма и могли бы поспособствовать срыву концертов, как произошло в 2014-м с российской гастролью ученика Kiss Мэрилина Мэнсона. Слава богу, обошлось. Как писали в 1982 году в газете «Советская культура»: «КИСС продолжают играть с кровью и огнем».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241660
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249631
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416280
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420516
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425770
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427111