Ночной сеанс

Музыка для фильмов, полных тайн: новый проект Video Salon певицы Гали Чикис, переехавшей в Берлин, и калифорнийского электронщика Брайана Пайла

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Video Salon

Видеосалон — это коллективная форма просмотра зарубежных фильмов, которая в конце 1980-х покорила Советский Союз. Дефицитный видеомагнитофон, цветной телевизор, набор кассет и свободный зал — это все, что было нужно для видеосалона; они мгновенно усыпали страну и приносили их владельцам немалый доход, пока их не вытеснили видеопрокаты. Увидеть в видеосалоне можно было все что угодно — репертуар их был непредсказуем. Популярностью пользовались фильмы с восточными единоборствами, боевики со Шварценеггером и Сталлоне, фантастика, хорроры, легкая эротика — те жанры, которые в советском кино были полузапрещены. Но можно было наткнуться и на что-нибудь более изысканное — на фильмы Стэнли Кубрика, Фрэнсиса Форда Копполы, Брайана Де Пальмы и Дэвида Линча.

Выбрав название Video Salon, дуэт перебравшейся в Берлин певицы и композитора Гали Чикис и калифорнийского электронщика Брайана Пайла (Ensemble Economique) будит своей гипнотической музыкой призраки прошлого. Посылаемые ими сигналы опознаются теми, кто в видеосалонах бывал: синтезаторы как у Джона Карпентера, романтизм дрим-попа 80-х, эксперименты абстрактной электроники 90-х и таинственная атмосфера «Синего бархата» с «Твин Пиксом». Но главное — в музыке Video Salon пульсирует та самая магия, которая превращала душную комнатку с блеклым телевизором в портал, переносящий в удивительный мир.

Галя Чикис о Video Salon, видеосалонах и следующих проектах

В 2014 году, когда обострился конфликт России с Украиной, я, как пацифист, очень сильно переживала, захотелось сделать какое-то высказывание за мир. Красивое, деликатное и, как говорится, чтобы в точку. Я позвала своих подруг по цеху, русских и украинских артисток, — Оксану Зморович (Blablarism), Тосю Чайкину, Настю Вакуум (Ladan), Аню Куц (Love Cult) и Карину Казарян (KP Transmission, Fanny Kaplan), мы объединились в сборник новой женской электроники под названием «She Knows More Than She Thinks», я написала манифест и отправила на разные лейблы. К нашему счастью, практически сразу откликнулся мой любимый калифорнийский Not Not Fun, вышла кассета, и так начались наши дружба и сотрудничество. А Брайану Пайлу Бритт Браун отправил этот сборник на мастеринг. Брайан — мастер в этом деле. Он, кстати, последнему переизданию Микаэла Таривердиева делал мастеринг — тройной винил. Это наш с ним любимый композитор. Брайан мне написал, что был счастлив работать с нашим сборником и что два раза в год стабильно приезжает из своей Северной Калифорнии в Берлин в рамках европейских гастролей. В общем, он приехал к нам в Нойкёльн — и как-то сама собой началась совместная музыка. Просто мы стали импровизировать, и все стало записываться.

Мы сыграли и записали за несколько таких осенне-весенних встреч уйму материала. На самом деле, вышла только малая его часть. Выбирал Брайан, и потом он с ней работал. Я доверила ему полностью звучание, и правильно. Мне нравится то, что получилось. Хочется ж когда-то отпустить контроль и чтобы кто-то за тебя поработал :). Он же сделал и мастеринг. А Бритт с Not Not Fun — обложку. То есть у нас с лейблом такая совместная работа. Мы переписываемся и радуемся вместе любым, даже самым маленьким, новостям как молодая, начинающая группа. Вот сегодня, например, у себя в твиттере директор лейбла 4AD написал, что ставил нашу музыку на NTS Live. Мелочь, но приятно.

Мы много разговаривали. Вспоминали истории из детства, как кто рос. Я вот помню, что у нас в Витебске на заре 90-х любая новая информация была ценной. Видеомагнитофона и кабельного ТВ у нас не было. И когда появились видеосалоны — один был возле моей школы, довольно трэшовенький зальчик с тусклым светом, — я туда ходила смотреть все подряд: от диснеевских мультфильмов, аниме и «Тома и Джерри» до фантастики и боевиков вроде «Терминатора» и «Звездных войн». Ему понравилась эта история, и, когда встал вопрос о названии, долго думать не пришлось. Но вот он настоял, что название должно быть в двух словах — «Видео Салон», а не в одном: мол, так символично. Он и я. Ну, почему бы и нет.

© Video Salon

Мы оба — сюрреалисты, абстракционисты, авангардисты и поп-музыканты. Обожаем странные, красивые фильмы и видео. Конечно же, первым в голову приходит наш любимый Дэвид Линч. Ну а кто ж еще? Сериал «Дикие пальмы» из 90-х тоже прекрасен. Это из существующего. Но вообще красивые и сюрреалистичные фильмы, полные тайн, — это бы подошло, конечно. Если наша музыка попадет когда-нибудь в такое кино, мы будем счастливы.

Сейчас главное для меня то, что я наконец полностью закончила работу над своим сольным альбомом, он выйдет ранней осенью на Not Not Fun. Сейчас идет подготовка к релизу. Еще есть коллаборация с канадкой с польскими корнями Майей Постепски. Это удивительный и гениальный человек, барабанщица группы Austra, половина поп-дуэта Trust, ее сольный проект называется Princess of Century. Мы живем тоже в разных странах, как и с Брайаном, что не очень удобно, поэтому пока все медленно. Но мы планируем встречи летом, и если будет продолжение — это будет новая супергруппа, у нее уже есть название — All What We Love — и шесть записанных демо-версий танцевальных поп-песен. Я работаю с текстами, мелодиями, вокалом, она — со звуком и ритмом. По сути, это реверанс всему, что мы любим. Ничего нового, но и абсолютно новое и мощное, много баса, четкий ритм, пронзительные мотивы. Третья участница коллаборации Эмма Це, она же Magic Island, — тоже канадка с польскими корнями и новая поп-звезда на берлинском музыкальном небосклоне.

Концерты и диджей-сеты случаются регулярно, в Берлине легко выступать, есть аудитория, она открытая и благодарная, пою я по-русски — с субтитрами или без, моя музыка здесь нравится. На сцене легко. Это мое любимое состояние — концерт. По сути, я русский экспат здесь, не собираюсь меняться, становиться европейкой. В Берлине это никому не нужно. Да и вообще нигде. Интересно, если ты транслируешь свой бэкграунд, свою культуру. Я часто диджею и ставлю на 70 процентов нашу музыку, советскую и современную, я ее хорошо знаю, могу многое рассказать. И почти всегда от кого-то есть вопросы. У нас очень много крутой и красивой музыки.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241658
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249631
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416280
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420516
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425769
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427110