Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245355В Москву едет калифорнийская рок-группа Black Rebel Motorcycle Club. Названная в честь байкерской банды из фильма «Дикарь», она вот уже 15 лет придерживается эстетики ретро-рока — кожаных курток, шумных гитар и надсадного вокала. В этом году у BRMC вышел седьмой студийный альбом «Specter at the Feast», перед записью которого группа едва не распалась под тяжестью утраты Майкла Бина, скончавшегося от сердечного приступа продюсера и саунд-инженера группы, но в первую очередь — отца одного из ее участников. Чтобы обсудить влияние жизненных трагедий на музыку, а также связь BRMC с корнями, мы позвонили гитаристу и одному из вокалистов группы Питеру Хейсу.
— Вы в поддержку «Specter at the Feast» выпустили аж шесть короткометражек, и шестая оказалась, по сути, клипом на поэму Джона Труделла — какие у вас отношения с американской поэзией?
— Ох. Жаль, что я не особо в ней разбираюсь. Я, знаешь ли, не очень хорошо учился в школе — дурацкое оправдание, понимаю, но так уж получилось. А поэзия… она ведь сродни музыке. В том смысле, что и то, и другое — неплохой способ вернуться туда, где все началось. Под всем я имею в виду любую проблему или событие. И одновременно — способ для читателей спроецировать переживания автора на свою собственную жизнь. Ты приходишь в книжный магазин, смотришь на обложки, названия. Цепляешься за знакомые тебе вещи — будь то дзен, или учение Будды, или еще что-нибудь. И вдруг внутри тебя что-то отзывается. Как с Библией: можно открыть на любой странице и вдруг понять, что эта страница — то, что нужно именно сейчас. Только вот я понятия не имею, как это работает. Есть ли что-то вроде метода создания универсального искусства. Так, ладно, что-то я заболтался.
BRMC's «Specter at the Feast» Short Film Series. Episode 6
— Режиссером этих роликов значится Малия Джеймс. Она ведь из Dum Dum Girls, да?
— А? Да-да, оттуда.
— И она, как и вы, из Калифорнии, откуда в последнее время какое-то невероятное количество гаражного рока выходит — вы можете как-то это объяснить?
— Что именно там происходит, мне сложно сказать. Я уже порядочное количество времени там не живу. Но точно знаю, что ничего сверхъестественного в этой волне нет. Как десять лет назад все пытались накачать мертвую, по сути, музыку какой-то свежей энергией, так и сейчас пытаются. Конечно, нужно изредка навещать прошлое — но не тащить его, как Кинг-Конга, в свой мир, а лишь подпитываться его энергией. И это ведь не такая уж простая вещь, если подходить к делу серьезно. Но иногда смотришь на новые группы, и начинает казаться, что музыка из настоящего искусства превращается в какое-то примитивное развлечение для тех, кто хочет отдохнуть от реальности. Хочется верить, что всегда будут люди, которые видят в ней нечто большее. А это очередное копание в 60-х... не знаю, с ним вроде все в порядке, только очень не хочется, чтобы и музыканты, и слушатели воспринимали это так же, как относятся к периодическому возвращению моды на одежду того времени. Это ж не какая-то коллекция тряпья, а целый пласт культуры — относитесь к нему с почтением!
Black Rebel Motorcycle Club — «Rival»
— Но вы же с самого начали и были теми людьми, которые во главу угла ставили, кажется, эстетику того времени. Не хочу сказать, что это плохо, — интересно скорее, не устали ли вы сами от этого достаточно все-таки поверхностного образа?
— Да, это хреновая тема, мужик. Мы, конечно, добились с ней какого-никакого успеха, но в то же время не стали суперзвездами. Потому что рано или поздно все упирается в то, что для многих мы — обычные парни с кучей дурацких фотографий, которые еще и затирают в интервью не пойми про что, ха-ха. В общем, репутация из-за этого у нас не слишком серьезная. Только люди ведь что угодно поворачивают так, как им удобно. Наша задача — в том, чтобы правильным образом это игнорировать. Потому что изначальный образ уже так прочно к нам прилепился, что и выбора особого не осталось.
— Я тут прочитал, что вы во время работы над «Specter at the Feast» вдохновлялись, в числе прочего, группой Spiritualized. С чисто музыкальной точки зрения это понятно и заметно, но стоит ли в альбоме еще и собственно духовный посыл искать?
— Мы точно не хотели выступать в роли проповедников, учить людей чему-то. Пусть каждый сам разбирается со своей жизнью, а мы… мы вроде как просто музыканты. Но сама эта тема мне кажется очень важной. Понимаешь, многие люди — и на моих глазах в том числе — просто уничтожают в себе все высокое. Устают от давления сверху. Религия и правительство — вещи, которые должны подвергаться постоянному сомнению, а вместо этого все плотнее входят в нашу жизнь — так, будто для них в душе каждого человека отведено специальное место. И можно быть сколько угодно нерелигиозным, но человек рядом с тобой может оказаться совершенно съехавшим фанатиком и посчитать тебя недостойным жизни.
Black Rebel Motorcycle Club — «Hate the Taste»
— Хочу напомнить, что я из России. Мы вот сейчас с вами говорим, а в паре сотен метров полицейские огораживают огромную территорию вокруг храма — веришь ты в Бога или нет, но домой сегодня придется добираться другой дорогой.
— А в России тоже такая хрень, да? Американское правительство довольно серьезно навязывает населению религию. Хрен знает — зачем, может, им так проще. Я лично за то, чтобы люди были хорошими, добрыми и все такое, но совсем не обязательно получать инструкции от Бога по этому поводу. А эти инструкции преследуют американцев с самого детства. Я и сам из-за этого вырос в страхе — в страхе попасть в ад за плохой поступок. И всю жизнь стараюсь этот страх преодолеть — не потому, что хочу быть безнаказанным, просто если уж бояться чего-то, так пусть оно будет перед глазами, а не где-то в другом измерении.
— Я почему вообще этот разговор завел. Буквально перед записью вашего альбома у одного из участников BRMC умер отец, который был заодно вашим продюсером, и вы все, насколько я понимаю, довольно тяжело это перенесли. Это как-то изменило ваши взгляды на собственно музыку? На то, зачем она вообще нужна.
— Да, пожалуй. Он ведь был важной частью нашей группы — и я сам относился к нему как к отцу. И тут такое случается. Своего отца я потерял еще в 2000 году и сейчас могу сказать, что совершенно не важно, какие у вас были отношения, — если умирает член твоей семьи, ты уже не можешь оставаться тем, кем был раньше. И действительно начинаешь задумываться над каждым поступком — а зачем он, ради чего и не тратишь ли ты зря свое время, которого и так отведено немного. Очень, я тебе скажу, полезные мысли. Очень.
Black Rebel Motorcycle Club выступают 5 сентября в «Известия Холл».
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245355Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246954Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413440Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419859Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420580Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423179Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423924Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429144Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429226Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429910