2 сентября 2013Современная музыка
383

«Религия и правительство должны подвергаться постоянному сомнению»

ПИТЕР ХЕЙС, участник шумной калифорнийской рок-группы Black Rebel Motorcycle Club, неожиданно о серьезном: Библии, духовных исканиях, навязывании религии и смерти близких

текст: Олег Баранов

В Москву едет калифорнийская рок-группа Black Rebel Motorcycle Club. Названная в честь байкерской банды из фильма «Дикарь», она вот уже 15 лет придерживается эстетики ретро-рока — кожаных курток, шумных гитар и надсадного вокала. В этом году у BRMC вышел седьмой студийный альбом «Specter at the Feast», перед записью которого группа едва не распалась под тяжестью утраты Майкла Бина, скончавшегося от сердечного приступа продюсера и саунд-инженера группы, но в первую очередь — отца одного из ее участников. Чтобы обсудить влияние жизненных трагедий на музыку, а также связь BRMC с корнями, мы позвонили гитаристу и одному из вокалистов группы Питеру Хейсу. 

© Kevin Winter

— Вы в поддержку «Specter at the Feast» выпустили аж шесть короткометражек, и шестая оказалась, по сути, клипом на поэму Джона Труделла — какие у вас отношения с американской поэзией?

— Ох. Жаль, что я не особо в ней разбираюсь. Я, знаешь ли, не очень хорошо учился в школе — дурацкое оправдание, понимаю, но так уж получилось. А поэзия… она ведь сродни музыке. В том смысле, что и то, и другое — неплохой способ вернуться туда, где все началось. Под всем я имею в виду любую проблему или событие. И одновременно — способ для читателей спроецировать переживания автора на свою собственную жизнь. Ты приходишь в книжный магазин, смотришь на обложки, названия. Цепляешься за знакомые тебе вещи — будь то дзен, или учение Будды, или еще что-нибудь. И вдруг внутри тебя что-то отзывается. Как с Библией: можно открыть на любой странице и вдруг понять, что эта страница — то, что нужно именно сейчас. Только вот я понятия не имею, как это работает. Есть ли что-то вроде метода создания универсального искусства. Так, ладно, что-то я заболтался.

BRMC's «Specter at the Feast» Short Film Series. Episode 6


— Режиссером этих роликов значится Малия Джеймс. Она ведь из Dum Dum Girls, да?

— А? Да-да, оттуда.

— И она, как и вы, из Калифорнии, откуда в последнее время какое-то невероятное количество гаражного рока выходит — вы можете как-то это объяснить?

— Что именно там происходит, мне сложно сказать. Я уже порядочное количество времени там не живу. Но точно знаю, что ничего сверхъестественного в этой волне нет. Как десять лет назад все пытались накачать мертвую, по сути, музыку какой-то свежей энергией, так и сейчас пытаются. Конечно, нужно изредка навещать прошлое — но не тащить его, как Кинг-Конга, в свой мир, а лишь подпитываться его энергией. И это ведь не такая уж простая вещь, если подходить к делу серьезно. Но иногда смотришь на новые группы, и начинает казаться, что музыка из настоящего искусства превращается в какое-то примитивное развлечение для тех, кто хочет отдохнуть от реальности. Хочется верить, что всегда будут люди, которые видят в ней нечто большее. А это очередное копание в 60-х... не знаю, с ним вроде все в порядке, только очень не хочется, чтобы и музыканты, и слушатели воспринимали это так же, как относятся к периодическому возвращению моды на одежду того времени. Это ж не какая-то коллекция тряпья, а целый пласт культуры — относитесь к нему с почтением!

Black Rebel Motorcycle Club — «Rival»


— Но вы же с самого начали и были теми людьми, которые во главу угла ставили, кажется, эстетику того времени. Не хочу сказать, что это плохо, — интересно скорее, не устали ли вы сами от этого достаточно все-таки поверхностного образа?

— Да, это хреновая тема, мужик. Мы, конечно, добились с ней какого-никакого успеха, но в то же время не стали суперзвездами. Потому что рано или поздно все упирается в то, что для многих мы — обычные парни с кучей дурацких фотографий, которые еще и затирают в интервью не пойми про что, ха-ха. В общем, репутация из-за этого у нас не слишком серьезная. Только люди ведь что угодно поворачивают так, как им удобно. Наша задача — в том, чтобы правильным образом это игнорировать. Потому что изначальный образ уже так прочно к нам прилепился, что и выбора особого не осталось.

— Я тут прочитал, что вы во время работы над «Specter at the Feast» вдохновлялись, в числе прочего, группой Spiritualized. С чисто музыкальной точки зрения это понятно и заметно, но стоит ли в альбоме еще и собственно духовный посыл искать?

— Мы точно не хотели выступать в роли проповедников, учить людей чему-то. Пусть каждый сам разбирается со своей жизнью, а мы… мы вроде как просто музыканты. Но сама эта тема мне кажется очень важной. Понимаешь, многие люди — и на моих глазах в том числе — просто уничтожают в себе все высокое. Устают от давления сверху. Религия и правительство — вещи, которые должны подвергаться постоянному сомнению, а вместо этого все плотнее входят в нашу жизнь — так, будто для них в душе каждого человека отведено специальное место. И можно быть сколько угодно нерелигиозным, но человек рядом с тобой может оказаться совершенно съехавшим фанатиком и посчитать тебя недостойным жизни.

Black Rebel Motorcycle Club — «Hate the Taste»


— Хочу напомнить, что я из России. Мы вот сейчас с вами говорим, а в паре сотен метров полицейские огораживают огромную территорию вокруг храма — веришь ты в Бога или нет, но домой сегодня придется добираться другой дорогой.

— А в России тоже такая хрень, да? Американское правительство довольно серьезно навязывает населению религию. Хрен знает — зачем, может, им так проще. Я лично за то, чтобы люди были хорошими, добрыми и все такое, но совсем не обязательно получать инструкции от Бога по этому поводу. А эти инструкции преследуют американцев с самого детства. Я и сам из-за этого вырос в страхе — в страхе попасть в ад за плохой поступок. И всю жизнь стараюсь этот страх преодолеть — не потому, что хочу быть безнаказанным, просто если уж бояться чего-то, так пусть оно будет перед глазами, а не где-то в другом измерении.

— Я почему вообще этот разговор завел. Буквально перед записью вашего альбома у одного из участников BRMC умер отец, который был заодно вашим продюсером, и вы все, насколько я понимаю, довольно тяжело это перенесли. Это как-то изменило ваши взгляды на собственно музыку? На то, зачем она вообще нужна.

— Да, пожалуй. Он ведь был важной частью нашей группы — и я сам относился к нему как к отцу. И тут такое случается. Своего отца я потерял еще в 2000 году и сейчас могу сказать, что совершенно не важно, какие у вас были отношения, — если умирает член твоей семьи, ты уже не можешь оставаться тем, кем был раньше. И действительно начинаешь задумываться над каждым поступком — а зачем он, ради чего и не тратишь ли ты зря свое время, которого и так отведено немного. Очень, я тебе скажу, полезные мысли. Очень.


Black Rebel Motorcycle Club выступают 5 сентября в «Известия Холл».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245355
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246954
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413440
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419859
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423924
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429226
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429910