Женя + Ивонна = рок-н-ролл!

Как Жанна Агузарова познакомилась со светской Москвой и Евгением Хавтаном. Фрагмент из книги Алексея Певчева «Браво. Авторизованная биография группы»

текст: Алексей Певчев
Detailed_pictureЕвгений Хавтан и Жанна Агузарова© Константин Преображенский

«Группа “Браво” — музыкальное событие настолько яркое, романтичное и нескучное, что написать о ней унылую книгу не удалось бы, наверное, даже при большом желании. Алексей Певчев выбрал верный тон — он идет от материала, от безумной фактуры московского бит-андеграунда, приключений со спецслужбами, пьянящего воздуха перестройки и гласности, беспредельного угара девяностых... Фактически приключенческо-плутовской роман; музыкально-криминальное чтиво для любителей самой стильной и заводной музыки всех времен — рок-н-ролла!» — отозвался Артемий Троицкий о книге Алексея Певчева «Браво. Авторизованная биография группы», только что вышедшей в издательстве ЭКСМО. COLTA.RU публикует фрагмент из нее, в котором Жанна Агузарова знакомится со светской Москвой и Женей Хавтаном.

© Эксмо
«Шведскоподданная Ивонна Андерс»

Будущая королева рок-н-ролла родилась в поселке Колывань Новосибирской области. Шансов быть обозначенным на рок-н-ролльной карте мира поселок Колывань не имел ни малейших, но именно оттуда приехала покорять Москву юная девчонка по имени Жанна Агузарова.

В родной школе она однозначно была суперпримой, нацеленной как минимум занять место Аллы Пугачевой, ну а как максимум — стать королевой рок-н-ролла.

Воспитанием юной Жанны Хасановны Агузаровой занималась бабушка Олимпиада Петровна, немало сделавшая для того, чтобы внучка раскрылась как талантливая вокалистка. Бабушка усаживала ее перед телевизором и говорила: «Пой вместе с ними». Интересно, что страсть к экзотическим нарядам привила Жанне именно Олимпиада Петровна, создававшая ей из старой одежды новые, по-настоящему экзотические наряды. Ходили слухи, что коса, которую Жанна пристегивала к своей буйной голове годы спустя, — настоящая, из детства. Бабушка сохранила ее, после того как Агузарова решила однажды расправиться с ненужным, по ее мнению, аксессуаром.

Жанну рассматривали все, кто встречался на улице.

«Она и за водой ходила не как все. Наденет фуфайку, поверх — шикарный ремень, на грудь повесит большой кожаный зеленый кошелек — и вперед...» (из воспоминаний одного из одноклассников Жанны).

Ходили слухи, что коса, которую Жанна пристегивала к своей буйной голове годы спустя, — настоящая, из детства.

Выпускное платье, которое «Хасанчик» — как ее звали друзья — сшила для торжественного случая, у нее на родине не могут забыть до сих пор.

О том, чтобы после школы остаться дома, и речи быть не могло. Тем более что и первоначальные цели были обозначены предельно четко: ГИТИС, мастерская Петра Фоменко или оперного режиссера Бориса Покровского. После того как все приемные комиссии, массово вздрогнув, единогласно проголосовали против потенциальной студентки, Жанна призадумалась.

Возвращаться домой и признать поражение?

Об этом и речи быть не могло. Спешно поступив в первое попавшееся ПТУ, чтобы не вытурили за 101-й километр, несостоявшаяся актриса принялась осваивать профессию маляра, попутно приглядываясь к Москве. Свой блицкриг она готовила не торопясь.

На что Жанна рассчитывала и какие перспективы на первых порах выстраивала, сказать сложно. Тем не менее письма, приходившие на родину, были полны оптимизма и веры в светлое будущее.

Жанна Агузарова, 1987Жанна Агузарова, 1987© Константин Преображенский

«Бросай все и приезжай! Я очень рада, что попала в этот город. Пускай люди здесь испорчены деньгами, торгашество и разврат, но есть отличные ребята и театр... Как ты можешь там жить? Неужели ты хочешь быть простым обывателем, мещаночкой, которая встретит своего агронома и они будут жить-попивать и машину наживать?» — писала Жанна своей подруге Тамаре Горбуновой.

Каким-то чудесным образом юная малярша завела знакомство с ярким московским неформалом Гариком Ассой, харизматичным парнем, панком и авангардистом, другом андеграундного столичного модельера Петлюры.

Сам Гарик впоследствии утверждал, что с Жанной его познакомил Сергей «Африка» Бугаев. С Гариком Ассой и его компанией — пестрой, заводной, серых будней и личностей не терпевшей — было, мягко говоря, не скучно. Гарик с одинаковой легкостью был вхож во все богемные места Москвы и Питера — «Детский мир», Петлюровское подворье, мастерские на Фурманном и, конечно же, Пушкинскую, 10. В Питере он неоднократно участвовал в перформансах Сергея Курехина и его «Поп-механики». Неудивительно — пропустить такого персонажа Капитан точно бы не смог. Гарик перемещался в пространстве в огромном плаще поверх пиджака с подвернутыми рукавами и брюк, собранных ремнем гармошкой на поясе, и обязательно в шляпе. Компания, прикинутая подобным же образом, сопровождала его во всех вылазках по центру столицы и окрестностям. Подпольные галереи, рок-концерты, просто богемные пьянки и все, что не укладывалось в общую унылую картину «совка», проходило при самом непосредственном участии Гарика Ассы и его команды.

Примечательно, что роком Гарик заинтересовался еще в Хабаровске. Новые записи в портовый город поступали регулярно, так что классика рок-н-ролла вовремя сменилась на Sex Pistols, MC5 и Игги Попа, а вещи из городского универмага — на «отутюженные» у иностранцев модные шмотки.

Евгений Хавтан и Жанна АгузароваЕвгений Хавтан и Жанна Агузарова

Гарик вписался в московский быт легко и свободно. Портовый город, дарующий материальные ценности наряду с духовными, не всегда легко, но позволял почувствовать себя продвинутым чуваком даже среди московской богемы. Однако о том, чтобы войти в подобную компанию девочке из далекого поселка, и речи быть не могло. Но вот что удивительно: у Жанны, приехавшей из сибирской глубинки, начисто отсутствовал провинциальный говор! Ну а для того, чтобы документально подтвердить ее достойное происхождение, в ее паспорте стояло имя Ивонна Андерс. В компаниях она сообщала, что ее родители — сотрудники шведской дипломатической миссии в Москве. Каким образом Агузарова умудрилась подделать паспорт так, что, несмотря на частые проверки документов, никто ни разу не усомнился в подлинном происхождении «шведскоподданной», — неизвестно. Возможно, когда-нибудь об этом расскажет она сама или кто-то из ее друзей.

Ну а пока нестандартная внешность и огонек в глазах четко маякнули гению эпатажа Гарику Ассе, что перед ним не простая девчонка.

Не все «Мухоморы» одинаково вредны

Именно Гарик Асса притащил Жанну — Ивонну — на одну из богемно-андеграундных посиделок «Мухоморов», перед этим почти насильно нарядив ее в самые безумные вещи из своей коллекции.

«Мухоморам» Ивонна глянулась сразу. Наверное, это был первый раз, когда она попала к людям, своим на все «сто» — молодым, ярким, свободолюбивым, независимым и безбашенным. Рок-н-ролл был везде, не только в музыке, но и в образе жизни самой компании. Он окружал и задавал ритм каждого дня, несмотря на то что в официальном фаворе были совсем другие ритмы.

Кстати, «Мухоморы» тоже имели к музыке самое непосредственное отношение. Их единственный записанный на пленку опус «Золотой альбом» являл собой дикие музыкальные эксперименты, заключавшиеся в наложении и микшировании музыки советских композиторов и провокационных, порой откровенно антисоветских, глумливых текстах. Этот альбом столичная богема передавала друг другу наравне с ксерокопированным литературным самиздатом.

Первым коллективом, с которым познакомилась Ивонна Андерс, был «Крематорий», на тот момент исполнявший портвейно-лирический акустический рок, ориентированный на пьющую студенческую аудиторию, симпатизирующую хиппи, но не только.

Арест группы «Браво», Жанна Агузарова и Евгений ХавтанАрест группы «Браво», Жанна Агузарова и Евгений Хавтан

Армен Григорян (лидер группы «Крематорий»): «После окончания института весной 1984 года я ездил на стажировку в НИИ недалеко от метро “Лермонтовская” (ныне “Красные Ворота”) и как-то обратил внимание на скромно сидящую на скамеечке в скверике, у памятника поэту, ярко одетую девушку. Я подсел, завязался разговор. Время было хипповское, и люди знакомились достаточно просто. Выяснилось, что девушку зовут Ива, что она из Тюмени (про папу — шведского дипломата — ничего сказано не было), хочет петь песни, безуспешно пыталась устроиться в ансамбль Покровского.

Я ей рассказал, что играю в группе “Крематорий” и у меня есть один проект — некий цикл песен, моноспектакль, основанный на сюжете романа Александра Дюма-младшего “Дама с камелиями”, — и что мне нужна исполнительница! Устраивать прослушивание прямо на скамеечке было явно неуместно, и мы решили встретиться в квартире у одного из моих тогдашних собутыльников-компаньонов по фамилии Троегубов, где у меня уже были запланированы очередные посиделки. К сожалению, в назначенный день я приехать не смог, позвонил этому приятелю и попросил, если объявится некая девушка по имени Ива, передать ей мои извинения, подтвердить, что все в силе, и дать мой телефон, чтобы договориться о встрече чуть позже. Но горе-посредник внезапно решил проявить инициативу и встретился с ней где-то в метро, почитал свои стишки, после чего, видимо, сильно впечатленная свиданием, девушка дала деру и на горизонте больше не появлялась. Когда я потом услышал ее в “Браво”, я пожалел, что мы с Жанной тогда так и не встретились! Она была бы идеальным выбором для той постановки! Осколки этих песен через 15 лет, в конце 90-х, всплыли на альбомах “Микронезия” и “Гигантомания” в исполнении разных девушек, в том числе Ольги Дзусовой, к слову, не уступающей Агузаровой по вокальным данным, но сам проект заглох».

Стала бы Ивонна Андерс, если бы все сложилось тогда с «Крематорием», этакой российской Дженис Джоплин? Кто знает.

Ивонна на полном серьезе показала Додолеву мутное фото, на котором она была запечатлена в компании Дэвида Боуи.

Тусовочная среда, в которой беспрерывно вращалась Ивонна, была необъятна. Знакомства и открытия происходили ежедневно, но одной из самых важных встреч той поры для Ивонны явно стала встреча с Петром Мамоновым. Группы «Звуки Му» еще не существовало, и Петр Николаевич довольствовался исполнением своих жутких двухаккордных психоделических песен под 12-струнную гитару. Остальное доделывалось при помощи мимики, жестов и пластики. Дополните это перманентным алкогольным трансом, по продолжительности несовместимым с адекватным восприятием действительности, и картина сложится жутковатая и правдивая. Ивонна и Петр сразу оценили потенциал друг друга, а совместные пляски на рояле — пожалуй, самая невинная забава из всех, что они когда-либо затевали, — дружбу закрепили.

Столичная рок-н-ролльная богема жила полноценной жизнью. Ивонна и компания с одинаковым энтузиазмом вписывались как на подпольные рок-сейшены, андеграундные показы мод и выставки-перформансы, так и на закрытые светские театральные и киношные премьеры. Общались, набирались опыта, менялись записями, делились свежей информацией, тусовались, не щадя времени и сил. Много лет спустя телеведущий Евгений Додолев рассказывал, что познакомился с Ивонной Андерс на ступенях Большого театра, где будущий сотрудник революционной ТВ-программы «Взгляд», он же мастер политических расследований, а позже — биограф Александра Градского, встретил девушку необычной наружности. Ивонна на полном серьезе показала Додолеву мутное фото, на котором она была запечатлена в компании Дэвида Боуи. Поверил ли тогда в это Додолев, доподлинно неизвестно, но одно для него было очевидно — такую девушку упускать нельзя. Так или иначе, но московская богема приняла Ивонну Андерс за свою — моментально и безоговорочно. Проверки на «соответствие» проводить не пришлось.

Женя + Ивонна = рок-н-ролл!

На одной из светских посиделок «Мухоморы» посоветовали Ивонне перестать валять дурака и позвонить гитаристу молодой безымянной команды Жене Хавтану. Авось что и получится.

Свою первую встречу музыканты будущего «Браво» позже описывали по-разному, но только недавно Евгений Хавтан озвучил версию, кажущуюся наиболее правдоподобной. Девушка позвонила ему в неприлично позднее время осенью 1983 года. Поскольку до наступления эпохи мобильных телефонов оставалось больше пятнадцати лет, то звонок в квартиру, где Евгений проживал с родителями, показался ему несколько странным.

«Браво»«Браво»

Сняв трубку, он обнаружил на другом конце звонкоголосую барышню, утверждавшую, что очень хочет петь и что она — именно то, что нужно его молодой группе. Позже Агузарова утверждала, что в телефонной будке возле кинотеатра «Звездный» ее фан-клубом была установлена табличка «Отсюда Жанна позвонила Жене в первый раз, и он пригласил ее в свою группу». Конечно же, с ходу никто никого ни в какую группу приглашать не собирался.

Заинтригованный лидер группы назначил встречу на следующий день в центре зала метро «ВДНХ». Чтобы по десять раз не устраивать рок-н-ролльные смотрины, да и просто не желая скучать в ожидании, Хавтан захватил с собой и Павла Кузина. И правильно сделал — ждать пришлось больше сорока минут. Такие опоздания в дальнейшем стали вполне обычным делом.

В тот момент, когда приятели решили, что очередная партия выходивших из вагона трудящихся уже точно последняя, из дверей появилась Жанна.

Как утверждает Павел Кузин, «ждали очень долго и уже собирались уходить. Стоим, смотрим — кажется, вот она! Пробежала туда-сюда, к одним, к другим, она еще сутулилась, как бабка-ежка. Нашлись наконец».

Экстравагантная внешность, одеяние Жанны, внешние данные подруги и пакет с иностранными буквами располагали к знакомству.

С собой Жанна имела симпатичную подругу Наташу и большой полиэтиленовый пакет с буквами TATI.

Экстравагантная внешность, одеяние Жанны, внешние данные подруги и пакет с иностранными буквами (то, что Tati — французский магазин распродаж, молодые люди узнали чуть позже) располагали к знакомству.

До базы ДК «Мосэнерготехпром», где в ожидании коллег томились саксофонист Степаненко и басист Конусов, решили взять такси. По пути Хавтан и Кузин с некоторой опаской наблюдали за Жанной, которая уже в салоне такси пролила на форменный железнодорожный китель, выданный Хавтану как будущему инженеру транспорта, полбутылки кефира. Перепало и таксисту. Дом культуры при появлении девушки, в присутствии которой ломались стулья и двери, падали многокилограммовые конструкции, вздрогнул старыми стенами, но музыканты сразу попросили продемонстрировать то, ради чего все, собственно, так торжественно собрались.

«Жанна запела, и это было так здорово, что все сейчас же определилось. Мы решили, что нам не надо никакого парня. Девчонка — это оригинально. Она классно выдавала блюзы и рок-н-роллы даже без слов. Я таких исполнителей до этого просто не видел. В подаче есть энергия. Есть кайф в том, что она делает. И все это очень искренне. Мы начали делать программу. Репетировать. Встречаться два раза в неделю. Жанна принесла стихи Уильяма Джея Смита, Арсения Тарковского. Музыка у меня уже была готова, и мы стали подбирать, что подойдет по настроению», — говорил в интервью журналу «Студенческий меридиан» Евгений Хавтан.

Тексты песен Жанна находила повсюду — в старых журналах и книжках, подслушивала, когда кто-то декламировал что-то интересное. Она обладала хорошим поэтическим вкусом и навыком находить потрясающие стихи.

Все солисты «Браво»Все солисты «Браво»

Первыми песнями стали «Кошки», «Як» на стихи Уильяма Джея Смита, «Звездный каталог» Арсения Тарковского и «Медицинский институт» Саши Черного. Текст для одной из самых ярких песен будущей программы — «Желтые ботинки» — Агузарова написала сама, вероятно, отталкиваясь от настроения рок-н-ролльных стандартов «Blue Suеde Shoes» и «Old Brown Shoe». Первыми слушателями молодой группы без названия стали посетители танцевальных вечеров в родном ДК. Исполняли хиты итальянской эстрады, шлягеры групп Supermax и Secret Service. Когда все это было уже совсем невмоготу, разбавляли программу любимыми Madness и The Police. Не гнушались и советской эстрадой. Так, песня Пугачевой «Без меня тебе, любимый мой…», по мнению многих, слышавших ее в исполнении Жанны в те годы, во многом превосходила оригинал.

Сценический образ оформился быстро. Стиль западных музыкантов «новой волны», подсмотренный в западных журналах, и прикиды стиляг 50—60-х (поношенные пиджаки, галстуки-«селедки», остроносые ботинки и брюки-«дудочки»), увиденные в советских фильмах, в целом гармонировали. Одежду, соответствующую всем законам жанра, можно было найти у родителей или купить за пять-десять рублей на легендарной «Тишинке» — московском Тишинском рынке. Для милиции, на тот момент сконцентрированной на задержании только появлявшихся агрессивных «металлистов» в проклепанной коже и панков с «ирокезами», безобидные новые «стиляги» поначалу никакого интереса не представляли.

Теперь общее настроение потенциальной программы в первую очередь определял заводной твистово-рок-н-ролльный накал. Репетиции проходили в рабочем режиме, и наконец появилась возможность отыграть полноценный сольный сет. Вскоре «Браво» чуть было не позвали играть на рок-фестиваль в Долгопрудном, который организовывали какие-то комсомольцы, но комиссия решила, что группа все-таки еще «недостаточно профессиональна».

Дебют новоявленной группы состоялся на свадьбе Евгения Хавтана в кафе на станции метро «Красносельская», где группа присутствовала в качестве гостей в полном составе. Празднующих развлекали приглашенные музыканты, а в конце мероприятия вышли сами «Браво» и сыграли практически весь репертуар, на тот момент состоявший из пяти песен. Подробности того веселого вечера канули в Лету, а после свадебного застолья двух своих музыкантов — барабанщика Пашу Кузина и бас-гитариста Андрея Конусова — Женя не мог найти еще несколько дней.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245248
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246855
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413334
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419790
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423862
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429158
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429827