«ГШ»: «Надо, чтобы сознание соответствовало прогрессу»

Самая оригинальная московская рок-группа о том, как они делают поп-музыку без въедливых припевов и без Криса Мартина

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Митя Кушелевич

«ГШ», основанная Катей Шилоносовой и Евгением Горбуновым, — пожалуй, самая интересная и необычная московская рок-группа момента. Когда-то они назывались Glintshake и играли англоязычный альт-рок в духе Sonic Youth и Dinosaur Jr., но, вернувшись к корням, выбрали себе новый стиль, переименовались и выпустили русскоязычный альбом «ОЭЩ МАГЗИУ», вдохновленный абсурдом окружающей реальности и русской музыкой — по их словам, в диапазоне от Мусоргского до «Звуков Му». В этом году «ГШ», неизменно эффектно выступающие живьем, появятся на больших летних фестивалях: 9 июля в Санкт-Петербурге на Stereoleto 2017 и 29 июля на «Пикнике “Афиши”» в парке Коломенское. Другой проект Кати Шилоносовой и Евгения Горбунова — полуимпровизационный коллектив «Рты» — выступит 8 июля на московском фестивале андеграундной музыки «Боль». Денис Бояринов обсудил с музыкантами почти все группы, в которых они играли.

— Какая концепция у другой вашей группы «Рты»?

Катя Шилоносова: Играть и веселиться.

— Зачем вам для этого еще одна группа?

Женя Горбунов: Потому что в других особо не повеселишься — работать надо, вкалывать.

Катя: «Рты» получились самым естественным и самым случайным способом. И музыка у этой группы — самая случайная. В этом вся прелесть. Нам всем очень понравилось играть вместе. Такая редкость, когда люди случайно собираются вместе и у них получается играть музыку.

Женя: Еще это хороший способ расслабить свое эго и концептуальное мышление, сделав что-нибудь развлекательное.

Катя: Я бы не сказала, что мы развлекаем других или развлекаемся сами. Для меня занятие музыкой — это не развлечение и не работа, это исследование собственных возможностей. «Рты» в основном импровизируют, а импровизация — это очень походит на разговор, на диалог. Чем больше ты играешь с другими людьми, тем больше понимаешь, насколько ты вообще способен на коммуникацию.

Женя: Музыкальный диалог в группе «Рты» — это разговор между барабанщиком, басистом и перкуссионистом о том, когда заткнется гитарист.

Катя: Бывает и такое. Женя очень любит поболтать на гитаре.

— Расскажите о своей самой первой группе.

Женя: О, мне есть что рассказать.

Катя: У Жени классные группы. У них есть потрясающая фотосессия, где они все сидели босиком, и классное интервью, которое они дают в одном и том же детдомовском свитере.

Женя: Это уже вторая группа. «Мраморный морж» — уже не тру, а вот «Накося»!

— «Мраморный морж» — это первая группа или вторая?

Женя: Вторая. Но на самом деле это второе название первой группы.

Катя: Одно название лучше другого.

Женя: А первое название было «Накося». Это было в Хабаровске. Мы играли русский рок в смеси с фолком и акустикой. Я играл на гармошке. Мы выступали на слете врачей-психотерапевтов.

Катя: Это очень круто. В психушке дело было?

Женя: Нет, в каком-то конференц-зале. И еще в школе в моем классе — пели на фоне школьной доски. Все обалдели просто.

— Прямо как группа «Звуки Му».

Женя: Почти. У нас был масштаб поменьше. «Звуки Му», насколько я помню, на выпускном выступали, где собралось пол-Москвы. А у нас было выступление для одного класса. Но было весело. Никто ничего не умел. Песни были исключительно про бытовые условия жизни — причем алкоголиков и наркоманов. Но были у нас и импровизированные альбомы с названиями типа «Последние годы жизни Деда Мороза» и «Распиратор».

Есть люди, которые считают себя авангардистами, — они стараются сделать все максимально непонятным и непролазным. Послать всех в жопу. Это не про нас.

— Катя, а твоя первая группа?

Катя: По сравнению с Женей у меня ничего интересного не было. У меня была группа в Казани, которая существовала пару лет, пока я училась в институте. Мы играли то, что можно назвать инди-роком. Обычная группа: я пела и играла на гитаре, были соло-гитарист, барабанщица и басист.

— Как вы назывались?

Катя: Об этом не надо даже писать.

Женя: Недавно к Кате подошел чувак и сказал, что та группа ему нравилась больше.

Катя: Он сказал мне: тогда слышалось, что ты пела для себя. Я ему ответила, что и сейчас много вкладываю в то, что делаю. Но все равно, ответил он, раньше было более тру. Я его спросила, был ли он на концерте «ГШ». Он не был, но уже знает, что это не тру.

— Удивительно, что он вообще есть. Ты вот стесняешься произносить название той группы.

Катя: Группа называлась Conspirators. Сначала мы назывались «Заговорщики», а потом переименовались, поскольку тогда было модно все делать на английском. И поскольку я никогда не слушала русский рок. Из русской музыки я любила только классику — со времен музыкальной школы. А с русским роком были напряженные отношения, поскольку за свое детство я не встретила ни одного нормального поклонника русского рока. Они чаще всего были какими-то мудаками. У меня сложился условный рефлекс, и я эту музыку отрицала.

© Дмитрий Семенушкин

— С чего началась группа Glintshake?

Женя: История эта, как и все истории создания московских групп, очень скучная.

Катя: Откуда этот шовинизм?

Женя: Я обратил внимание, что в историях создания групп в Казани или Комсомольске-на-Амуре всегда есть элемент отчаяния, неустроенности и маргинальщины. И это автоматически становится интересно. А когда группа собирается в Москве, то какая тут может быть маргинальщина — все равно все есть, даже когда ничего и нет. Мы просто бесились с жиру и решили играть вдвоем. Рок. Почему-то казалось, что мало кто играет рок.

Катя: Просто у нас были гитары, и мы стали на них играть вместе. Это из разряда — как старые вещи поносить.

Женя: А могли бы и не рок играть. У нас была энергия двух людей, которую надо было куда-то приложить, и мы ее приложили таким образом.

Катя: Самый лучший комментарий был к нашей первой EP на Lookatme. Кто-то написал: «Какой у вас отличный барабанщик!» Мы эту EP записали вдвоем в комнате, а барабанщиком был Ableton (смеется). Мы автоматизацией сымитировали человечность.

Женя: А потом нам все это осточертело.

— Рок вам вроде бы не надоел.

Женя: Рок жив, как и Цой. Все живы, и все хорошо, но надо как-то играть по-другому.

Катя: Мне кажется, что понятие «рок» себя исчерпало. Я даже не знаю, какой рок жив. Кто-то недавно смешно написал в Фейсбуке: помните главное противостояние 90-х — рок против рэпа? Кажется, рэп победил.

Женя: Короче, мы на выжженном поле пляшем и машем какими-то флагами.

— Все же вроде живы.

Женя: Да, но это жизнь как в комке почвы, в котором кишат миллионы микроорганизмов. Они, как музыканты, есть везде. Едешь в метро с гитарой, и кроме тебя — еще два человека с гитарами обязательно.

Катя: Это ты с поездом на Ленинград перепутал.

Женя: В поезде на Ленинград кроме тебя еще пять человек с гитарами минимум. Это группа «Тараканы» едет в Питер на панк-елку.

Словом, в этом комке почвы всегда есть жизнь. Иногда она из комка эволюционирует до чего-то приличного в размерах и классифицируемого учеными. Ничего не могу сказать про группу «ГШ», но мы в полной уверенности, что все делаем правильно.

— А что сейчас делает «ГШ»? Можно ли это описать?

Женя: Продолжаем поиски музыкального языка. Вдохновляемся разного рода русской словесностью — например, рекламными объявлениями и холодными звонками, которые, на наш взгляд, тоже являются частью общей культурной почвы.

— Это ты про текст говоришь, а что насчет звука?

Женя: Мы традиционными средствами пытаемся добиться неочевидной коммуникации между инструментами, чтобы получить необычную фактуру. Она является частью музыкального языка, так же как и мелодизм, который мы черпаем из произведений русских композиторов. Мы сознательно пытаемся перестроить свое музыкальное нутро под новый мелодизм. Для того чтобы сформировать свой почерк. Хотя бы в пику тому, что происходит с песнями сейчас, — они все написаны как будто одним или двумя людьми.

Катя: Женя истерит сейчас по поводу того, что все поп-песни мира как будто пишет Крис Мартин.

Женя: Все говорят о самовыражении, но, как ни странно, люди пишут одинаковую музыку.

Катя: Мы вчера начали спорить, хороша ли въедливая песня. Я считаю, что это очень хорошо. Суперпоп на это и рассчитан. Я вот вспомнила сейчас про Ольгу Бузову, и у меня в голове заиграла ее песня.

— Группа NRKTK, в которой ты, Женя, когда-то играл, писала въедливые песни.

Женя: Мы ставили себе эту цель сознательно и старались ее добиться. У нас всегда стояла задача сделать въедливый припев.

— У «ГШ» эта задача не стоит?

Женя: Нет.

Катя: Песню Ольги Бузовой я могу вспомнить, а NRKTK — нет.

Женя: Ты просто давно их не слышала. Например, моя сестра недавно ездила в Биробиджан и слышала там песню «Пума» как подложку рекламы быстрых займов.

— Вы во многих интервью говорите, что «ГШ» — это поп-музыка, но ведь поп-музыка — это въедливые припевы.

Женя: Не обязательно. Есть более широкое восприятие поп-музыки: например, группа Slayer — это тоже поп-музыка, потому что она популярна, то есть понятна без каких-то специальных дополнительных знаний. Глупо думать, что если фуз на гитаре больше выкручен — это не поп.

Катя: С приходом интернета сложно оставаться в андеграунде. Я не знаю, какую музыку сейчас надо писать, чтобы быть непонятым и оставаться в андеграунде. В интернете всегда найдутся люди, которые тебя поймут. Так что сейчас все — поп. В этом и прикол.

Женя: Наша музыка — потенциально массовая, просто она немного сложнее для восприятия, чем условная Ольга Бузова. Есть люди, которые считают себя авангардистами, — они стараются сделать все максимально непонятным и непролазным. Послать всех в жопу. Это не про нас. Не стоит людей разъединять при помощи своей музыки, стоит их объединять. Но стоит также и усложнить им задачу для восприятия, потому что восприятие должно эволюционировать. Технологии постоянно эволюционируют — кучи новых девайсов появляются, нейросети, скоро мы будем техникой управлять с помощью мысли, а люди продолжают слушать самое въедливое и тупое и говорят, что, например, Прокофьев — это очень сложная музыка. Надо, чтобы сознание соответствовало прогрессу.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244946
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246497
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413084
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419568
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423641
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428944
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429598