«“Ленинград” — это пир во время чумы»

Максим Семеляк о своей книге про группу «Ленинград» и о «красном директоре» Сергее Шнурове

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture 

В этом году группа «Ленинград» отмечает 20-летие — по этому поводу 13 июля состоится большой концерт в Москве на стадионе «Открытие Арена». К юбилею вышла авторизованная биография группы «“Ленинград”. Невероятная и правдивая история», написанная журналистом и другом Сергея Шнурова Максимом Семеляком, который ответил на несколько вопросов COLTA.RU.

— После выхода первой книги о «Ленинграде» ты говорил, что больше не будешь писать книги о музыке. Что заставило тебя поменять мнение?

— Ну, во-первых, чтобы писать книги о музыке, мне не хватает ни соответствующего образования, ни необходимой наглости: история «Ленинграда» — все-таки книжка не про музыку, а про, скажем так, обстоятельства ее бытования. Во-вторых, эта книга же — явление несамостоятельное: продолжился «Ленинград» — ну, значит, возник и смысл сочинить необременительное продолжение, это как второй сезон сериала, кроме того, сам возраст группы, да и мой собственный уже предполагают соответствующую сентиментальность и стремление напоминать о себе.

— Первое, что бросается в глаза: книга, хоть и является изданием вторым, расширенным и дополненным, поменяла название. Из заголовка пропало «Музыка для мужика». Группа «Ленинград» теперь не для мужиков?

— Я бы сказал, что теперь она, несомненно, не только для мужиков, поскольку народилось целое девичье поколение, которое, думаю, с трудом представляет себе всю эту раннюю непутевую историю про перегар и щетину; для них «Ленинград» — это, в первую очередь, уже почти видеоблог, где девушки (все время вдобавок разные) который год поют какие-то отвязно-сатирические песни про туфли, сумки и сопутствующий всему этому экстаз.

— А также в заголовок добавилось «Невероятная и правдивая история». Что же наиболее невероятного в истории «Ленинграда», на твой взгляд?

— Лично мне несколько невероятным представляется их возвращение на искомых лабутенах. То есть в самом возрождении группы ничего диковинного нет, и обычно это все описывается словечками базовыми и заимствованными — камбэки, реюнионы и прочие ревайвлы. Однако же для того, что проделал «Ленинград», даже и слова еще не придумали: я не припоминаю в России группы, которая бы вернулась сразу на уровень выше — а ровно это и произошло со шнуровским ансамблем.

— Чем еще эта версия книги отличается от первой? Что в нее было добавлено кроме огромного количества фотографий? Что в книге исправлено и по какой причине?

— Я исправил и вычеркнул буквально пару фраз по причине их идиотского содержания. А так старый текст остался без изменений. То есть я бы, конечно, с радостью переписал все от первого до последнего слова, все-таки десять лет прошло, но, как говорится, карте место. Я добавил в старый текст пару дюжин историй (рассказывают их люди в диапазоне от Льва Лурье до Олеси Поташинской) и дописал две новые главы. В принципе, я уже сейчас понимаю, что много кого и чего позабыл, так что, видимо, надо будет и третье издание делать. Гаспаров, кажется, замечал, что Толстой всякий раз переписывал «Гиперболоид инженера Гарина» ровно настолько, чтобы получить за него гонорар как за новую книгу, — вот на него я и держу в данном случае равнение.

Шнуров — красный директор в мире бесконечных стартапов.

— Как ты объясняешь невероятную популярность «Ленинграда», случившуюся после «Экспоната» и «В Питере пить»? Что такого поменялось в их песнях или в окружающем мире?

— Это та же самая группа, но как будто вернувшаяся с кладбища домашних животных — приобретшая какую-то потустороннюю закалку и сноровку. И эйфория от них стала более, что ли, кодифицированной. Новая же популярность обусловлена, как мне кажется, несколькими вещами. Во-первых, у «Ленинграда» с приходом Юли, а потом Алисы, а потом Василисы и Флориды появилась полноценная женская версия, а это дорогого стоит — представьте, что «Мумий Тролль» в 1999 году не спродюсировал альбом отдельной и самостоятельной Земфиры, а взял ее к себе в группу в качестве второго и равноправного голоса. Во-вторых, «Ленинград» превратился в зрелище (акцент на YouTube и совершенно самостоятельные по отношению к песням клипы) и тем самым стал ориентироваться не на слушателей как таковых, а именно что на зевак, которых всегда по определению больше. Ну и в-третьих, это был вопрос установки на победу, чисто терминологически. Шнуров стал мыслить в категориях старшинства и превосходства — и оказался в местном музыкальном мире конца нулевых неким красным директором в мире бесконечных стартапов. И, соответственно, группа искала уже не популярности, или известности, или фешенебельности, а цель ее состояла в том, чтобы покрыть себя славой. Все это было именно как пела одна француженка — pour la gloire. И если раньше он называл «Ленинград» группировкой, то теперь он сравнивает его с македонской фалангой.

Тут еще дело в упрямстве. Вся, скажем так, просвещенная околомузыкальная публика с середины нулевых уже сто раз поморщилась и плюнула в направлении «Ленинграда», но Шнуров все равно, как старый античник, упорно достраивал свой казавшийся всем устаревшим миф (хотя миф, собственно, и должен быть устаревшим). Все читали книжку про длинный хвост, а он взамен и впоследствии прочел книжку про стратегию блокбастера — ну вот оно и вышло.

Ну и в-четвертых, мир, конечно, изменился в очередной раз: все вокруг уже который год балансирует на грани бреда и катастрофы, а «Ленинград» — как раз группа для подобных состояний, когда все одновременно смешно, и страшно, и противно. «Ленинград» — это, собственно, и есть пир во время чумы. «Противно» — это, кстати, важная для «Ленинграда» характеристика: несмотря на всю свою площадную эмпатию и народность, он всегда содержит в себе элемент отвращения — так было всегда, и неважно, что играло роль жупела: мат, блатняк, гламур или химкинский лес.

— Появились ли в твоей коллекции альбомы «Ленинграда»? Кстати, ты все еще собираешь CD?

— Да, я до сих пор покупаю и компакты, и винил — ну не с таким истерическим любопытством, как раньше, разумеется, но все-таки. Впрочем, на продукцию «Ленинграда» это не распространяется — я предпочитаю слушать его на концертах и в телефоне. Да и вообще мне странно воспринимать «Ленинград» как музыку, это скорее некая система заклинаний, что ли, обычай своего рода с элементами чрезвычайного.

— В одном интервью Сергей Шнуров рассказывал о пьянке, которую он устроил в номере «Рица» в тот день, когда объявил о закрытии «Ленинграда». По его словам, в ходе нее была выпита бутылка Macallan за 40 000 р., за которую не заплатили, и ты там присутствовал. А как все было на самом деле?

— Так, в сущности, и было, что-то, кажется, разбили, а за виски действительно не заплатили — точную цену не помню, ну это Шнурову виднее. Еще Василий Уткин там был, может, он лучше помнит. В любом случае это не самая захватывающая пьянка в истории «Ленинграда». Так или иначе, в книге этот эпизод, если можно его так назвать, описан.

— Если бы Сергей Шнуров попросил тебя произнести тост на 20-летии «Ленинграда» (в номере «Рица»), что бы ты сказал?

— Я стараюсь избегать этого жанра, но если надо, то, пожалуй, наиболее «ленинградский» по духу тост я бы позаимствовал из начала фильма «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа» — «да здравствуют деньги и любовь!»


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241512
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249521
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416217
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420460
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425712
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427058