18 сентября 2017Современная музыка
256

Вадим Самойлов: «От багажа “Агаты Кристи” отказываться не планирую»

Рок-музыкант и общественный деятель о новых песнях, поездках в Донбасс и Сирию, дружбе с Сурковым и юридической войне с братом

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Вадим Самойлов

В 2010-м группа «Агата Кристи» выпустила свой прощальный альбом «Эпилог», и после этого один из ее основателей Вадим Самойлов полностью переключился с занятий музыкой на общественную деятельность: организовывал встречу заслуженных рокеров с президентом Дмитрием Медведевым, делился опытом с молодыми музыкантами на форуме «Селигер», инициированном движением «Наши», в 2012-м стал доверенным лицом кандидата в президенты РФ Владимира Путина и вел за него агитацию. В апреле 2015-го Вадим Самойлов провел два больших фестиваля в Донецке и Луганске, и с тех пор его группа стала частым гостем на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, а ее лидер даже получил от главы ЛНР медаль «За заслуги перед Республикой». Политическая позиция Вадима Самойлова усугубила его конфликт с младшим братом Глебом и привела к тому, что экс-участники «Агаты Кристи» стали делить песни группы в суде. Весной 2017-го Вадим Самойлов начал публиковать новые песни, а этой осенью обещает выпустить новый альбом, который презентует большими концертами — 11 ноября в Stadium (Москва) и 12 декабря в ДК Ленсовета (Санкт-Петербург). Пользуясь поводом, Денис Бояринов поговорил с музыкантом о новом альбоме и о том, когда наступит мир в Донбассе и в семье Самойловых.

— Из недавно обнародованных песен прежде всего на себя обращает внимание «Слова закончились», посвященная творческому кризису. Она звучит по-настоящему выстраданной.

— Эта песня о состоянии, знакомом каждому человеку, который пишет или рисует. Работаешь, а у тебя что-то не прет. Я нашел для себя такой рецепт борьбы: надо выдохнуть, расслабиться, и тогда получится что-то другое. Пусть не на эту тему. Творчество должно быть расслабленным.

— Были ли у вас затяжные писательские блоки?

— Когда «Агата Кристи» закончилась в 2010-м, я пару лет за музыку вообще не брался. Не сочинял. Занимался только общественными проектами. К песням вернулся только в 2012-м. Сейчас я в процессе работы над новым альбомом. Название и концепцию сообщу совсем скоро. Но точно могу сказать, что на нем будут песни, которые не вошли когда-то в альбомы «Агаты Кристи», — как, например, «Слова закончились». А также я хочу реанимировать песни из моего студенческого творчества. Из самого начала «Агаты Кристи» — еще до появления в ней Глеба (Самойлова. — Ред.). В народе оно известно как ВИА РТФ УПИ (радиотехнического факультета Уральского политехнического института). Они, конечно, во многом наивные, не из сегодняшнего дня, но в них есть чистота и идеи, которые в течение жизни не были растрачены. Они, возможно, утопические — такие мечты о светлом и большом, но к ним полезно возвращаться, и я собираюсь это сделать.

По пьяни у народа патриотизм поднимается.

— Одна из ваших новых песен была выложена ко Дню Победы. Ее называют по-разному — «На Берлин» или «За Донбасс». Как правильно?

— Я специально назвал сингл «** ******», чтобы было любое прочтение. Это особая песня, которая стоит за рамками моего творчества. Она возникла по поводу моих ощущений и переживаний последних двух лет — после посещения Донбасса и Сирии, после общения с ополчением, военными и гражданскими людьми. Эту песню я разослал всем своим знакомым военным и ополченцам, с которыми мне в жизни довелось столкнуться. Это люди, вызывающие у меня уважение, — люди, которые по-честному выполняют свой долг.

Сейчас общество расколото, и далеко не все хотят, чтобы на концертах была политика, поэтому эту песню я крайне редко исполняю. Ее премьера состоялась в Донбассе, потому что там она оправданна и востребована. Там люди проживают ровно то, что описано в этой песне. А в России был один случай, когда я сыграл ее по просьбе зрителей. В пивбаре самарском. По пьяни у народа патриотизм поднимается.

— Почему вы решили поехать в Донбасс?

— Я сразу занял сторону ополчения. У меня не было вопросов, кто первый начал. У меня однозначное понимание того, что там произошло: на моих глазах была развязана война против мирного населения, которое всего лишь хотело, чтобы с его мнением считались. Я на стороне народа Донбасса и украинского народа. Я считаю, что на Украине произошел госпереворот, а украинский народ на данный момент оккупирован сегодняшней украинской властью. Я не являюсь противником Украины как таковой. На каждом нашем концерте в Донбассе я предлагаю зрителям передать братский привет народу Украины. В этот момент у публики всегда происходит большой эмоциональный всплеск — все поддерживают мое предложение, потому что люди разделены.

Но я не готов был приехать в Донбасс с одной гитарой — я не такой, как Александр Скляр или Юля Чичерина. Я хотел там выступить с группой, а еще лучше повзаимодействовать с местными музыкантами. Я искал такую возможность — и появились спонсоры, которые захотели сделать этот проект.

— Кто они?

— Это частные лица, не имеющие отношения к российской власти. Я их не называю по их просьбе. С представителями власти я, конечно, взаимодействовал, потому что Сурков курирует это направление. Они оказали поддержку — по логистике и по обеспечению безопасности. В апреле 2015 года мне удалось провести два больших рок-фестиваля в Донецке и Луганске: в первый день выступали местные молодые группы, а на другой день был гала-концерт. Получилось жизнеутверждающее и миролюбивое мероприятие на фоне руин — разруху тогда только начали разгребать. Я смотрел в глаза людей и видел, что им это было очень нужно. Для них это был глоток новой жизни, которая была утрачена в связи с военными действиями.

Потом нас стали звать власти республик — у них есть возможность приглашать артистов. Они способны оплатить дорогу и проживание, а выступаем мы там абсолютно бесплатно. На городских праздниках. Последний раз мы в Донецке и Луганске были на День Победы.

Донецк, 9 мая 2017Донецк, 9 мая 2017© Вадим Самойлов

— Всегда без гонорара играете?

— Они оплачивают дорогу, проживание, питание и командировочные расходы. Мы идем навстречу — откуда у них там средства. Ребята из моей группы — молодцы, они все туда хотят ехать. У нас в этом единая позиция.

— Сколько раз вы там были?

— С десяток точно.

— Как изменилась ситуация в Донбассе по сравнению с 2015 годом?

— Очень много людей вернулось: население Донецка и Луганска сейчас практически сравнялось с довоенной ситуацией. Восстановление идет быстро. Очень много беременных женщин на улицах — это тоже говорит о том, что жизнь продолжается. Я еще заметил, что после того, как они все это пережили, там поменялась тональность общения людей друг с другом. Там больше чувствуешь общность людей, не так, как в наших городах. Люди тепло друг к другу относятся. Мы там можем просто походить по улице, посидеть в уличной забегаловке, пообщаться с простыми людьми и пофотографироваться. Я считаю, что это не менее важная часть, чем концерт.

Но я не готов был приехать в Донбасс с одной гитарой — я не такой, как Александр Скляр или Юля Чичерина.

— Комендантский час еще соблюдают?

— Да. Поскольку нас встречают представители власти, то нас возят на машинах с пропусками, и нас он не касается. Но там небезопасно — там и диверсанты, и теракты случаются. Надо держать ухо востро.

— И все же — зачем вы ездите выступать в Донецк и Луганск?

— Поддержать людей. Мы передаем им привет из большой России от людей, которые им сочувствуют и поддерживают народ Донбасса. Я сам такой человек. Для них это связь с большой землей, потому что они грезят о том, чтобы быть частью России. Для них любой российский артист — это привет с большой земли, ощущение себя частью большого народа. С этими мыслями я и выхожу на сцену. Там не так важно, что ты поешь. Это не про музыку. Это про концерт популярного артиста, который принимает их сторону. Мой посыл — это посыл дружбы, любви, мира и поддержки.

— ДНР и ЛНР — по-прежнему непризнанные республики. Приезжая туда, вы принимаете сторону неразрешенного политического конфликта и военных действий. Как, на ваш взгляд, можно урегулировать ситуацию на востоке Украины, чтобы там наступил мир?

— Я думаю, что мира еще долго не будет. К сожалению, на современной Украине культивируются русофобия и ненависть к России. Молодые украинцы сильно настроены против русских. К власти пришли криминальные ребята из нацбатальонов. Дух национализма и фашизма присутствует — его не убрать за год или три. Украинское общество должно само его изжить. Я не могу предсказать, как будет развиваться ситуация.

— Вы считаете, что Донецк и Луганск должны быть частью России?

— Я считаю, что Украина должна быть независима от Европы и Америки. Та форма зависимости, которую сейчас предлагают Украине, подразумевает полную скупку страны и ее изоляцию от Российской Федерации. Я считаю, что Украина может быть федеративным государством, в котором есть разные субъекты — у некоторых из них должно быть больше самостоятельности. Если бы Украина стала федерацией, как Россия, США и Германия, может быть, они бы смогли внутри договориться и сохранить территориальную целостность. К сожалению, нынешние власти стоят на обратных принципах: Украина — унитарная, украинский — единственный государственный язык.

Мы всегда готовы снова лететь в Сирию.

— Многие думают, что вы ездите в Донбасс по заказу Суркова.

— Это было не по заказу. Благодаря знакомству с Сурковым мне удалось сделать мероприятия более крупными и более значимыми. Точно так же состоялась и поездка в Сирию. Я сам нашел контакты людей в Министерстве обороны, позвонил им, напросился, и мы туда полетели в декабре 2015-го. По тому же маршруту, что и самолет с ансамблем Александрова. Сначала в Сочи, там долго стояли и потом летели в Сирию. После той катастрофы я звонил в отдел культуры Минобороны — передавал слова поддержки и говорил, что мы всегда готовы снова лететь в Сирию. Но это же военные люди — они не сообщают о своих планах. Могут позвонить и сказать: через неделю полетите? Полетим!

— В Сирии выступали тоже без гонорара?

— Конечно. Более того, мы привезли с собой весь комплект оборудования «под ключ». Мы там дали три концерта. Один был большой — в столовой, где-то на 2000 человек. Один — полуакустика — прямо у комплексов С-400, которые базу охраняют, и еще один — в штабе летчиков.

Сирия, 2016Сирия, 2016© Вадим Самойлов

— Зачем России посылать своих солдат в Сирию?

— Я ничего умнее официальной версии не скажу: если бы не был остановлен ИГИЛ (организация запрещена в РФ. — Ред.) в Сирии, то через год это стало бы нашей проблемой — они попали бы в Таджикистан и другие среднеазиатские республики. Хорошо, что их остановили на дальних подступах. Я искренне так считаю.

— Вы общаетесь с Владиславом Сурковым?

— Мы никогда особенно не общались. Наша дружба — исключительно творческая. У нас нет дружбы человеческой. Иногда можем в общей компании пересечься — на чьем-нибудь дне рождения. У нас с ним получались интересные творческие проекты. Когда я начал с Селигером взаимодействовать, он помог. Я сейчас ношусь с проектом передвижного творческого молодежного форума. Приезжать в город, собирать всю музыкальную молодежь, давать мастер-классы, а потом — гала-концерт. Наподобие того, что мы делали в Луганске. Мне кажется, сейчас такого очень не хватает — особенно в провинции. Моя мечта — чтобы в моем родном городе Асбесте появился такой полноценный молодежный творческий центр — по сути, обновленный Дом культуры.

— Во времена, когда Сурков был вице-премьером, он реализовывал аналогичный проект: ДНК-центры — дома новой культуры.

— У нас были похожие идеи, и мы их вместе обсуждали. Я тоже считаю, что надо поднимать массовую и самодеятельную культуру, а для этого надо строить ее очаги, где были бы представлены современные культурные технологии. Я чувствую, что я большую часть жизни посвящу этому.

— Вы будете еще писать песни на стихи Суркова?

— У меня сейчас в работе есть одна такая песенка. Две пластинки «Полуостровов», которые мы вместе (с Сурковым. — Ред.) сделали, — это же был такой междусобойчик. Мы их нигде не публиковали. Но поскольку я начал исполнять эти песни на концертах, то, наверное, имеет смысл их выложить в iTunes.

Надо поднимать массовую и самодеятельную культуру.

— Не так давно суд разрешил вам исполнять 172 песни «Агаты Кристи»…

— Он отказал в иске Глебу, который хотел запретить мне их исполнять. Я не отношусь к решению суда как к своему выигрышу. С точки зрения закона, требования Глеба были необоснованны. Эти песни были созданы коллективом и по заказу коллектива, поэтому их может кто угодно исполнять — и Глеб, и я, и наш барабанщик Андрей Котов, у которого есть своя трибьют-группа. Пусть зритель сам разберется, кого ему смотреть. С нашей судебной системой основная проблема была в том, чтобы мой представитель в суде смог правильно изложить нашу позицию. Спасибо моему адвокату, что у него получилось.

— Кто у вас адвокат?

— Павел Дуксин. Мы с ним случайно познакомились в одном ресторане в Саратове. Он подошел познакомиться, и оказалось, что он — давнишний фанат «Агаты Кристи» и в возрасте 14 лет организовал в Саратове наш фэн-клуб. Ему нравится сегодняшнее творчество Глеба — он ходит на концерты Matrixx. Он нас не разделяет и с любовью и уважением относится к нам обоим.

Я от багажа «Агаты Кристи» отказываться не планирую. По мере того как появляются мои новые песни, их становится в программе больше, но я всегда буду исполнять песни «Агаты Кристи» — и хиты, и какие-то свои любимые.

— Параллельно шел судебный процесс о четырех миллионах рублей долга Глебу Самойлову, и вас обязали его вернуть. Будете возвращать?

— Мы подали апелляцию и сейчас оспариваем это решение. По этому долгу я не буду ничего комментировать. Все, что мне есть об этом сказать, будет озвучено в суде.

© Вадим Самойлов

— Существует версия, которая очень нравится журналистам: что вас с Глебом развело разное отношение к происходящему на Украине. Это эффектный образ: гражданская война в одной отдельно взятой семье. Два брата, которые делали вместе музыку, разошлись из-за политики.

— Это не совсем так. Обострения в наших отношениях возникли до Украины. Мы слишком разные с ним во взглядах на себя, на мир и на жизнь. Мы, можно сказать, антиподы. К этому нужно добавить наши непростые отношения старшего и младшего братьев, которые были на протяжении всей жизни. Их невозможно описать в разговоре. Мы не первая семья, у которой такие сложности возникали, а в нашем случае они еще и сдобрены массовой популярностью совместной группы. Наши политические разногласия и разные взгляды на украинскую ситуацию — следствие наших разных жизненных позиций. У «Агаты Кристи» есть песня «Порвали мечту» — в ней заявлена сегодняшняя жизненная позиция Глеба. Я ее не разделяю, поэтому я с большим скрипом согласился, чтобы песня вошла в альбом «Триллер». Сейчас мы заняли крайние фланги по мировоззрению. Мне не близки человеконенавистничество и негативное отношение ко всему миру, которые сквозят в нынешних песнях Глеба. Я, может быть, утопист, но считаю, что мир может быть другим — для этого каждому человеку надо держать в сердце надежду и не вестись на разврат этого мира.

— В 2018-м будет 30-летие «Агаты Кристи». Вы собираетесь его отмечать?

— Надо будет что-нибудь предложить фанатам. Я не думаю, что возможен концерт «Агаты Кристи», — у меня такого желания сейчас нет. Да и у Глеба тоже.

— Что вас может помирить с братом?

— Мир возможен, только если он поменяет свою точку зрения. Когда он перестанет думать, что «Агата Кристи» — это он один. А что должно произойти, чтобы он ее поменял… Чужая душа — потемки. Может, ему и не суждено ее поменять.

Я уважаю его путь. Несмотря на то что его творчество мне не близко, я уважаю его за то, что он как был, так и остается честным и талантливым художником.

Если Глеб будет готов по-мирному поговорить, я открыт. У меня к нему нет претензий — у него ко мне претензии. Когда они закончатся, тогда мир наступит. Пока войне конца и края не видно.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245080
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246633
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413193
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419661
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423731
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429029
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429680