19 октября 2017Современная музыка
1078

Мот: «Слово кармически возвращается к исполнителю»

По мнению популярного рэпера, его новый альбом «Добрая музыка клавиш» должен мотивировать слушателя научиться играть на рояле… или жениться

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture 

Звезда лейбла Black Star Матвей Мельников — один из немногих рэперов в России, которые воспевают традиционные ценности: любовь к одной женщине, венчание и брак, прочные семейные узы. 27-летний уроженец Крымска, прошедший сценическую школу в балете «Тодес», начинал с пародий на русских рэп-артистов, затем влился в команду Black Star как представитель хипстерской молодежи, а за последние пару лет поменял матримониальный статус и превратился в серьезно настроенного лирика, который пишет песни (почти) только о любви. 23 октября выходит новый альбом Мота «Добрая музыка клавиш», на котором он пытается ответить на вопрос «Есть ли жизнь после свадьбы?».

— Что нового слушатель узнает о Моте, включив альбом «Добрая музыка клавиш»?

— Как и на предыдущем альбоме «Наизнанку», на «Доброй музыке клавиш» большинство песен — о любви. «Наизнанку» — о становлении наших отношений с моей тогда еще девушкой (Марией Гураль. — Ред.), об их развитии, об отношениях на расстоянии, потому что она жила в Киеве, а я в Москве. А новый альбом — об отношениях после свадьбы, на другом уровне. Я замучился отвечать на вопрос «Есть ли жизнь после свадьбы и какая она?» и ответил на него песнями с нового альбома. Помимо любви на новом уровне — серьезном, взрослом и осознанном — на альбоме есть главное действующее лицо: это клавиши, пианино, фортепиано.

— Почему ты выбрал фортепиано?

— Я решил отойти от модного нью-скул-звука — хайхэтов и трещалок, которые присутствуют во всех треках представителей западной и отечественной новой школы. На мой взгляд, треки нынешних топовых рэперов — типа Migos, Travis Scott и других — отличаются только вокалом исполнителя, а инструменталы все одинаковы. Гастролируя по городам, общаясь с друзьями, знакомыми и организаторами концертов, я часто слышал фразу, что сейчас стало мало музыки в рэпе. Фортепиано является самым живым инструментом, который привносит в любую песню яркие и добрые нотки.

— А кто играет на фортепиано на «Доброй музыке клавиш»?

— Павел Мурашов из команды Тимати. На альбоме есть две чисто фортепианные баллады, которые он написал. Когда я писал «Добрую музыку клавиш», у меня был внутренний конфликт. С одной стороны, я посвящаю альбом пианино и пою ему оду. С другой стороны, я не умею играть на этом инструменте. Именно поэтому я начал брать уроки игры на фортепиано. Сегодня, например, у меня был урок. И, я надеюсь, поскольку я сам чему-то научился у этого альбома, он будет мотивировать слушателей либо заняться уроками игры на фортепиано, либо жениться (смеется).

— Твоя позиция противоположна доминирующим в русском рэпе трендам: сейчас в фаворе мизогиния, сексуальная эксплуатация женщины. Никакой любви, брака и добрых хороших песен. Сплошные «сучки, сучки, сучки».

— Поэтому я не отношу этот альбом к рэпу или тем более к высокому искусству фортепианной музыки. Я просто хотел рассказать о событиях, которые произошли в моей жизни. О том, что накипело.

— Как приняли «Добрую музыку клавиш» на худсовете Black Star?

— В основном все молчали. Я пытался выудить хоть какие-то комментарии. Как будто я не альбом поставил, а похоронный марш. Песня заканчивается — и тишина. Я говорю: «Будут какие-нибудь комментарии?» В ответ: «Класс! Супер». Но можно было и чуть пораньше сказать!

По моим личным ощущениям, это мой самый осознанный, самый мелодичный и самый музыкальный альбом. У меня есть на нем песня «Opus Magnum». Вот «Добрая музыка клавиш» и есть мой opus magnum. На нем я отвел душу. А на весну я планирую чисто хип-хоповый альбом — нью-скуловый. Он будет звучать в стиле «Далласского клуба злопыхателей».

— На «Доброй музыке клавиш» не только песни о любви, есть одна про ссору. Ссоры у вас тоже случаются?

— Конечно. Мне иногда говорят, что я рисую в песнях идеализированные отношения, в которых все хорошо и романтично. А вы послушайте внимательно песню «Капкан» — там далеко не все прекрасно. Кстати, про песню «Капкан» мне часто пишут, что вот, мол, это зеркало наших с мужем отношений.

На «Доброй музыке клавиш» тоже есть негатив. Я специально привнес туда такие нотки, потому что и у пианино не одни белые клавиши, есть и черные. Мне хотелось, чтобы люди понимали, что семейная жизнь — это не только бочка меда, но и ложка дегтя.

— Что ты делаешь, когда вы с женой ссоритесь?

— Слава богу, наши ссоры по длительности не продолжаются больше пары часов. Жизнь очень насыщенная. Даже если мы находимся в одной квартире, если кто-то на кого-то обижается и не разговаривает — либо ей звонят, либо мне. Либо на общем фоне работает телевизор, и мы не можем долго продлить молчание. Хочется поделиться событиями или спросить, что происходит. Хочешь не хочешь — переступаешь через свою гордыню и спрашиваешь: кто тебе звонил? Или: почему ты такая радостная? Или: смотри, какая крутая песня играет. Или: давай посмотрим повтор передачи, которая была на прошлой неделе. Скажу честно, что после свадьбы ссор стало меньше.

— В песне «Когда исчезнет слово» ты упоминаешь ветхозаветное имя Бога — Иегова. Ты христианин?

— Не могу бить себя пяткой в грудь и говорить, что я сильно верующий человек. У меня родители — верующие. Я по возможности хожу в церковь и по возможности причащаюсь.

«Когда исчезнет слово» я называю песней-клятвой. Изначально она существовала в форме стихотворения, которое я выложил в сети. Оно многим понравилось, поэтому я решил его развить в полноценную песню и вкроить в нее религиозные мотивы, чтобы выразить серьезность своих намерений. В ней много любви, и она написана перед свадьбой, а ее преддверием стало венчание. Венчание — это ответственный шаг в жизни каждого человека, когда души двух людей соединяются на небесах и продолжают жить и после смерти. Это был наш осознанный шаг. Когда мы расписались, мы не стали пороть горячку и решили, что возьмем год на подготовку к венчанию и свадьбе. На следующий день после свадьбы мы улетели в Грецию. Так получилось, что наша гостиница была прямо напротив Афона. Я мечтаю попасть на Афон, но пока еще не созрел для этого. Но я расценил это совпадение как знак. Местные нам рассказали, что недалеко от отеля, где мы поселились, есть место под названием Метеора — единственные в мире монастыри, находящиеся на скалах. Показали фотографии — я такой красоты никогда в жизни не видел. Когда я записал «Когда исчезнет слово», вопрос, где снимать клип на эту песню, не стоял. Через год у нас снова был отпуск в Греции, и мы отправились в Метеору снимать клип. Когда я туда попал, у меня было ощущение, что я оказался в другом мире. Так все и совпало — и песня, и содержание, и картинка.

— Когда я разговаривал с Тимати, мы обсуждали вопрос женитьбы. Он рассказал, что это большая проблема для состоятельных мужчин: страшно, а вдруг избранница окажется, что называется, gold digger. Поэтому сейчас брачный контракт — лучший друг богатого мужчины.

— Я не настолько богат, поэтому я не переживал по этому поводу (смеется).

— А если станешь богатым через пять лет?

— Когда ты задумываешься о брачном контракте — ты не уверен в своем выборе, когда не задумываешься — уверен.

— Возвращаясь к новой школе рэпа: ты следишь за тем, что в ней происходит?

— Я слушаю все новые релизы, которые выходят. Я считаю, что если ты отстраняешься от происходящего и замыкаешься в своем творчестве, то стагнируешь и не развиваешься. Ты не знаешь, что происходит на твоем же рынке. Из последнего, что мне понравилось, — альбом Truwer'а из группировки JillZay, особенно песни «Сафари» и «Я знаю, какая ты». Я жду третьего альбома Скриптонита — я уверен, что это будет крутой альбом.

Я не могу сказать, что разделяю симпатии к творчеству Фейса. Мне не нравятся его песни. Мне кажется, что слово несет определенный код, который влияет на того, кто слушает это слово, и кармически возвращается к исполнителю. За такие вещи, которые он говорит в своих песнях, у нас на Кубани очень жестко осаживали. Старшие воспитывали младших.

У меня диджей в команде, с которым я работаю уже пять лет, из Уфы. Когда я при нем говорю «Фейс», он говорит, что ему стыдно, что этот парень из Уфы. Неважно, откуда ты — с юга или с севера, — должны же быть понятия о воспитании. Другое дело, если его цель — эпатировать слушателя.

— 4 ноября грядет большое шоу Тимати в «Олимпийском». Какая тебе отведена в нем роль?

— Еще неделю назад я думал, что я выйду только на свой куплет в песне «Щепки». Но недавно он мне сообщил, что с меня пара сольных треков. Так что легко мне не отделаться, но я только за. Думаю, что раздам лирики — исполню «Капкан» — и сделаю танцевальный трек «День и ночь».

— Ты начинал как танцор в балете «Тодес». Продолжаешь заниматься танцами?

— Я на выступлениях двигаюсь, хоть это и импровизации, а не отработанные номера. Иногда выбираюсь в зал, чтобы вспомнить, каково это — танцевать. Редко получается — в связи с концертным графиком. Но когда выбираюсь — всегда кайфую. Футбол и танцы — два занятия, вовлекаясь в которые, я отключаю голову. Когда пишешь песни, твои интеллектуальные способности задействованы на 120%. Подбираешь слова, метафоры. А когда танцую — я ни о чем не думаю.

— Нижний брейк сможешь сделать?

— Нет (смеется). Акробатика — это не мое.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241633
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249623
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416269
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420509
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425760
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427103