20 октября 2017Современная музыка
425

Псой Короленко: «Надеюсь, что у меня хороший продукт»

Певец, поэт и знаток фольклора — о работе в Америке, мейнстриме, интеллектуализованном рэпе и множестве еврейских культур

текст: Павел Гриншпун
Detailed_picture 

20 октября певец, поэт и филолог Псой Короленко (он же Павел Лион) выступит в ЦДХ с большой ретроспективной программой «Сестра моя жизнь», в которую войдут лучшие песни за 20 лет существования его необычного песенно-поэтического кабаре.

— Паша, говорят, ты уже 20 лет как на сцене; как там тебе?

— Очень нравится!

— А что именно нравится? Кремлевский дворец не соберется даже на Хануку. Тебе в кайф в твоей нише?

— Однако в 2004 году довелось быть соведущим Хануки в концертном зале «Россия» вместе с Федором Чеханковым! И кое-что спеть попутно в этой роли.

Новый альбом Псоя Короленко и группы Israelifts «Конь, пес, солдат и проститутка»:

— Тем не менее твой концерт — это пара сотен преданнейших фанатов что в России, что за рубежом. А ты бы хотел стадион?

— Ну и опять же: хотя мой концерт чаще всего довольно камерный, но есть еще такая штука, как фестивали. На фестивалях случается встретиться с ощутимо большой аудиторией. Пусть не стадион, но поле всяко. Когда много народу, это, кстати, в чем-то легче. Ты погружаешься в себя и поешь, нет встречи глаз. Но я могу и так, и так.

— Кстати, ты видел уже баттл Оксимирона и его американского контрагента Dizaster? Темы были подняты серьезные. Как тебе неожиданный дикий интерес к этой субкультуре? Ты же, среди прочего, стоял у одного из истоков русскоязычного рэпа?!

— Да ну нет же, не стоял. Лавры всегда приятны, но надо же и честь знать. То, что у меня там, — это не рэп, а какой-то другой вид фристайла, райка, может, в чем-то и родственный. Но хип-хоп и рэп шли другими путями, я только местами где-то с ними пересекся, поэтому и судить не берусь, ну не эксперт я, это другой язык, да и тот баттл я не видел. Пока могу сказать только одно: рэп исторически в своих истоках адресуется к уличной и гангстерской теме, но, как я понял, в последние годы в нем выделился подчеркнуто интеллигентный, интеллектуализованный тренд, размещаемый где-то в соседних полях с современным искусством, слэмовой поэзией, а также с жанрами юмора и сатиры, имеющими у нас великую традицию, и с социальной песней. И мат, и агрессия стали в этом рэпе какими-то более художественно-условными, чем раньше. Кстати, о мейнстриме: по массовой популярности сейчас рэп становится одним из мейнстримных жанров, оставаясь нишевым, просто это ну очень большая ниша, и связь ее с экспериментаторской поэзией, современным искусством и театром стала более выпуклой и наглядной. Думаю, что лучшие образцы этого жанра останутся в антологиях поэзии. Но не могу пока сказать, какие именно.

— А чего ты постоянно делаешь у наших геополитических противников? Если Родина скажет — хватит, ты как этот вопрос решишь?

— Среди моих проектов по ту сторону океана — совместная работа с Анной Штерншис, профессором Торонтского университета, в форме новаторских лекций-концертов, посвященных советской еврейской культуре, в том числе малоизвестной части знаменитых архивов Моисея Береговского. Также участвую в организации уникального фестиваля хорошей музыки JetLAG, где за десять лет побывали многие культовые артисты из России.

Отвечу, по традиции, вопросом на вопрос: а что такое еврейский дискурс?

— Вот все бесконечные коллаборации за эти 20 лет — это потому что ты щедрый и добрый? Или тебе нужны постоянная подпитка и свежая кровь?

— Так ведь щедрым и добрым тоже нужны постоянная подпитка и энергия жизни! Этого никто не отменял. Вариться же исключительно в собственном соку, с другой стороны, думаю, никому по-настоящему не интересно. Ну и если серьезно, то коллаборации не имеют отношения, конечно, к щедрости или там доброте, равно как и к какой-нибудь «подпитке» или «свежей крови». Это просто естественный процесс, интересная работа часто связана с командами: посмотрите на математиков, они тоже частенько работают группами, или биологи, например. Это размыкание сознания, взаимообогащение опытом, да и просто возможность выйти хоть немножко из собственного кокона, из собственного «эго». Это для всех нормально, и вся культура на этом, в общем-то, строится.

— А какой у этой публики к тебе интерес? Даже в абстрактных темах ты им часто выдаешь еврейский дискурс.

— Отвечу, по традиции, вопросом на вопрос: а что такое еврейский дискурс?

— Эдак мы уйдем в обсуждение тем, интересных лишь узкой прослойке читателей. Тем не менее ты сейчас — один из главных деятелей еврейской культуры в России. Как тебе эта новая еврейская культурная жизнь?

— Учитывая то, сколько сейчас в России выходит книг в новых переводах с иврита и идиша с отличными предисловиями и комментариями, то, каким популярным в Москве событием является в последние годы «Идишфест», учитывая еврейскую тему в творчестве целого пласта современных русскоязычных писателей — ну, приятно быть в хорошей и интересной компании, и это делает мне честь.

Делал так, как делалось, так, как нравилось, и считал, что это ведет к успеху.

— То есть наступили благословенные для евреев в России времена? И главный раввин России Берл Лазар не шутит, когда утверждает, что никогда евреям так хорошо не жилось в России, как в бытность Путина президентом?

— Ну, он зря не скажет. Обобщения типа «жить стало лучше, жить стало веселее» или, наоборот, «все сидят» никогда не были моей стихией. Поэтому лучше того, кто говорил, спросить, что он имел в виду.

— А как ты видишь место еврейской культуры в современном российском мире? Ты так мне сказал в последний раз: «Мне кажется, все, что связано с еврейской культурой, достаточно нишевое, хотя извне интерес тоже большой!»

— Мы говорили об этом в контексте большого шоу-бизнеса. Как правильно сказал современный ученый, преподаватель и исследователь идиша Авром Лихтенбаум, нет такой вещи, как еврейская культура, есть еврейские культуры во множественном числе.

— Ну и где твое место в этом большом шоу-бизнесе? Или во множестве еврейских культур?

— В разные исторические периоды разные такие еврейские культуры в разных нишах имели разное значение. Была советская еврейская культура, причем и советские еврейские культуры были разные. Сегодня в России и во всем мире есть тоже не одна. Даже когда говорим про большой шоу-бизнес, спрашиваем: какой, о чем идет речь? Если речь идет, скажем так, о «поп-музыке», то опять же: какую таргет-группу имеем в виду? Что хасиды слушают — это одно. Они слушают определенную поп-музыку на идише, иврите. Это мейнстрим по способу производства, но это ниша по абсолютному трафику в современном мире. А клезмерская музыка, этно-джаз, этно-рок, более сложный и замысловатый авангард, представляемый, например, Джоном Зорном и его лейблом Tzadik, а также множеством других артистов, — это тоже, можно сказать, ниша. Но в то же время это и классика.

— В своих песенках ты как профанировал элитарную философию, так и возвышал уличный язык. А теперь вдруг перестал произносить матерные слова со сцены. И это когда они стали почти легитимными благодаря рэп-баттлам. Ты опять идешь поперек мейнстрима?

— Мейнстрим — понятие широкое. Андеграунд — это тоже иногда мейнстрим. Зависит от того, о каком рынке идет речь или, в другом аспекте говоря, о каком «поле» культурного производства (в терминологии Пьера Бурдье). Впрочем, не буду рассуждать о том, о чем не знаю. Никогда специально не задавался вопросом, мейнстрим я или нет. Хороший продукт обычно успевает побыть во всех фазах: сначала, скажем, это авангард и в некоторых случаях андеграунд, потом в какой-то момент — классика или поп, потом — китч или выдающийся трэш, иногда сразу все вместе. Надеюсь, что у меня хороший продукт.

Никогда не мыслил свое творчество как антимейнстримное, скорее, просто пел в тех традициях, которые ощущались мне близкими, не стремясь «бесплодно спорить с веком», чего и Пушкин не советовал, но и специально в угоду времени тоже ничего не делал. В плане текста, звука, имиджа делал так, как делалось, так, как нравилось, и считал, что это ведет к успеху да и само уже этим самым успехом и является. Если где-то пересекался с московским концептуализмом, панком, бардовской песней, шансоном, Серебряным веком, фольклором, советским каноном, детскими песенками из мультфильмов, то это обусловлено моей средой — ну и личным вкусом, наверное, тоже. Ничего из этого не делал «специально». Не специально, но сознательно.

— А ты бы хотел выйти из ниши и, заменив условного Кобзона, стать представителем еврейской культуры для истеблишмента? Ну, типа, постоянным соведущим Хануки в зале «Россия»?

— Ну давай уж сразу зубным врачом! Мог бы, но опять долго учиться надо.

21—29 октября Псой Короленко представит программу «Сестра моя жизнь» в городах Сибири. Расписание — здесь.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245239
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246846
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413326
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419782
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423854
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429153
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429822