7 ноября 2017Современная музыка
252

GusGus: «Секс был вырван из контекста»

Вокалист популярной исландской группы Даниэль Аугуст Харальдссон об участии в «Евровидении» и новом альбоме

текст: Александр Великанов
Detailed_picture© Gus Gus

11 ноября в ГлавClub Green Concert (Москва), а 12 ноября в клубе «Космонавт» (Санкт-Петербург) в очередной раз выступит GusGus — одна из самых популярных в России исландских групп. Перед выступлением ее вокалист Даниэль Аугуст Харальдссон поговорил с корреспондентом COLTA.RU.

— Даниэль, в России произносят название GusGus по-разному. Как же все-таки говорить правильно: «Гас Гас» или «Гус Гус»?

— Название группы связано с фильмом, в котором женщина готовит любовнику кускус и произносит это как «гус гус». В Исландии мы говорим «Гус Гус». А американцы говорят «Гас Гас». Так что нет правильного способа.

— В Википедии написано, что у этого названия есть сексуальная коннотация. Что имеется в виду?

— Сексуальная коннотация? Ха! Ну вообще-то у него пищевая коннотация. Это был немецкий фильм, в котором женщина пригласила иммигранта на ужин к себе домой. Она приготовила кускус. У них был ужин, потом… секс. Вот в этом и коннотация.

— Ага, то есть Википедия в кои-то веки не обманула.

— Она была частично права. Секс был вырван из контекста (смеется).

— Википедия также говорит, что вы представляли Исландию на «Евровидении» в 1988 году. Вам было тогда 20?

— 19.

— Что вы помните об этом?

— Меня попросил принять участие композитор, которому поручили сочинить песню для «Евровидения». Я только начал карьеру как певец. Я согласился принять участие в конкурсе — я очень уважал композитора, но совсем не уважал сам конкурс. И это было неправильно: если уж ты соглашаешься представлять свою страну в конкурсе, надо относиться к этому подобающе. Словом, для меня это было случайное выступление. Это было не то, о чем я мечтал.

— А о чем вы мечтали?

— Тогда у меня была амбиция — открывать. Я искал, что я могу дать музыке и что музыка может дать мне. Я делал первые шаги. Меня интересовал любой опыт; конкурс «Евровидение» был таким опытом.

— Какая музыка на вас повлияла в то время — что оставило значительный отпечаток?

— У моей мамы была большая коллекция пластинок. Очень разных — от Баха до The Beatles. От Элвиса Пресли и Луи Армстронга до Нины Симон и Майлза Дэвиса. Я много слушал классической музыки, джаза, поп-музыки...

— А вы жили в Рейкьявике?

— Большую часть своей жизни. Я родился в Швеции, потом жил в Дании, но это было совсем в детские годы — я их плохо помню. Потом мы переехали в Исландию — сначала в ее деревенскую часть. А потом, когда мне было шесть или семь, мы переехали в город. Но мои первые музыкальные воспоминания связаны со временем, когда мы жили в маленьком городке недалеко от Рейкьявика. Мама заводила пластинки на своем Bang & Olufsen — этот виниловый проигрыватель был одним из ярчайших воспоминаний моего детства.

— Вы — один из основателей GusGus, а чем сейчас заняты другие музыканты, начинавшие группу, — они ведь ушли из проекта?

— Изначально GusGus был кинопроектом. В нем были я и два кинорежиссера (Сигюрдюр Кьяртанссон и Стефаун Аурни Торгейрссон), мы хотели делать вместе музыку. Я был в той точке своей жизни, когда мне хотелось открыть для себя что-то новое. У меня была группа, которая играла рок на исландском языке, но мне хотелось расширить горизонты и попробовать другие возможности. Электронная музыка в то время мощно и динамично развивалась — становилась более доступной. Вместе с Сигги мы стали делать электронную музыку; поскольку мы не были специалистами в этом, мы нашли более опытных людей — так появились Бигги Вейра и Магни Йоунсон. GusGus стал частью клубного андеграунда Исландии. Мы получали большое удовольствие, сочиняя музыку на акустических гитарах и буквально впихивая ее в синтезаторы, секвенсоры и программы.

— Вы представляли себе звук, которого хотели добиться, или это был чистый эксперимент?

— Четкого представления у нас не было. Наш звук был отражением наших индивидуальностей. Мне кажется, у нас честно получилось поженить электронный звук с эмоциями и персональным мироощущением.

— Почему ваши напарники покинули GusGus?

— У каждого свои причины. Люди приходят и уходят — им становятся интересны другая музыка и другая жизнь. Сигги и Стефаун просто остались режиссерами. Другой участник раннего состава был менеджером и состоялся по финансовой части. Магни увлекся актерской игрой, обучением актеров и рисованием картин. Кто-то захотел делать свою музыку, у кого-то были семейные причины. Ну, это жизнь.

— Вам нужны новые участники GusGus — вокалисты или продюсеры?

— Сейчас нам интересно выступать в формате динамичного дуэта, как Eurythmics, Pet Shop Boys и Yazoo из 1980-х. Мы хотим погрузиться в эту форму как следует. Да, мы будем приглашать друзей и знакомых что-то исполнить в новых песнях — например, в одном из наших новых треков поет Джон Грант. Посмотрим, как это получится, но пока мы уверены, что сможем справиться вдвоем.

— У вас есть дедлайн для нового альбома?

— Сначала мы выпустим мини-альбом — где-то в январе 2018-го, а потом, к середине года, выйдет большой альбом. Но, естественно, все может поменяться (смеется).

— Что еще вы можете рассказать о новом альбоме?

— Мы хотели разделаться с привычными танцевальными темпами и поп-формой, поэтому решили замедлить наши песни. Что касается звука, нас сейчас увлекает стилистика 70-х — примитивные секвенции, минималистский подход, ретро-атмосфера, чтобы сделать песни сильнее и глубже.

— А ваша первая группа Nýdönsk все еще существует?

— Да, конечно. Мы только что выпустили новый альбом — в прошлом месяце. Уже 10-й по счету. Мы играем альтернативный рок на исландском. В Исландии наши песни весьма популярны, но, конечно, их плохо знают за пределами острова. Если только вам не попадется какой-то знаток исландской музыки.

— Вы начинали и сольную карьеру. Собираетесь продолжать?

— Да, я выпустил два альбома — в 2005-м и 2011-м. Но для меня это стороннее увлечение. Я комфортнее себя чувствую, находясь в группе, — мне важно с кем-то обмениваться идеями. Так я лучше работаю.

— Как сейчас выглядит исландская музыкальная индустрия — что-то изменилось за последние годы?

— Мне трудно говорить о трендах — я не могу анализировать, что происходит с музыкой в Исландии. Она развивается, расширяется, куда-то движется — постоянно появляются новые имена и группы. Много новой хорошей музыки. Рэперов у нас много, и этот жанр очень популярен. Среди них есть и такие, которые касаются серьезных социальных и политических тем. В Исландии много музыкантов и много музыки. В самых разных жанрах — есть интересный мейнстрим, и есть андеграунд. И всем приходится конкурировать друг с другом за внимание слушателя в интернете. Постоянно что-то выдумывать, чтобы привлечь это внимание — и удержать. Буквально драться.

— А вы много времени проводите в интернете?

— Я стараюсь соблюдать правильный баланс. Но это очень трудно. Знаете, иногда бывает — зашел в Фейсбук на минутку, очнулся через два часа и думаешь, на что же потратил свое время. Ведь ничего не сделал (смеется). Ужас!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242126
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249906
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416522
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420730
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202426021
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427354