15 февраля 2018Современная музыка
134

«Она — в космосе, они — на сцене в Перми»

Как продюсер Александр Чепарухин познакомил Патти Смит с Земфирой, объединил King Crimson и побывал на дне рождения Тимоти Лири

 
Detailed_picture© Антон Денисов / РИА Новости

15 февраля в екатеринбургском Ельцин-центре и 17 февраля в пермской частной филармонии «Триумф» грянут финальные аккорды «Че Fest» — растянувшегося на несколько дней и городов фестиваля, посвященного юбилею основателя компании GreenWave Music Александра Чепарухина — человека, представившего миру «Хуун-Хуур-Ту», России — King Crimson и Kraftwerk во плоти, а Патти Смит — Земфиру. Александр Чепарухин рассказал COLTA.RU несколько удивительных историй из своей богатейшей биографии.

О том, как стал продюсером

Я стал активистом экологического движения, когда учился на экономическом факультете МГУ. Мне хотелось заниматься наименее политизированной областью экономики. Вторая моя мотивация была — посмотреть на волне этого движения мир. Так и получилось. В 1985 году я сделал свой первый продюсерский музыкальный проект, объединив на сцене МГУ джаз-рок-ансамбль «Арсенал», который тогда вдруг первым в России стал играть электронный брейк-данс, и ансамбль Дмитрия Покровского, который погружался в глубины традиционной русской музыки. Я тогда даже слова «продюсер» не знал, а концерт делал как председатель молодежного совета МГУ по охране природы. Моей идеей было проиллюстрировать главный экологический принцип — неантагонистическое равновесие. Когда разные несочетаемые элементы сочетаются, взаимодействуют и достигают гармоничного баланса. Мне показалось, что и в музыке можно сочетать несочетаемое, находя точки взаимодействия разных музыкантов. В 1986-м я развил эту идею, соединив ансамбль Покровского с американскими звездами «экологического джаза» Paul Winter Consort. Потом я основал международную экологическую ассоциацию, и, когда перестройка набрала обороты, я стал постоянно ездить за рубеж на разные события в сфере экологии. В 1988-м я поехал в США — и не один. Я повез к американской кантри-звезде Джону Денверу интересных людей: Александра Градского, Андрея Кнышева, Валентина Юмашева, экологов и журналистов. Тогда русским ездить по миру было гораздо проще, чем сейчас, — у иностранцев были «Горбимания» и «Perestroika fever». Все нас обнимали и целовали.

О том, как встретил «Хуун-Хуур-Ту»

Менеджером Пола Уинтера оказался крупнейший в США музыковед Тед Левин, который мне показал первую запись тувинцев «Хуун-Хуур-Ту». Он попросил меня помочь найти для них тур-менеджера, знающего русский и английский, чтобы повезти их в первый американский тур. Он даже не думал, что я могу сам этим заняться, потому что считал меня уже видным и занятым экологическим деятелем. Я действительно разъезжал по миру с разными миссиями, устраивал конгрессы и международные исследовательские проекты, возил лидеров природоохранных организаций типа Greenpeace в Россию. Но мне вдруг самому захотелось поехать в музыкальный тур — меня потрясла и заворожила музыка тувинцев. Как тур-менеджер «Хуун-Хуур-Ту» я проехал с ними по всей Америке — рассказывал байки о Туве со сцен концертных залов и в телешоу Дэвида Леттермана, Джей Лено, Джона Стюарта. Мне это было очень интересно — я сам открывал для себя музыку и помогал ее открывать людям из другой культуры. Потом я встретился с Сергеем Старостиным, Инной Желанной, Мишей Альпериным, принимал участие в инициировании и записи совместного альбома «Хуун-Хуур-Ту», болгарского хора Angelite и Moscow Art Trio. Вместе с «Хуун-Хуур-Ту» и Farlanders Инны Желанной мы объехали полмира, всю Америку, Европу и Азию, — и познакомились с большим количеством интересных и известных людей.

«Хуун-Хуур-Ту», Bulgarian Voices Angelite, Moscow Art Trio, Стиви Уандер. Лос-Анджелес, 1997 г.«Хуун-Хуур-Ту», Bulgarian Voices Angelite, Moscow Art Trio, Стиви Уандер. Лос-Анджелес, 1997 г.© из архива Александра Чепарухина
О том, как познакомился с Тимоти Лири

Однажды я попал на день рождения Тимоти Лири. Он отмечал праздник совместно с какой-то американской порнозвездой, собирал разный народ у себя дома в Калифорнии и угощал его коктейлями из психоделиков. Я коктейли не пробовал. По всему дому Лири были расклеены плакаты, на которых была изображена порнозвезда с раздвинутыми ногами. Но гениталии на плакатах были почему-то заклеены. Мне показалось это ужасно пошлым. С порнозвездой пришли два брата — молодых «шварценеггера», которые оказались туповатыми, плохо разговаривающими по-английски немецкими бодибилдерами, приехавшими отдохнуть в Калифорнию и там познакомившимися с порнозвездой. Гости типа бодибилдеров и порнозвезды на вечеринке Тимоти Лири соседствовали со Сьюзен Сарандон и Ринго Старром, которые были его близкими друзьями. Я провел вечер в разговорах с ними. Тимоти Лири был человеком очень добрым и любвеобильным. Как и Аллен Гинзберг, с которым мне довелось познакомиться в Санта-Монике и даже поиграть на перкуссии в ансамбле, аккомпанировавшем Аллену — чтецу собственных стихов. А вот Ринго Старр на дне рождения Лири меня сторонился — видимо, не понимал, кто я такой и как попал к Тимоти Лири. С Лири меня познакомила девушка-телепродюсер из Сиэтла, которая знала буквально всех знаменитостей мира. Она как-то появилась на концерте «Хуун-Хуур-Ту», который я организовывал, с чуваком в замасленной майке и вторым, более аккуратным, который мне показался подозрительно знакомым. Этот второй оказался Биллом Гейтсом, а его замасленный друг — Полом Алленом, его партнером по Microsoft. Я сразу же с перепугу подарил им все диски «Хуун-Хуур-Ту» — так что они есть у них в коллекции (как, впрочем, и у Дмитрия Медведева — я ему тоже много чего подарил в Казани на фестивале «Сотворение мира»).

О том, как начал возить музыкантов в Россию

Первым моим большим концертом в Москве был Kronos Quartet в 1997 году. Их мне было проще всего привезти, потому что они записали несколько композиций с «Хуун-Хуур-Ту» и выступали вместе с ними в Америке. Я их лично знал, а мне тогда казалось, что приглашать надо только тех музыкантов, которых ты лично знаешь, обращаясь к ним напрямую. Концерты Kronos Quartet я делал вместе с женой и другом-компьютерщиком, который не занимался концертным бизнесом. Я лично продал три тысячи билетов в ручном режиме: рекламировал концерты в своей же радиопередаче на радио «Престиж», назначал встречи в Доме композиторов и там же сам продавал по несколько десятков и даже сотен билетов за вечер!

Kronos Quartet хотели составить программу одного из концертов исключительно из произведений композиторов из бывших советских республик. Я понимал, что на это никто не придет, и предварительные продажи показали, что это именно так, — билеты не брали. А на программу композиторов типа Стива Райха и Филипа Гласса билеты разлетались. Я предложил Kronos Quartet сделать программу второго дня еще более хитовой, включив туда, например, «Purple Haze» Хендрикса и «Elvis Everywhere», а между «хитами» как бы контрабандой протаскивать сочинения советских композиторов. Идея сработала — в зале Чайковского был аншлаг. Армянский композитор Ашот Зограбян выходил на сцену плача — он не мог поверить, что полторы тысячи человек в зале Чайковского восхищенно слушают его произведение. После этого концерта я стал увереннее себя чувствовать как импресарио — я понял, что могу не только привозить артистов, но и определять программу их выступлений.

Получилось так, что я первым стал возить в Россию артистов с музыкой «не для всех». Вслед за Kronos Quartet был концерт Майкла Наймана с оркестром — и снова был аншлаг, но теперь уже в Большом зале консерватории. Потом случился дефолт 1998-го, и уже назревавший концерт King Crimson пришлось отложить. Причем Роберт Фрипп сам позвонил мне, узнав о хороших российских гастролях от Майкла Наймана, и мы договорились о туре — я был просто потрясен этим фактом. Во время дефолта мы провели один концерт Джона Кейла в Театре эстрады и потеряли на нем большие деньги. После чего мы — я тогда уже работал с партнером Александром Львовским — решили концерты не делать, пока экономика не придет в норму. А потом у GreenWave Music была «золотая» серия концертов: Jethro Tull, King Crimson, Ману Чао, Дэвид Сильвиан, Джон Маклафлин, Джон Зорн, Патти Смит, Van Der Graaf Generator, KMFDM, Kraftwerk и т.д. И было еще множество концертов поменьше — разных этнических коллективов в московских клубах. Мы рисковали собственными деньгами, но каждый раз все получалось. У нас была простая миссия и бесхитростная концепция: привозить классных музыкантов, которых я для себя открывал, или музыкантов исторических, которых ждали в России давно.

С Артемием Троицким в Лондоне, 1991 г.С Артемием Троицким в Лондоне, 1991 г.© из архива Александра Чепарухина
О том, как зажигал звезд

На раннем этапе нашей деятельности у GreenWave Music бывали невероятные сюрпризы: музыканты, которых в России никто не знал, вдруг становились любимцами публики. Я связываю это с тем, что, с одной стороны, мы привозили уникальных артистов, а с другой, у меня была возможность рассказывать о них на аудиторию в десятки тысяч человек. Когда-то у меня была своя передача на радио «Престиж», его потом перекупил Борис Березовский, и Миша Козырев из него сделал «Наше радио», тем самым отобрав у меня рупор. А я приводил туда собеседников уровня «Кроноса» и Наймана, выводил в эфир Питера Гэбриела по телефону и мог ставить там любую музыку — иногда передачи растягивались на четыре часа. Потом у меня была возможность в любой момент прийти в популярную телепередачу Дмитрия Диброва, которая сперва называлась «Антропология», потом «Апология», потом стала называться «Просвет». Там можно было показать абсолютно незнакомую группу, и на следующий день на ее концерт приходили 600 человек. Так было с Борисом Ковачем, карельской группой Myllärit, так было с бразильцами Mestre Ambrosio. Тогда мы устраивали гастроли-чесы — например, Борис Ковач приезжал на неделю и выступал почти во всех московских клубах, которые тогда существовали: от «Третьего пути» и «Вермеля» до «Китайского летчика» и «Проекта ОГИ», а в качестве торжественного финала (или, наоборот, — открытия тура) был аншлаговый концерт в ЦДХ. Например, я помню мексиканскую группу Los de Abajo — никому не известную в России, которая мне очень понравилась тем, что напоминала моего друга Ману Чао, но, с другой стороны, вносила в латино новые краски. Мы собрали им клуб «Апельсин» — больше 1000 человек. Совместными усилиями с Алексеем Паперным — просто кричали об этой группе на всех углах. Музыканты, которых я привозил, всегда поддерживались трендсеттерскими изданиями — я мог запросто сделать так, чтобы концерт рекламировался обложкой журнала «Афиша» и большим материалом. В начале нулевых возможности для того, чтобы транслировать людям то, что ты хочешь, были невероятные.

С Владимиром Сорокиным и Ману ЧаоС Владимиром Сорокиным и Ману Чао
О том, как его удивили Kraftwerk и Ману Чао

Визит Kraftwerk для меня стал откровением. Я представлял их действительно слегка роботообразными людьми, строгими и скучными немцами. А на самом деле, как мне показалось, скрывшись за масками манекенов, они за годы существования недобрали рок-н-ролльной движухи — тусовок и девочек. Больше всего это проявлялось у Флориана Шнайдера — одного из отцов-основателей, который сейчас отошел от группы. Он с большим удовольствием ходил по модным дискотекам, знакомился с московскими девушками и восторгался их красотой. Их вдруг проступившая незащищенность меня очень растрогала. С Флорианом мы очень много общались в поезде из Питера в Москву. Он рассказывал истории про свою юность, о том, как Kraftwerk решили не копировать американские поп-стандарты, а взять за основу «немецкость» — в те времена еще провокационную. Через пару дней после московского концерта мне позвонил Флориан и сказал: «Так круто все прошло в Москве, но, скажи честно, аншлага же не было? Мы готовы часть гонорара вернуть, чтобы все было по справедливости». Эта история необыкновенная: ведь обычно организаторы льнут к артистам, а тут наоборот — сам артист расчувствовался. А еще Флориан приглашал меня в гости — он живет где-то под Дюссельдорфом, но я так до него и не доехал, хоть и объездил всю Германию.

Похожий случай произошел с Ману Чао. Во время первой московской гастроли он так себя вел, что мне это казалось издевательством. Он же левак — звезда социалистических убеждений: он хотел, чтобы я раздавал на концерты бесплатные билеты — особенно бездомным, интервью был готов делать только с бесплатной и социально ориентированной прессой. А в прошлом году я привозил его на фестиваль Anabuk Ильи Островского в Зеленом театре. Хедлайнерами были Ману и канадская группа Billy Talent. Туда пришло мало народа. И Ману Чао, видя наши с Ильей расстроенные лица, согласился дать следующий концерт в Питере бесплатно, но с условием, чтобы мы сделали это выступление праздником для социально незащищенных слоев населения — привели на него людей с физическими недостатками и бездомных. Что и было сделано через различные социальные организации. Это исключительный случай, когда артист, видя финансовые проблемы организаторов, не устраивает истерику, не грозит судом, а входит в положение и устраивает бесплатный концерт. После этого я с Ману Чао встречался на венгерском фестивале Sziget, где познакомил его с писателем Владимиром Сорокиным, и Ману меня успокаивал и заверял, что всегда будет рад еще раз приехать в Россию.

О том, как стал делать грандиозные фестивали

В конце 2000-х в России воспроизвелась ситуация, которую я когда-то наблюдал в Норвегии, Канаде, Бельгии или Гонконге. Государство — в лице мэра Казани, губернатора Пермского края или полпреда президента на Северном Кавказе — стало приглашать меня делать масштабные музыкальные проекты. Началось все с того, что Андрей Макаревич и Сергей Миров меня позвали в Казань, где мы в 2008-м сделали фантастический фестиваль «Сотворение мира». А до этого мы сделали очень успешный концерт Земфиры в «Олимпийском» — на 20 000 человек. В «Олимпийский» мы привезли команду звукоинженеров из Голландии, которые сделали феноменальный звук. Земфира пела 3 часа 43 минуты, не могла остановиться — такое наслаждение доставлял ей этот звуковой рай. Это же оборудование и эту же голландскую команду мы затем повезли в Казань.

Первое «Сотворение мира» я считаю самым лучшим фестивалем из тех, что я делал. Там я показал все, на что способен, — привез всех своих любимейших музыкантов. А когда музыкантов так любишь, знакомишь между собой и устраиваешь неожиданные альянсы, всегда получается что-то исключительное. Для «Сотворения мира» — 2008 я упросил Future Sound of London сделать концертный состав, который они назвали Amorphous Androgynous. В Казани воссоединились разные составы King Crimson. Еще был жив Кейт Эмерсон, который дал прекрасный концерт. Тони Левин выступил с группой Патти Смит, о чем та давно мечтала. А Земфира, как выяснилось, всегда хотела спеть с Патти Смит, и это тоже получилось. Это был триумф.

Всякий раз, когда начиналась работа по составлению программы большого фестиваля, желание сделать очень круто полностью перекрывало желание заработать. Я начинал совершать сумасшедшие поступки с точки зрения коммерсанта. На «Сотворении мира» можно было обойтись 15—20 коллективами, а я привозил 35. Я давал некоторым командам по пять-семь минут выступлений — и это оказывалось оправданным. Грандиозные фестивали, сделанные при государственной поддержке, меня в каком-то смысле избаловали — я понял, какого уровня проекты можно делать и как масштаб происходящего и техническое совершенство могут выводить музыкантов на новый уровень, создавать новое качество. «Сплин» на «Сотворении мира» звучал как минимум как Pink Floyd — я раньше такого не мог себе и представить.

Фестиваль «Движение» в Перми, 2010 г.Фестиваль «Движение» в Перми, 2010 г.© из архива Александра Чепарухина

После «Сотворения мира» мы делали фестиваль «Движение» в Перми. Масштабы там были поскромнее, но там была волшебно красивая площадка на природе — в Хохловке, на большом холме с величественным видом на Камское море. Музыканты приезжали туда феноменальные. Атмосфера фестивалей в Хохловке была невероятная — этакий мини-Вудсток на зеленых пермских просторах и в окружении исторической деревянной архитектуры. И весь пермский период был просто невероятным — даже не верится.

Легендарные звезды прог-рока — группы King Crimson и UK объединялись в немыслимые составы на сцене Пермской филармонии. Гитарист Майкла Джексона, басисты Питера Гэбриела и Rolling Stones, короли рока, электроники и блюза, фольклорные музыканты со всех континентов чувствовали себя в Перми и Хохловке как в раю, наслаждаясь совместным музицированием и ликованием пермской публики. Майкл Найман специально писал для нас оперу — по заказу Пермской филармонии. Зрители плакали на лучшем в мире фестивале украинской культуры «ГогольFest» с гениальными спектаклями киевского театра «Дах». Плакали зрители и на первом в истории человечества музыкальном альянсе Земля — космос, когда Jethro Tull в день 50-летия полета Гагарина играли вместе с Татьяной Гринденко и Opus Posth на пермской сцене, а из космоса (спасибо Роскосмосу!) их поздравлял плавающий в невесомости интернациональный экипаж российской орбитальной станции, а потом американская астронавт-флейтистка играла Баха вместе с британскими и русскими музыкантами. Она — в космосе, они — на сцене в Перми.

Параллельно с этим я делал программы на фестивале «Саянское кольцо» в Шушенском и в 2013 году — WOMAD Russia в Пятигорске.

О том, как будет праздновать 60-летие

Я вряд ли возобновлю обычную коммерческую промоутерскую деятельность. Понижать планку я не хочу — после того как нам удалось подарить нескольким регионам России целый ряд уникальных по программе и по качеству событий мирового уровня. Сейчас я делаю в основном культурные проекты за рубежом и даже не очень знаю, что происходит в России. Но, поскольку мне исполняется 60 лет и я соскучился по родной стране, мне захотелось преподнести подарок себе и людям, помнящим меня и концерты, которые я организовывал. Поэтому я решил сделать небольшой фестиваль «Че Fest» в Москве, Екатеринбурге и Перми. На фестиваль приезжают мои самые близкие друзья из числа любимых музыкантов: три группы из Сербии, Шотландии, Германии, Англии и Бельгии. Это вышедшие из краут-рока немцы, родоначальники жанра world beat, — Dissidenten; беззаботные шотландцы Mystery Juice — их я впервые привез в 1997-м, и они с тех пор дали сотни концертов в России, доехав аж до Якутска; и серб Борис Ковач — на мой взгляд, один из интереснейших современных композиторов, который под маской слезливой балканской песни и кабацкого угара скрывает вещи невероятной глубины. Такой Филип Гласс и Петр Мамонов в одном лице — удивительное сочетание. Я очень благодарен Екатеринбургу и Ельцин-центру, без поддержки которых этот фестиваль не смог бы состояться.

Записал Денис Бояринов

  • 15 февраля — «Че Fest» в Екатеринбурге. В программе: Dissidenten (Германия — Марокко — Индия — Шри-Ланка), Mystery Juice (Шотландия), Борис Ковач с новым проектом New Ritual Quartet (Сербия) и группа Инны Желанной (Москва)

50% скидка по промокоду «chefest»

  • 17 февраля — «Че Fest» в Перми. В программе: Mystery Juice (Шотландия), The 7/9 Project, «Упалинаушиs», Jetpack Attack, «Ритмофоник»

Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245145
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246693
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413249
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419711
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423783
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429078
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429729