Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20249399Главный секс-символ российского рока Илья Лагутенко — теперь не только «ответственный за романтику» и за песни-«меамуры», которые запускают под кожу дельфинов. Вышедший несколько дней назад альбом «Восток X СевероЗапад» был записан по методу «марш-бросок и мозговой штурм» — впервые в истории группы за 10 дней — и, как нам показалось, содержит немало (невеселых) размышлений лидера «Мумий Тролля» о текущем моменте. Денис Бояринов вступил в переписку с Ильей Лагутенко о том, стоит ли искать подтексты в его песнях, и о том, почему он не ввязывается в политику.
— Бренд «Мумий Тролль» существует с 1983 года, но группа «Мумий Тролль» теперь новая и молодая (хоть и не начинающая). Она обновилась на 60%, но не все еще на это обращают внимание. О вашем земляке, мультиинструменталисте Саше DZA Холенко, мы писали. А вот о гитаристе Артеме Крицине и басисте Павле Вовке — еще нет. Они случайно не из Владивостока? Как вы познакомились?
— Артем из Магадана, его в свое время представил группе бывший гитарист, он начинал играть с нами со времен тура «SOS матросу», будучи ответственным за гитарные эффекты, так как экс-гитарист Юрий Цалер не интересовался гитарными технологиями. Павел из Санкт-Петербурга, и мы познакомились перед тем, как начали готовить тур «Морская. 20». Дело в том, что на альбомах «Морская» и «Икра» — как, впрочем, и на большинстве остальных — партии баса играли сессионные британские музыканты, и все эти годы у нас были проблемы в реализации концертных партий, чтоб они звучали в унисон с идеей оригинала. У Павла оказалось достаточно знаний, опыта и энтузиазма, чтобы преодолеть эту проблему.
— «Восток X СевероЗапад» — это не только название альбома, это курс. Каким курсом теперь идет новый «Мумий Тролль»?
— Это еще и география участников группы (смеется). Это был первый альбом за всю историю группы, который был записан непосредственно участниками концертного состава без предварительного «домашнего задания», а через «марш-бросок и мозговой штурм» — прямо в студии, всего за 10 дней.
— «МТ» всегда со вкусом выбирали места для записи новых альбомов. На этот раз вы сочиняли песни в самолетах, а записывались в Лос-Анджелесе, в частном музее музыкальных инструментов, расположенном в одной из первых калифорнийских телестудий CBS. Как вы там оказались?
— Меня познакомили с хозяином этого места несколько лет назад. Он не только увлеченный коллекционированием музыкальных инструментов человек, но и сам музыкант и композитор. При этом все собранное в этой студии не пылится, а функционирует. Вы бы, наверное, удивились, что «первая студия CBS» снаружи выглядит как заброшенный склад в индустриальном районе Подмосковья. В этом и прелесть многих вещей в Лос-Анджелесе. Все думают, что Голливуд — это сплошь гламур и понты, но на самом деле это не так. Тут очень много решает человеческий фактор — творческое трудолюбие и энтузиазм определенных персонажей.
— На новом альбоме звучит марксофон — неожиданный выбор. Вы его достали из музейной коллекции?
— Да; его можно слышать в песне «Карты». В записи также использовано много не совсем рядовых клавишных инструментов — не только аналоговых синтезаторов, но и разных типов пианино, клавесинов и т.п. Я понимаю, что сейчас все эти звуки можно найти в любой библиотеке на вашем компьютере, но в работе с живыми инструментами есть особый шарм.
— Почему песня «Чайка» не вошла в альбом — отличная же песня? Чем она выбивается из общего ряда?
— Мы ее сочиняли для игры World of Warships и представляли на ежегодной конференции в 2016 году. Поэтому мне показалось не совсем верным представлять ее в рамках нового альбома.
— «Восток X СевероЗапад» вышел в одно время с новым альбомом БГ «Время N». Как вам такое соседство? Какой у вас любимый альбом «Аквариума»?
— Да, я же фанат БГ с первых его альбомов. «Табу» во многом повлиял на мое желание сочинять песни. И остается моим самым близким сердцу альбомом группы. Я с интересом слежу все эти годы за работами «Аквариума». Мне очень близко мировоззрение БГ как автора и как человека.
— Мне показалось, что у альбомов «Восток X СевероЗапад» и «Время N» есть что-то общее. Хотя раньше мысль сравнить «Аквариум» и «Мумий Тролль» и не пришла бы в голову. Но вы теперь не только «ответственный за романтику», как это было раньше. Мне показалось, что в нынешних текстах Ильи Лагутенко, как и у БГ, щедро разбросаны едкие и злые высказывания о нынешних времени и реальности: «свинтили нас в заерзану мать», «восток алеет все дале, а мы-то в вигваме», «как будто не знали, что в этом тумане надо жить не по солнцу». Стоит ли искать подтексты в новых песнях «МТ» — или вы работаете в технике cut-up и все совпадения случайны?
— У меня всегда все на своеобразных подтекстах, но я никого не призываю ничего выискивать. Я просто считаю, что песня не должна быть, по сути, «газетной новостью». Она удачна, когда может быть «над новостями» — мнимыми и настоящими.
— «Мумий Тролль» и вы лично принимали активнейшее участие в самых разнообразных общественных движениях, кампаниях и инициативах — от защиты амурских тигров до фестиваля V-Rox во Владивостоке. Но, насколько помнится, ни разу не были замечены в каких-либо политических акциях. Вас не приглашают или вы отказываете? Вы считаете, что музыканты не должны «лезть в политику»?
— У меня нет специального профессионального интереса к политике, а участвовать в публичных дискуссиях на уровне кухонных дебатов как дилетант, мне кажется, не совсем этично.
Я никогда не видел себя в политической игре. Я слишком доверчивый и честный человек по природе. Хотя я и не считаю, что политика — это удел исключительно «кухарок» или «разведчиков»: там может быть место и «музыканту», и «столяру».
— В какой точке земного шара вы будете 18 марта и пойдете ли голосовать на выборах президента России?
— Посмотрел в план на год. Нас ждет очень длинная дорога на наши первые концерты на континенте Австралия. Думаю, урны по дороге найдутся.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20249399Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202411011Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202417114Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202423401Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202424116Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202426679Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202427399Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202432652Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202432737Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202432011