13 марта 2018Современная музыка
209

«Когда люди позабыли, что музыканты могут доносить до них политические идеи?»

Детройтский новатор Деррик Мэй о рождении техно, о том, как музыка становится политикой, встрече с Kraftwerk и странных временах

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Derrick May

Уроженец Детройта Деррик Мэй носит пафосное прозвище Новатор; вместе с земляками Хуаном Аткинсом (Инициатор) и Кевином Сандерсоном (Двигатель) он составляет «троицу из Бельвилля» и считается одним из трех отцов-основателей техно — подвида электронной танцевальной музыки, который сейчас в особом почете у российской и европейской молодежи. Однако в лобби гостиницы Four Seasons Moscow передо мной предстает не степенный классик, излучающий величие, а жизнелюб и балагур в меховой шапке как у героев советских фильмов 70-х. По дороге в ближайшее кафе мы успеваем обсудить, где он купил такую шапку, клуб «Пропаганда» (в котором Деррик Мэй впервые выступал в конце 90-х и который по старой памяти пришел навестить в этот приезд) и что связывает Сергея Прокофьева и Филипа Гласса. По мнению детройтского техно-инноватора, Прокофьев учил Гласса композиции. Когда я позволил себе в этом усомниться (кажется, Мэй спутал Сергея Сергеевича с Надей Буланже) и предложил проверить это в интернете, американский музыкант, продюсер и диджей вспыхнул, как будто я наступил ему на больную мозоль: «Я где-то читал об этом! В книге! В реальной книге! В энциклопедии! Тому есть свидетельства. Но в библиотеке, а не в интернете. Знаешь, иногда люди не верят, что я, Хуан Аткинс и Кевин Сандерсон — те самые парни, которые придумали техно и создали целый жанр музыки. Они не могут себе вообразить, что это было 30 лет назад — задолго до появления интернета. Мол, техно — это же так современно. Как оно могло появиться до интернета? Мы живем в удивительные времена! С одной стороны, мир становится все более информированным. А с другой стороны, ему становится все меньше интересно прошлое, и некоторые важные детали исчезают. Например, у кого учился Филип Гласс».

Во времена своего появления в Детройте 1980-х техно было музыкой, устремленной в будущее, — вдохновленная машинной музыкой Kraftwerk и книгами Элвина Тоффлера, «троица из Бельвилля» писала футуристические гимны для еще не сложившегося постиндустриального общества. Сейчас Деррик Мэй подчеркивает, что принадлежит какому-то другому времени, но точно не настоящему — «когда не было интернета и мужчины открывали перед дамами дверь, потому что это называлось “вести себя как джентльмен”». Как диджейская пластинка, наш разговор крутился вокруг сюжета о том, как поменялась эпоха.

Сет Деррика Мэя на Boiler Room x Ballantine's True Music в Москве

— Давайте поговорим о тех временах, когда не было интернета. Для большинства россиян словосочетание «трое из Бельвилля», под которым вы иногда выступаете с Хуаном Аткинсом и Кевином Сандерсоном, ассоциируется с французским мультфильмом, а не с музыкой техно.

— Да и для меня тоже! Поэтому я много лет противился этому названию. В то время, когда мы жили в Бельвилле, мы себя так не называли. Недавно Хуан предложил использовать название The Belleville Three для нашего совместного проекта, и я снова был против. Я пытался им объяснить, что так называются мультфильм и, блин, детская книжка. Они, по-моему, до сих пор этого не понимают.

— Каким был Бельвилль, когда вы познакомились?

— Мы с мамой переехали в Бельвилль из Детройта, когда мне было 13. Я прожил там всего четыре года, но именно там мы познакомились с Хуаном и Кевином. Бельвилль был захудалым городком — 30 тысяч жителей, преимущественно расистов. Это был недавно построенный пригород — типовая современная застройка, двухэтажные домики с лужайкой и бассейном. Как в фильме «Pleasantville».

Моя мама перебралась туда, потому что тогда у нее была хорошая работа. Она была секретаршей в компании Ford Motor, в точности как в сериале «Mad Men». Ей выпал шанс пожить хорошо. В Бельвилле было безопасно, хорошие школы. Мило в целом. Но люди, которые там жили, — местные, не приезжие — были недалекие. Вот почему мы все время проводили с Хуаном и Кевином — с 7-го по 11-й класс. Мы были на одной волне. В этот момент наша дружба перешла на другой уровень — и началась музыка.

— Вы не просто слушали музыку и обменивались кассетами, но и обсуждали ее и, по вашим словам, «анализировали». Как это происходило?

— Представь себе: вот мы, 14-летние пацаны, идем в магазин пластинок. Не диджейский — таких еще тогда не было, а обычный — для мам и пап. Там нельзя было послушать альбом, поэтому мы выбирали какой-нибудь диск — и тщательно изучали его обложку и обратную сторону. Пытались себе представить, как звучит эта музыка, по внешнему виду музыканта. Спорили друг с другом. Искали известные нам имена на обратной стороне. Ровно таким образом мы открыли для себя альбомы Parliament, Funkadelic и Kraftwerk. По обложкам!

Мы были альтернативными ребятами. Нас не интересовали альбомы из хит-парадов. Нас интересовали вещи, до которых остальным не было дела, — про будущее, про космос. Нас интересовала музыка с месседжем. В то время можно было считать месседж музыканта по обложке его альбома. Такие пластинки мы и покупали.

Мы были первым поколением хакеров.

— А где вы брали деньги на пластинки?

— У родителей. Папа Хуана поначалу давал ему деньги на пластинки. Мы у него переписывали.

— А потом где вы брали деньги на покупку синтезаторов и ритм-боксов? Они же тогда стоили почти как автомобили. А вы — молодые люди без работы и перспективы в депрессивном Детройте, разорившейся столице американского автопрома.

— Тебе бы детективом быть (смеется). Действительно, а откуда у 19-летних детройтских юнцов без музыкального образования, без места в колледже, без работы и возможностей взялись деньги на оборудование? Причем за пять-десять лет до того, как остальной мир до этого додумался! Знаешь откуда? Я тебе не скажу! А скажу лишь только, что это было очень опасно, а мы были очень молоды и безрассудны, даже глупы. Нам нечего было терять, и поэтому мы ничего не боялись. Однажды об этом, быть может, снимут кино.

— Это безрассудство не было связано с наркотиками?

— Нет, никаких наркотиков. Никто не пострадал — не был убит или покалечен. Это было связано с банками. Ты можешь написать, что мы были первым поколением хакеров. Если бы мы занялись тем же самым сейчас, нам бы светила тюрьма. А в те времена это не считалось преступлением — поскольку этого явления даже не существовало. Не было законов на этот счет. Мы были самыми первыми.

Это было очень опасно, а мы были очень молоды и безрассудны, даже глупы.

— И вы были довольно удачливыми, поскольку, как мне известно, у вас в середине 80-х было две драм-машины Roland TR-909.

— У меня было больше двух. Одну я продал Фрэнки Наклзу в Чикаго (американский продюсер, «крестный отец хаус-музыки». — Ред.). Тут важно подчеркнуть, что детройтские музыканты первыми обзавелись электронными инструментами, стали делать на них музыку, а потом по цепочке передали их в Чикаго. Без этой связи между городами не было бы ни техно, ни хауса, ни вообще танцевальной электроники в том виде, в котором она существует сейчас. Было бы что-то другое.

— Техно появилось как музыка о будущем и для будущего. А как на техно повлияла «старая музыка Детройта» — лейбл Motown?

— Мне кажется, что техно музыкально никак не связано с Motown. Но у них мы взяли идею, что можно стать независимым, запустив собственные рекорд-лейблы. Когда-то мы кричали о том, что Motown не помог нам ничем: «Fuck Motown!» Теперь я понимаю, что Motown научил нас независимости. Хуану первому в голову пришла идея, что нам не нужно признание лейблов, что мы сможем сделать все сами. Хуан был нашим лидером.

— Как вы себе представляли будущее тогда, из Детройта 80-х?

— Мы не думали о будущем. Мы были очень недовольны настоящим и ненавидели прошлое. Нас бесил наш город. Мы хотели перемен. Хотели, чтобы было по-другому. Но мы и не предполагали, что тем самым мы изменим мир. Как такое можно себе вообразить: три черных парня из Детройта изменили мир. Это же невероятно!

Сет Деррика Мэя на Boiler Room x BallantineСет Деррика Мэя на Boiler Room x Ballantine's True Music в Москве© Тима Балдин

— Тогда как у вас это получилось?

— До нас были Kraftwerk. Они делали изумительную музыку — совершенную, инопланетную, недосягаемую. Но Krafwerk не изменили мир — они повлияли на образ мыслей некоторых людей вроде нас с Хуаном и Кевином, на Африку Бамбату и других. А потом пришли мы — и сделали машинную музыку Kraftwerk более человечной. Мы сделали ее не такой идеальной — сыгранной людьми, а не роботами. С ней можно было установить эмоциональную связь. Это и понравилось нашим сверстникам. Мы нашли связь с нашим поколением.

— Кстати, вы встречались с Kraftwerk?

— О да, могу тебе фотку показать — только найду ее в телефоне (погружается в поиск — но безрезультатно. На облачном диске у Деррика Мэя гигабайты фотографий, которые он снимает не на смартфон, строго на камеру. — Ред.). Мы встречались дважды. Первый раз — в Детройте где-то 16 лет назад. К тому моменту они почти прекратили деятельность — долго не выступали и ничего не выпускали. Но тот концерт был потрясающий — супераншлаг. После концерта они поехали посмотреть наши студии. И Ральф Хюттер сказал нам с Хуаном: «Спасибо». Сам! Мы ведь во всех интервью ссылались на Kraftwerk. Мы заново открыли их для молодых.

— Однажды вы сказали, что ваша музыка — политическая.

— Она стала политической. Музыка становится политикой, когда она становится признаком перемен. Перемены пугают истеблишмент — они пугают тех, у кого большие деньги, потому что они боятся эти деньги потерять.

Мы были очень недовольны настоящим и ненавидели прошлое.

— Можно ли сказать, что, когда вы стали делать техно, это была музыка протеста?

— Мы были слишком молоды для протеста. На нас тогда большое впечатление произвела книга Элвина Тоффлера «Третья волна» — нас увлекли идеи футуризма. Но нам и в голову не приходило, что мы делаем музыку для будущего. Мы просто не хотели быть частью того, что тогда происходило. Мы не смотрели телевизор — у меня его вообще не было. Я бы не назвал нашу музыку политической или протестной. Она была антисоциальной. Нам казалось, что все живут в прошлом. А мы так не хотели.

— Что вы думаете о современном состоянии техно? Встречаете ли вы техно с антисоциальным месседжем?

— Музыка стала пустой. Чаще всего у нее нет никакого месседжа. Это огромная проблема. Очень много великолепной музыки, но музыки с интересным месседжем почти нет. И самое удивительное, что не только музыки. Стоит мне в Фейсбуке написать что-то на политические темы — о Трампе или войне в Сирии, — возникают комментаторы, которые пишут: «Ты — музыкант. Тебе не стоит лезть в политику». Да это же чепуха! Вспомните конец 60-х — Боб Дилан, Джими Хендрикс, группа War, Гил Скотт-Херон и т.д. Это же все политическая музыка, а не просто рок-н-ролл. Когда люди позабыли, что музыканты могут доносить до них политические идеи? А Боб Марли, Фела Кути — это все были серьезные парни! Поэтому власти так и боятся музыкантов. А сейчас люди жалуются на то, что музыканты пытаются «лезть в политику». Откуда эти жалобщики вообще взялись?

Увы, больше никто не пишет таких вещей, как «Alleys of Your Mind» — один из первых треков Cybotron (проект Хуана Аткинса. — Ред.). Я же говорю, что мы живем в очень странное время.

— Недавно я был в Тбилиси, где познакомился с молодыми активистами, которые занимаются декриминализацией наркотиков и борьбой за права ЛГБТ. Для них техно и вообще танцевальная электроника являются, по сути, символом борьбы, опознавательным кодом «свой-чужой», а главный тбилисский клуб Bassiani — местом встречи, чуть ли не оргштабом. Как вы говорите, в Тбилиси техно стало политикой.

— Я играл в этом клубе, когда выступал в Тбилиси. Играл шесть часов — это было изумительно, там была невероятная публика, очень голодная до музыки. Нет ничего лучше, чем выступать для такой аудитории.

— Над чем вы сейчас работаете в своей детройтской студии?

— Над музыкой новых артистов, которые издаются на моем лейбле, — например, Хироси Ватанабэ (Hiroshi Watanabe) и других. Всю энергию сейчас я отдаю Transmat Records. Искать артистов, продюсировать их, выпускать классные новые пластинки — это все требует больших усилий.

— Вы держите независимый лейбл больше 30 лет. Как изменился ваш бизнес?

— Когда-то на меня работало больше 20 человек. Мы оплачивали рекламу релизов, маркетинг и все такое прочее, но продажа пластинок никогда не была самоцелью. Если мне нравился трек, мы могли напечатать пластинку за две недели — и не думать о том, как она продастся.

Сейчас все по-другому. Я работаю один. Денег в бизнесе нет. Магазины пластинок исчезают. Радиостанции потеряли свою силу. Люди не слушают музыку и вообще пришли к убеждению, что музыка должны быть бесплатной. Они забыли, что кто-то за нее все-таки платит из своего кармана — и сейчас это преимущественно музыканты и рекорд-лейблы.

Сейчас все оценивают артиста по количеству подписчиков в Фейсбуке и Инстаграме. Но кому там нужны настоящие музыканты или настоящие фотографы? Кому нужно тратить годы на обучение? Кому нужны яркие творческие идеи и сильный месседж? Это ничто! В интернете прикольнее быть смешным фейком — чтобы все знали, что ты — крутой фейк. О дивный новый мир!

Но на эту ситуацию нельзя злиться — это означает лишь попусту тратить время. Надо продолжать двигаться вперед и искать новые пути.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241595
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249591
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416237
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420478
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425730
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427075