5 апреля 2018Современная музыка
589

«СБПЧ»: «Мы не такие смелые парни, чтобы цитировать Дмитрия Маликова»

Участники петербургской группы — о новом альбоме «Мы не спали, мы снились» и о формуле хита

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© СБПЧ

10 лет назад петербургская группа «Самое Большое Простое Число» заклинала своих слушателей: «Пожалуйста, не танцуйте». Теперь они выпустили восьмой альбом «Мы не спали, мы снились» с песнями, записанными, чтобы люди танцевали (впрочем, эта пластинка не только про веселье — там есть о чем задуматься). Продюсером альбома выступил участник электронного дуэта Simple Symmetry и известный московский диджей Саша Липский. По этому поводу Денис Бояринов созвонился с Кириллом Ивановым, Ильей Барамией и Сашей Липским и случайно выведал формулу хита.

Илья Барамия (Саше Липскому): А что за синт у тебя там сверху?

Саша Липский: Это я для скайп-конференции у друзей одолжил! Это Moog Little Phatty.

Илья: А-а-а, вот он какой! (Смеются.)

— Первый вопрос — самый банальный. Как вы познакомились?

Кирилл Иванов: Саш, как мы познакомились?

Саша: Я помню несколько ситуаций, не уверен, что ты хочешь о них рассказывать.

Кирилл: Один из важных моментов был такой: мы были очень пьяные с Сашей в Simachev Bar. Спасали друг друга в тяжелой жизненной ситуации — пытались вытащить друг друга из «Симача».

— Записать вместе альбом решили тоже в «Симачеве»? Ну хоть на трезвую голову.

Кирилл: Мы дружили с Сашей, общались. Simple Symmetry (дуэт братьев Липских. — Ред.) сделали для нас один классный ремикс. Это стало первой попыткой что-то сделать вместе.

Саша: У нас была идея сделать сказку.

Кирилл: Не рассказывай — мы еще ее сделаем (смеется). У нас появилась идея осуществить вместе один проект, но мы поняли, что для него надо накопить сил. И мы решили начать с альбома. Но подошли к нему с осторожностью, потому что когда дружишь, то боязно, что придешь в студию и все пойдет не так: что работать вместе не получится и что вы хотите разного. Каково же было наше облегчение, когда выяснилось, что у нас — все наоборот.

— Кто формулировал задачу в вашем триумвирате?

Кирилл: Мы задачу про каждую песню в отдельности формулировали. А в целом у нас была какая-то задача, Саш?

Саша: Слава богу, ее не было. Мы придерживались концепции органичного времяпрепровождения. Следили за развитием событий, но не просчитывали, в каком стиле надо было работать или какие инструменты использовать.

Илья: У нас было 20 заготовок. Пришел Саша — 10 из них выкинул, и мы дальше продолжили работу.

Кирилл: Получилось 12 песен — вот такая арифметика.

Саша: Я не помню, чтобы я что-то выкидывал. У нас было голосование — и мы остановились на тех вариантах, которые набрали больше голосов. Они и стали песнями.

© СБПЧ

Кирилл: Знаете, раньше были сухие китайские полотенца — такое маленькое яйцо, которое набирало воды и постепенно увеличивалось в размерах. Так же появлялись песни с этого альбома — они постепенно росли из наших разговоров и совместных джемов. Заготовки обрастали текстом, хуками. Что-то мы делали по отдельности — что Саша у себя придумывал, но в основном альбом рождался на совместных сейшенах в студии.

— Я помню времена, когда «СБПЧ» пели: «Пожалуйста, не танцуйте». Сейчас вы поете: «Эти песни для того, чтобы вы танцевали». С возрастом с людьми обычно происходит другая перемена — им хочется меньше движения. Что с вами не то?

Кирилл: Мы просто продали идеалы своей юности (смеется). Мы много играем концертов, нам хочется, чтобы на них люди танцевали. За последний год…

Саша: Мы сами стали лучше танцевать (смеются).

Кирилл: Я не знаю, как еще за это оправдаться. Просто могу сказать — простите (смеется).

«СБПЧ» — это группа про надежду.

— Есть мнение, что это профессиональная деформация. Ты, Кирилл, — известный клубовладелец, вы все — еще и диджеи.

Кирилл: Да, Барамия только на стадионах выступает. Конечно, мой опыт диджейской игры, в том числе в «Танцплощадке», на это сильно влияет. Но я его считаю исключительно положительным. Мы хотели, чтобы из нашей музыки не пропадал грув и чтобы песни качали. При сведении на это, кстати, довольно много времени ушло.

— Скажите честно, вы хотели записать хит?

Кирилл (смеется): Мне трудно отвечать на такие вопросы. Это все равно что тебя спрашивают: «Ты хороший парень?» Ты долго не раздумывай и глубоко не копай, просто скажи — да или нет.

— Какая песня на этом альбоме, как вам кажется, больше походит на хит? Для каждого. Начнем с Ильи — он что-то молчалив сегодня.

Илья: Нужна песня, которая нравится мне, или та, которая, как мне кажется, станет хитом?

— Давай сравним песню из твоего личного хит-парада с твоими представлениями о массовом вкусе.

Илья: Мне очень нравится песня «Сам». Станет ли она хитом — не думаю. А что там «Медуза» назвала хитом? «Провал»? Ну не знаю — надо посмотреть.

Саша: «Провал» — это пародия на хит. Мы так ее записывали. Интересно, что Илья назвал песню «Сам», потому что у меня с ней произошла целая эволюция взаимоотношений. Это была песня, которая мне меньше всего нравилась из 12, что вошли в альбом. Я до последнего махал руками и пытался применять НЛП, чтобы от нее избавиться. А потом вдруг ее очень полюбил. Так что, возможно, это хит. Кажется, всем из опрошенных она пришлась по вкусу.

Кирилл: От песни «У нас есть все» есть ощущение гимна. Когда в нее сочинился хук, я про нее стал думать как про хит. Мне очень нравится песня «1999», но не думаю, что это хит даже близко. У нее очень необычная и минималистичная форма. При этом в ней есть грув и запоминающийся припев.

Саша: В ней очень много личного. Мы записывали для нее много версий вокала, но остановились на самой первой демо-версии, которая с точки зрения профессионального звукорежиссера является большой ошибкой. Там слышно дыхание — а это считается браком.

Можно детский хит-парад составить.

Илья: Наш звукорежиссер на сведении его вырезал. А мы такие: «Да ты что, Рома. Верни обратно!» А мой сын Тимур больше всего любит «Молодость», он может слушать ее кругами и очень просит удлинить последний пропев «Тут и там мы бьем в тамтам». Он ему очень нравится.

Саша: Вообще можно детский хит-парад составить — там прослеживаются определенные закономерности. Нашим детям нравятся «У нас есть все», «Провал», «Молодость», «Телефон».

— Кажется, детям нравятся все песни, где поют дети. Откуда, кстати, взялся детский хор?

Кирилл: Это хор телевидения и радио Санкт-Петербурга. Илья может рассказать — он ходил на запись хора.

Илья: Мы придумали, в каких песнях его надо использовать. Договорились с хором — они отозвались, хотя были очень увлечены записью с Бутусовым и концертами с ним. Потом послушали наше демо, и им понравилось. Мы им послали вокальные строчки с нотами. Они разложили их по голосам, отрепетировали. Договорились записываться на студии «Лендок». В хоре 40 человек. Пока на всех наденут наушники — это уже полчаса. 9 часов вечера. Они только что после репетиции «Пиковой дамы». Первый дубль — бракованный. А второй и третий уже получились нормальные. Ну что, говорят звукоинженеры, записали — по домам? А дети — несмотря на то что уже поздно — кричат: «Еще давайте дубль!» Им очень нравились песни — они притоптывали и танцевали.

© СБПЧ

— Внимание: провокационный вопрос. Песня «Провал», как вы сказали, — это пародия на хит. Поэтому вы позаимствовали для ее вступления кусок из песни Дмитрия Маликова «До завтра»?

Кирилл: Мы про то, что «Провал» похож на песню Дмитрия Маликова, узнали из комментариев на SoundCloud. До этого мы ее не слышали.

— Ты не слышал «До завтра»? Да ладно! Это первый хит Маликова — 1988 год, кажется.

Илья: Я до сих пор не понимаю, что за песня имеется в виду.

Саша (напевает): «До завтра, прощальных слов не говори». Дело в том, что ход до мажор — ля минор можно встретить в миллионе музыкальных произведений. Наверное, люди сравнивают это с тем, что ближе всего к ним в их музыкальном бэкграунде и ассоциативном ряду. Пускай будет Маликов.

Куплет из Маликова, припев из Синди Лопер — вот вам и формула хита.

— То есть это не постмодернистский ход.

Саша: Цитирования точно не было в наших планах. Мы не такие смелые парни, чтобы цитировать Маликова. Это next level shit. Просто это элементарное разрешение двух аккордов. Люди делают это в музыкальной школе на уроках сольфеджио.

Кирилл: А мы — на восьмом альбоме! (Смеются.)

Саша: А один наш друг заметил, что припев в «Провале» очень похож на «Girls Just Wanna Have Some Fun». Куплет из Маликова, припев из Синди Лопер — вот вам и формула хита (смеются).

— Кстати, песня «Молодость простит» напоминает «Salmon Dance» Chemical Brothers.

Саша: О, кстати, мне тоже напоминает! Это офигенная песня. Здорово, что такие ассоциации возникают.

— С этим альбомом стало понятно, что певица Женя Борзых окончательно влилась в «СБПЧ».

Кирилл: Да, она — часть группы. Она выступает с нами на каждом концерте. Поэтому она не указана на этом альбоме как featuring. Она писала с нами эти песни. Нас теперь пятеро — и кукловод Липский.

— А Томас Мраз как появился на альбоме?

Кирилл: Мы были с концертом в Уфе летом. А после концерта мы познакомились с Томасом. У него, на самом деле, редкое имя — Алмас. С нами еще был Рома Mujuice. Потом мы гуляли всю ночь — Алмас нам показывал свою Уфу и все время пел свои песни. Я их знал до этого — и одна мне очень нравилась. Она называется «Маневрировать». А потом у меня возникла идея, что он должен появиться именно в этой песне («Друг». — Ред.). Были готовы идея песни и текст. Мы просто попросили его спеть. Он к этому времени переехал в Питер. Пришел — и спел.

— Что мне больше всего нравится в новом альбоме «СБПЧ» — там есть оптимистичные и жизнеутверждающие песни. Это не так просто в России — написать жизнеутверждающую песню.

Кирилл: Мне кажется, у нас нет песен, которые тебе не оставляют выхода. Какими бы мрачными и беспросветными они сперва ни казались. В конце концов, «СБПЧ» — это группа про надежду.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241565
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249580
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416228
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420471
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425721
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427067