Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024523427 апреля в московском клубе RED состоится презентация нового альбома Tequilajazzz «НЕБЫЛО» — первого «киберакустического» в долгой истории знаменитых питерских альтернативщиков и самого умиротворенного за всю их славную карьеру. Денис Бояринов списался с лидером группы Евгением Федоровым, чтобы узнать, откуда взялись покой и нега.
— Альбом «НЕБЫЛО» называют «первым акустическим» и «тишайшим». Но это же не совсем так — там бас и барабаны качают, и звучность ого-го какая. Наверное, стоило бы придумать к нему какое-то иное определение. Вот есть такое странное слово «киберакустический» — кто его придумал? Как бы вы описали звук «НЕБЫЛО»?
— Слово «киберакустика» мы позаимствовали у группы «Психея» — у них была программа наподобие, с частичной компьютерной аранжировкой, но все же и с акустическими гитарами.
У нас тоже звучит все акустическое, и гитары, и басы, без жужжалок, перегрузов и прочих примет стиля «рок». Барабаны качают, да, но не так, как в электрической программе, конечно. Плюс всякие этнические инструменты — ну и я не отказал себе в удовольствии использовать все мои даже самые странные синтезаторы. Вот и набрали звуковую гамму.
— По какому принципу выбирали песни для новых интерпретаций? И есть ли там какой-то принцип? Это песни Tequilajazzz, которые, на ваш взгляд, недооценены? Или ваше отношение к ним со временем поменялось?
— Мы просто развлекались во время репетиций — или, скорее, после и до. Пробовали играть эти песни в не самых привычных аранжировках. В силу гармонических и мелодических свойств в «НЕБЫЛО» попало больше песен с последних двух альбомов — там просто было что сказать еще. Многое мы с сожалением оставили за бортом.
— Почему в «НЕБЫЛО» не вошли песни с ранних альбомов Tequilajazzz (не считая «Бай-бай-бай»)? Они вам не близки сейчас? Им не идут эти «спокойные», отстраненные аранжировки?
— Там, безусловно, есть определенное «сопротивление материала», хотя мы и с ними развлекались — некоторые планируем играть на концертах: в переделанном виде они больше смахивают на мегаироничную самопародию, чем на ремейк, поэтому им место на живых и отвязных концертах где-нибудь в финале, для смеха.
— Песню «Кроме звезд» вы уже записывали в «тихой» версии, фортепианно-психоделической, — на альбоме «150 миллиардов шагов». Это ваша любимая песня из репертуара Tequilajazzz?
— Она просто очень подошла сюда, ну и мы переделали ее все же. Барабаны добавили как минимум.
— Вы же показывали БГ новую версию «Лебединой стали» — что он вам ответил? Как вам понравился его последний альбом?
— Показывали — он одобрил и благословил. Последний альбом его прекрасен. Я очень хочу вот так же взять наконец уже и озвереть. Это следующий этап.
— Создается ощущение, что «НЕБЫЛО» — альбом чисто музыкантский. За ним стоит желание получить удовольствие от игры на инструментах, от студийных экспериментов. Это так?
— Мы даже причесали или выбросили большое количество экспериментов, чтобы уж всех-то «немузыкантов» не пугать. В немалой степени экспериментом была уже сама попытка поиграть что-то почти фолковое. Мы изрядно расширили гамму наших умений, именно работая над этим альбомом. Уверен, что это пригодится. Гармонически и динамически мы точно окрепли.
— Умиротворенное настроение альбома «НЕБЫЛО», покой и нега, этакое парение в стратосфере — это адекватное отражение вашего нынешнего психологического состояния или, напротив, сеанс аутотренинга, чтобы в этом состоянии оказаться?
— Все самые радостные наши песни (со всеми группами) записываются или сочиняются примерно из положения «на дне». Правда, придумывалось все это в противоположной точке. Но период записи был очень непростой. На каком-нибудь третьем уровне это, может быть, прочитается. Мы, конечно, совсем не такие успокоенные, позитивные и буржуазные.
— Единственная новая песня на альбоме «Небесная печь» стоит последней — как эпилог или постскриптум. Но ведь новые песни у Tequilajazzz пишутся, их больше — почему вы их не записываете? Когда придет их время?
— Ну вот скоро и придет. Мы решили сначала записать этот альбом — как часть программы, которую мы играем время от времени в последние два года и, очевидно, скоро перестанем. Так что пусть хоть это от нее останется.
— Что сейчас происходит с другими вашими проектами — Zorge и Optimystica Orchestra?
— Zorge в замороженном состоянии, оно началось не так давно, прямо в тот момент, когда мы с барабанщиком практически досочинили новый альбом. В мае мы к нему возвращаемся. Что касается Optimystica, мы довольно часто выступаем, и я чувствую острую необходимость записать что-нибудь свежее — очень надеюсь, что на предстоящем путешествии на «Крузенштерне» у меня будет время, чтобы уединяться в каюте и фиксировать впечатления под гитару
— Что занимает вас сейчас помимо музыки? Судя по Фейсбуку, вы увлеклись хождением на кораблях. Расскажите — куда, как и зачем поплывете?
— Лучше гор, конечно, нет ничего, разве что океан. Получил приглашение от ребят, которые занимаются походами на парусниках, и вот идем в небольшой поход из Гданьска в Гамбург — прямо на следующий день после презентации «НЕБЫЛО». И похоже, что она продолжится на «Крузенштерне».
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245234Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246842Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413322Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419779Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420496Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423097Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423849Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429054Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429148Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429817