Эмилиана Торрини: «У меня будет повод надеть футболку с флагом Исландии»

Исландская инди-дива о том, как она стала петь под флапамбу, и о том, как сочинить хит для Кайли Миноуг

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Emiliana Torrini

15 июня в пространстве «Хлебозавод» в Москве состоится очередной концерт фестиваля новой музыки SOUND UP, на котором выступит исландская певица Эмилиана Торрини в сопровождении необычного бельгийского оркестра The Colorist Orchestra, использующего наравне с фортепиано и струнной секцией бас-гитару, синтезаторы, стеклянные чаши и флапамбу. Вы могли слышать невесомый голос Эмилианы Торрини на радиоволнах и в интернете — ее сердечный хит «Jungle Drum» стал саундтреком для вирусного видео, которое рекламировало поездки в Исландию, но это совершенно нетипичная для нее песня. Со времен дебюта в 1999-м певица записывает ажурные альбомы, где ищет баланс в соединении полнокровного человеческого голоса с отстраненным электронным звуком. Совместный проект Эмилианы Торрини с The Colorist Orchestra — это еще один эксперимент: воздушный коктейль из американского минимализма, исландского инди-фолка и кубинского мамбо. Денис Бояринов обсудил с главной героиней этого эксперимента обстоятельства его появления, духи и футбол.

— Перед тем как начать сотрудничество с The Colorist Orchestra, вы играли с цыганским ансамблем. Как это произошло?

— До этого я гастролировала по миру около трех лет и очень устала. Попросту выдохлась и потеряла интерес к музыке. Мне нужно было что-то, что снова зажжет во мне искру. В этот момент я получила предложение из Берлина от человека, который хотел переаранжировать мои песни для струнного квартета. Я согласилась — дала ему полный карт-бланш на переделки, и мы договорились, что я приеду их спеть с квартетом. Когда я приехала в Берлин, то никакого струнного квартета не было. Вместо него был ансамбль экспериментального джаза (смеется). Но я все равно выступила, и мы дали очень хороший концерт. Такой джем в духе Элис Колтрейн. Потом был еще один концерт — абсолютно не похожий на первый. После этого я дала себе обещание, что буду соглашаться петь свои песни с каждым, кто предложит.

Следующим мне позвонил Фернандо из Кордовы — я поехала в Испанию, жила пять дней в его доме, и мы круглый день играли музыку с цыганами. Это было невероятно. Я многому у них научилась, потому что цыгане извергаются музыкой и требуют от тебя того же. Потом я поехала петь в Канаду и так проездила по миру около трех лет. Правило было одно: если мне позвонят и предложат переделать мои песни, они могут делать что угодно, в каком угодно стиле — я приеду и спою.

— Вы все еще следуете этому правилу: вам можно позвонить и предложить проект?

— У нас сложилось настолько тесное сотрудничество с The Colorist Orchestra, что свободного времени почти не остается. Теперь мы пишем вместе новые песни. Я надеюсь, что из них получится пластинка. Наш совместный проект развивается дальше.

— Как вы познакомились с The Colorist Orchestra?

— Аарих и Кобе (Аарих Йесперс и Кобе Пройсманс — основатели оркестра. — Ред.) позвонили и предложили сделать свои версии моих песен. Я сказала — конечно. Потом они прислали мне демо-версии инструментовок, чтобы я послушала. Но я даже не послушала — поехала к ним так. Это было ошибкой, потому что они полностью все переделали. Я была совершенно неподготовлена, и мне пришлось учиться заново петь собственные песни.

Они были поражены: «Что?! Эта девушка, которая поет “Jungle Drum”?!»

Но у нас установилось полное взаимопонимание. Аарих и Кобе — удивительные люди. Аарих вырос в магазине игрушек, которым владела его семья. Он сам делает необычные музыкальные инструменты и игрушки. Он — непоседа с прекрасным чувством юмора. Кобе — сын фермера, который до безумия увлечен перкуссией, барабанами, ритмом, движением и танцами. Он долгое время жил на Кубе и изучил все, на чем там играют местные жители. Они — в чем-то противоположности по характерам, но оба — совершенно волшебные люди, которые создали этот оркестр.

— Почему они выбрали вас?

— О, это забавная история. Аарих и Кобе поначалу не представляли, что за музыку я делаю. У нас есть общий знакомый, работающий в одном бельгийском клубе. Они показали ему список артистов, с которыми хотели бы поработать, и он заметил: «Почему Эмилиана Торрини не первая в этом списке?» Они были поражены: «Что?! Эта девушка, которая поет “Jungle Drum”?!» (смеется). Аарих и Кобе не выглядели заинтересованными в нашем сотрудничестве. Знакомый убедил их в том, что они должны внимательнее послушать мои альбомы. Они послушали — и, к моему счастью, полюбили мои песни.

— А как вы лично относитесь к песне «Jungle Drum» — это же ваш главный хит?

— Она совсем не походит на мои остальные песни. Это как внезапный сбой изображения на экране — очень удачный и красивый, но дефект картинки. Люди, которые представляют мою музыку только по «Jungle Drum», могут быть разочарованы тем, что на самом деле она серьезнее и глубже. Эта песня добавила мне известности, но у этой известности есть и негативный эффект.

— Петь с The Colorist Orchestra сложнее, чем с цыганами?

— Главное в совместных проектах — это связь, которая устанавливается между музыкантами: музыкальная, эмоциональная, дружеская. С The Colorist Orchestra мы совпали удивительно. Я думаю, что этого бы не случилось, если бы не весь предыдущий опыт работы с музыкантами из разных культур на протяжении трех лет. На самом деле это экстремальный опыт: я приезжала в неизвестную среду и с разбегу ныряла в бассейн.

— Вы делали до этого электронную музыку. Для вас не было трудно перейти в мир пусть необычного, но оркестра — с партитурами, репетициями и т.д.?

— Это произошло совершенно естественно. У меня же есть музыкальное образование. Я пела в церковном хоре. Я читаю ноты — кстати, все, что мы исполняем с The Colorist Orchestra, нотировано до отдельного щелчка. Но что мне очень нравится в The Colorist Orchestra — он состоит из очень образованных музыкантов (например, струнная группа) и тех, кто не учился музыке профессионально, — самоучек и интуитов. Мне кажется, такое сочетание добавляет музыке что-то очень важное.

— Какой ваш любимый из необычных инструментов, используемых The Colorist Orchestra?

— Флапамба — это такая самодельная маримба. У нее очень приятный деревянный звук. Невозможно себе представить, что она сделана из каркаса для матраса.

Но The Colorist Orchestra используют не только акустические инструменты, но и электронные — мне очень нравится, как они работают с электронным звуком, вплетая его в оркестровое звучание: очень деликатно, органично.

— Какими проектами вы сейчас заняты кроме сотрудничества с The Colorist Orchestra?

— Честно сказать, немногими. Я недавно родила второго ребенка, поэтому я уделяю много времени семье и работаю из дома, не отлучаясь далеко и надолго. У меня есть несколько телевизионных проектов, но о них пока рано говорить.

— Вы были соавтором песни для Кайли Миноуг «Slow». Вы могли бы вернуться в эту профессию?

— Возможно. В последние годы я была сфокусирована на собственном творчестве. К тому же ситуация в этой профессии поменялась. Раньше тебе звонили и предлагали написать песню для артиста. Сейчас авторы выкладывают свои песни в какую-то единую онлайн-базу, а там их уже выбирают под себя артисты и продюсеры. Вот туда мне совсем не хочется.

У меня время от времени возникает настроение сделать песню для вечеринок и танцев. Когда-нибудь придет и снова. Но, скорее всего, я запишу такую песню сама (смеется).

Устройте в студии вечеринку — и вы напишете хит для вечеринок.

— Вы точно знаете, как сочинить поп-хит. Есть ли в этой науке какие-то правила?

— Хм-м-м. Мелодия — это всё. Мое правило таково: чем больше веселья и радости в студии во время сочинения и записи — тем больше их на пленке. Очень важно создать правильную атмосферу в студии — поставить правильное освещение, собрать лучших друзей. Устройте в студии вечеринку — и вы напишете хит для вечеринок (смеется).

«Jungle Drum» вы так и сочинили — устроили вечеринку в студии?

— Даже не в студии, а у меня дома — в исландской квартире. Да, мы тусовались с моими лучшими друзьями — светило солнце, было прекрасное настроение. Мы дурачились, смеялись, играли музыку. Я тогда была безумно влюблена — мы только познакомились с моим мужем, отцом моих детей. Вот вам и рецепт хита: влюбитесь, устройте вечеринку и начните танцевать (смеется).

— Что еще вас увлекает кроме музыки?

— Моя семья — муж и дети. Старшему семь лет, младшему год. Мне очень нравится проводить время с ними. Мне так повезло! Когда мне приходится уезжать из дома — больше всего летом, я ведь, как рыбак, ухожу летом в море, — я схожу с ума от разлуки с ними. Семья — это мое увлечение номер один. А еще я люблю духи.

Прежде чем я поцелую человека, я должна его понюхать.

— Какие ваши любимые?

— Мой старший сын иногда делает для меня духи — у него замечательное чувство запахов. Духи, которыми я пользуюсь чаще всего — каждый день на протяжении многих лет, — это Molecule. Мне кажется, они созданы для меня. Да, запахи очень важны для меня. Прежде чем я поцелую человека, я должна его понюхать (смеется).

— А футбол вас интересует? Я спрашиваю потому, что ваш московский концерт пройдет за день до дебюта сборной Исландии на чемпионате мира в России.

— О, я прекрасно это помню. У меня нет менеджера, и единственные сольные концерты, которые я забукировала себе на лето, состоятся в Штутгарте — 16 и 17 июня. Так что я-то как раз этот дебют и не увижу. Каждый раз, когда я думаю об этом, мне хочется плакать. Вот правда — прямо руки опускаются. Но я утешаю себя тем, что хотя бы побываю в Москве, когда начнется чемпионат, и почувствую его атмосферу. И у меня будет повод надеть футболку с флагом Исландии (смеется).

Купить билеты на концерт Эмилианы Торрини и The Colorist Orchestra


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241459
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249491
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416188
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420434
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425685
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427033