17 октября 2018Современная музыка
161

«Чем больше связей с Россией, тем лучше»

Арт-директор знаменитого лондонского концертного зала Roundhouse Маркус Дэйви — о том, как сделать из исторической руины модную площадку и творческий центр для неблагополучной молодежи

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Антон Доников / Музей современного искусства «Гараж»

Лондонский концертный зал Roundhouse, обживший железнодорожное депо XIX века, — место знаменитое. В конце 1960-х там давали концерты Pink Floyd и The Doors, потом оно долго стояло руиной, пока в конце 1990-х его не превратили в трендсеттерскую площадку, где выступали легенды поп- и рок-музыки и прописались фестивали BBC Electric Proms и iTunes Festival. Этой осенью в планах Roundhouse — концерты Wolf Alice, Cat Power и Pixies, поэтические чтения и хореографические постановки, однако его бессменный арт-директор Маркус Дэйви посвящает ему шесть дней в неделю из-за творческих курсов для неблагополучной молодежи.

Roundhouse — площадка со славной историей. Еще в конце 1960-х там проводились концерты Pink Floyd и The Doors. Вы помните свой первый концерт в Roundhouse? На что вы ходили?

(Смеется.) Я родился в 1967-м и рос за пределами Лондона. Концерты в Roundhouse перестали проводиться где-то в районе 1979-го, так что я не успел в нем побывать в тот период. Я начал работать в Roundhouse где-то 20 лет назад — тогда же и стал ходить на концерты, то есть уже после его второго рождения. Самым первым был концерт Пола Уэллера из серии BBC Electric Proms, он начал его с выступления вместе с Эми Уайнхаус. Потом были сотни концертов: Пол Маккартни, Radiohead, Jay-Z, Джастин Тимберлейк — кто только не выступал в Roundhouse. Больше всего мне запомнился грандиозный концерт Джеймса Брауна.

— И вы как сотрудник смотрели его из-за кулис и заходили в гримерку к крестному отцу фанка?

— О нет — я никогда не проводил время за сценой и в гримерках. Всегда смотрел концерты исключительно из зрительного зала. Знаете, музыканты приезжают на саундчек, потом выступают и едут в другой город. У них тяжелая работа. Зачем им досаждать?

Когда мы в Roundhouse проводили или заказывали театральные, цирковые или арт-проекты, я часто работал в тесном контакте с художниками, режиссерами и артистами, в том числе и с легендарными. Но, как правило, на легенд работают целые команды людей, что не предполагает близкого личного знакомства.

— А российские музыканты выступали в Roundhouse?

— Да, один раз — некая группа под названием Leningrad. Никогда к нам еще не приходила так дорого одетая публика — и, кроме того, она сделала рекордную кассу бару (смеется).

— Когда вы присоединились к команде Roundhouse, в ней была всего пара человек, а сейчас в штате больше сотни сотрудников. Как начинался этот проект?

— Когда я начал работать в Roundhouse, это здание принадлежало замечательному бизнесмену и меценату Торквилу Норману (Torquil Norman). У него была компания игрушек, которая производила знаменитую куклу Polly Pocket. Когда он выкупил Roundhouse в 1996-м, само здание было в запущенном состоянии — не работали коммуникации, не было электричества и туалетов, не говоря уж про кресла в зрительном зале или звуковую систему. Но у Торквила Нормана была мечта превратить это здание в творческий центр для молодежи. Поскольку, по его мнению, на протяжении нескольких поколений британское государство не оправдывало надежд молодежи — из школ убрали занятия по искусству и так далее. Он необычайно стремился к тому, чтобы у молодых британцев было лучшее будущее.

Я начал работать с ним в 1999-м — мы вместе искали деньги на этот проект. Он очень много работал над ним, никогда не ставя себе целью зарабатывать на Roundhouse, только инвестировал в него. Для запуска нам пришлось собрать 30 миллионов фунтов. Мы начали с команды в пять человек, а сейчас у нас работает около 130. Roundhouse — самая заметная мультидисциплинарная площадка в Северном Лондоне. Мы продаем около 400 тысяч билетов в год. А также мы — самый большой в Европе творческий центр для подростков и молодых людей от 11 до 25 лет, где они делают все — от радиопрограмм и спектаклей до музыки и видеоклипов. Полученные ими знания приобретают у нас практический выхлоп, и мы верим, что многие из них найдут свое будущее в креативных индустриях или в образовании.

— Здорово, что у вас получилось это сделать. А как вы думаете, почему?

— Причин несколько. Была необходимость в такой площадке в Северном Лондоне. Был огромный запрос на такое место от людей — особенно из районов множественной депривации, где живет социально незащищенная и неблагополучная молодежь. Больше 60% молодых людей, которые у нас учатся или работают, относятся к этим социальным категориям. Плюс огромное количество творческого потенциала в молодых, не находившего себе выхода. Однако наш проект успешен не только как социальный. Публика любит ходить в Roundhouse на концерты, спектакли и частные вечеринки. Конечно, имеет значение и то, что Roundhouse — это необычное здание: исторический памятник, очень эффектный и находящийся близко к центру Лондона. А еще мы очень хорошо понимаем интересы людей, которые живут вокруг нас и к нам приходят.

На протяжении нескольких поколений британское государство не оправдывало надежд молодежи.

— В Roundhouse идут не только концерты, спектакли, цирковые представления и перформансы, но и, например, поэтические вечера и оперные спектакли. Почему для вас так важна разножанровость программы?

— Люди любят разное, а мы внимательно следим, что интересно нашей аудитории. С другой стороны, нам очень важно вовлекать молодых людей в работу над проектами, которые идут в Roundhouse. Я объясню вам на примере: в этом январе мы сделали постановку ранней оперы Монтеверди «Возвращение Улисса на родину» в партнерстве с Королевской оперой, где мы задействовали молодых людей из числа тех, которые у нас занимаются, в самых разных ролях — одни пели в хоре, другие танцевали в кордебалете или играли в эпизодах. Причем среди них были такие, которые впервые выходили на большую сцену. Эта постановка шла с аншлагами и получила пятизвездочные рецензии от газет.

— Вы рассказали, что начали с мощной поддержки частного капитала. Сейчас вы делаете в Roundhouse около 100 событий в год. Как устроено ваше финансирование — вы по-прежнему занимаетесь фандрайзингом?

— Еще как. Проект Young Creatives — часть Roundhouse, занимающаяся творческими проектами с молодыми, — это же то же самое, что школа. Когда вы создаете школу, вы думаете не о заработке, а о пользе, которую извлекают эти молодые люди, — об их успехах и достижениях. А это стоит немалых денег. Кроме того, большими статьями расходов являются некоторые проекты из нашей программы. Да и на поддержание здания в рабочем состоянии уходит немало средств — в британской системе Roundhouse относится к архитектурным сооружениям категории Grade II*, что означает, что оно представляет исключительные интерес и значение. Многие культурные институции в Великобритании существуют на смешанной системе поддержки — где-то 20—30% получают от государства, а остальное восполняют коммерческой деятельностью и частной поддержкой. Roundhouse получает от государства всего лишь 7—8% бюджета, а остальное мы зарабатываем сами — фандрайзингом или коммерческой деятельностью. Мы сдаем время от времени помещения под частные мероприятия, а также продаем много пива и других напитков (смеется).

— А каков общий бюджет Roundhouse — эти суммы открыты?

— Конечно: около 12—12,5 млн фунтов в год.

— Как устроены образовательные программы для молодежи в Roundhouse?

— Как правило, это курсы длиной в 10 недель — на разнообразные практические темы из креативных индустрий: от записи радиопрограмм до сонграйтинга. В Roundhouse у нас 24 студии, которые оборудованы всем необходимым. Через нас каждый год проходит около 6000 молодых людей. Многим из них мы даем единственный шанс состояться. Вот поэтому я работаю в Roundhouse по шесть дней в неделю. Некоторые из наших «выпускников» многого достигли: например, одна наша поэтесса — она с нами с 18 и сейчас уже работает в преподавательском составе — написала пьесу, которую поставили в Royal Court Theatre. А молодая певица Little Simz приняла участие в записи нового альбома Gorillaz и гастролирует сейчас вместе с Деймоном Албарном. Она пришла к нам в 14 лет.

— Культура молодых стремительно обновляется. Какие вы замечаете тенденции в Британии?

— Мы не только постоянно общаемся с молодежью во время учебных курсов. Среди наших постоянных сотрудников много молодых — и даже в нашем попечительском совете есть очень молодые люди. Потому мы хорошо представляем себе, что происходит в их культуре. В Британии очень востребован грайм — новые музыка и поэзия улиц, его представляют такие артисты, как Stormzy, Kano и Wiley. На волне — spoken word: такие артисты, как Kate Tempest, George the Poet и другие. Этот жанр во многом был поддержан в стенах Roundhouse. Каждый год мы проводим Poetry Slam — состязание молодых поэтов, и оно стабильно имеет большой интерес — как среди участников, так и среди зрителей. Мы проводим его в главном зале, там же, где и большие концерты, — он рассчитан на 3100 человек во время стоячих концертов, 1200—1400 мест для перформансов с рассадкой, и мы продаем 700—800 билетов на финал Poetry Slam, где встречаются молодые поэты, о которых прежде никто не слышал. Кстати, у нас был случай, когда запись одного из таких поединков в интернете посмотрели больше 7 млн раз.

Другой интересный тренд — это взаимодействие различных медиумов: как, например, виртуальная или дополненная реальность сочетается с поэзией, музыкой, театром и физическим движением. Сейчас такие смешанные формы очень интересно и бурно развиваются, совсем как радио и телевидение в свое время.

С другой стороны, те люди, которые были первыми панками, не знали, что их движение так будет называться, и вообще не до конца понимали, что с ними происходит. Когда ты с головой во что-то вовлечен, невозможно посмотреть на это со стороны.

Brexit — это трагедия.

— Как Brexit может отразиться на работе Roundhouse — вы вообще переживаете на этот счет?

— Я лично считаю, что Brexit — это трагедия. Я бы хотел, чтобы Британия осталась с Европой. Чем больше связей, торговых или политических, у нас есть с другим миром — с Европой, США или Россией, — тем лучше. Вторая мировая война, начавшаяся в Европе, вызвала мировое отчуждение. Соединение стран друг с другом, выстраивание связей — это наиболее важная вещь, которая помогла уйти от этой травмы. Куда Brexit нас приведет в будущем, у меня нет совершенно никакого представления. Да и никто не знает — сейчас мы находимся в самом эпицентре бури.

Культурные институции, такие, как Roundhouse, в этой ситуации могут играть роль «мягкой силы», организуя совместные проекты, обмениваясь опытом и т.д. Из Британии происходит множество уникальных вещей — из мира изобретений, рок-музыки и визуальных искусств; будет очень прискорбно, если мы из-за Brexit не сможем обмениваться творческой энергией c остальным миром.

— Насколько я знаю, Roundhouse выстраивает свою сеть между европейскими клубами?

— Да, можно и так сказать — этот проект называется Roundvenues. Это была инициатива Филиппа Бакмена, арт-директора концертного зала La Comete в Châlons en Champagne. Мы стали организовывать совместные проекты, начали с современного танца — например, сделали спектакль «Until the Lions» Акрама Хана, который ездил на театральный фестиваль в Россию, — потом сделали проект с Робером Лепажем и другими. Кроме того, во Франции работают еще четыре площадки, которые состоят с нами в партнерстве, есть одна в Испании, одна в Швеции, одна в Канаде. Они разбросаны по всему миру — и, кстати, если заинтересованная площадка найдется в Москве, мы будем очень этому рады. Пускай они свяжутся с нами!

Визит Маркуса Дэйви в Россию состоялся в рамках цикла лекций «Теории и практики культурного лидерства», организованного музеем современного искусства «Гараж» и отделом культуры и образования посольства Великобритании. С расписанием дальнейших лекций вы можете ознакомиться по ссылке.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245097
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246650
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413211
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419678
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423746
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429044
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429695