19 октября 2018Современная музыка
258

Александру Галичу посвящается. Веселый разговор

Олег Коврига, Баста, Умка, Дмитрий Шагин, Андрей Машнин, Бранимир о трибьют-альбоме Александру Галичу и его песнях

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture© «Отделение ВЫХОД»

Сегодня, 19 октября, — 100 лет со дня рождения великого барда Александра Галича. В этот день лейбл «Отделение ВЫХОД» выпускает двойной трибьют-альбом «Александру Галичу посвящается. Веселый разговор», в котором приняли участие Дмитрий Шагин, Василий Вакуленко, Аня «Умка» Герасимова, Светлана Залесская-Бень, Александр Чернецкий, Бранимир, Андрей Машнин и еще около 30 артистов. Мы спросили у некоторых участников, что для них значат песни Галича.

Предисловие Олега Ковриги

Идея проекта родилась, конечно же, по любви. По любви к Александру Аркадьевичу Галичу. Но не к самой идее «трибьютов». В большинстве случаев отечественные трибьюты мне слушать стыдно. Альбомы, посвященные Борису Гребенщикову, Егору Летову, Владимиру Высоцкому, в очередной раз показывают, что великие Авторы практически всегда поют свои песни лучше. Делать из чужой песни что-то свое, что-то стоящее удается единицам.

Но Галич — не рок-звезда. Как, например, Владимир Высоцкий. Галич, по-моему, — в первую очередь, драматург. И многие его песни — это небольшие спектакли. Автор прекрасно чувствует своих персонажей. Но далеко не всегда может «сыграть» за них. Он сам об этом говорил. Я подумал, что среди моих прекрасных друзей есть люди, которые могут это сделать. Могут доделать то, чего не смог доделать сам Автор. Могут стать персонажами его песен. На воплощение этой идеи в жизнь ушло почти семь лет. Но 19 октября, в день столетия Александра Галича, альбом «Александру Галичу посвящается. Веселый разговор» наконец-то появится на свет в виде двойного компакт-диска. Мы не собирались «подгадывать» к столетию. Я-то думал, что мы все сделаем лет на пять раньше. Но... если бы не столетие, мы могли бы тянуть еще пару лет. А тут просто глупо было бы не успеть.

Мне кажется, что задуманное удалось. Как это ни странно. И в этом «монументе», который мы сваяли, нет никакой «пластмассы». Правда, многое пришлось отсечь. Даже песни, исполненные очень близкими людьми, которым было очень трудно сказать «нет». Но пришлось.

В результате альбом выглядит так.

Диск 1
  1. «Комсомольская». Митя Шагин, Костя Звездочетов, Аня Хвостенко, Алиса Тен
  2. «Все не вовремя» (посвящается Варламу Шаламову). Ваня Жук
  3. «Леночка». Псой Короленко
  4. «О том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира». Захар Май
  5. «О том, как Клим Петрович сочинил научно-фантастическую колыбельную, укачивая своего племянника Семена, Клавкиного сына». Андрей Тропилло
  6. «Плач Дарьи». Света Чапурина
  7. «Слушая Баха». Марина Барешенкова
  8. «Прилетает по ночам ворон...». Максим Ляшко
  9. «Глава, написанная в сильном подпитии и являющаяся авторским отступлением». Олег Коврига
  10. «Предостережение». Аня «Умка» Герасимова
  11. «Старательский вальсок». «Седьмое пришествие марсиан»
  12. «Плясовая палачей». «Дуче и соучастники»
  13. «Цыганский романс». Алиса Тен
  14. «Вальс». Аня Хвостенко
  15. «Веселый разговор». Света Бень — Игорь Крутоголов
Диск 2
  1. «Сто первый псалом» («Я вышел на поиски Бога...»). Сергей «СиЛя» Селюнин
  2. «Новогодний запой». Владимир Шинкарев
  3. «Когда я вернусь». «Хроноп»
  4. «Облака». Ноггано
  5. «После вечеринки». Оля Чикина
  6. «Красный треугольник». Сергей Рыженко
  7. «Отрывок из репортажа о матче СССР — Великобритания». Игорь «Бегемот» Бажанов — Марк Пекарский
  8. «За семью заборами». Володя Карабас
  9. «Слава героям!» Дима Шумилов
  10. «Ночной разговор в вагоне-ресторане». Сергей Иваныч Тертышный
  11. «Генеральская дочь». Вика Хворостинова
  12. «Петербургский романс». «Самые НК»
  13. «Мы не хуже Горация». Саша Чернецкий — Сергей «Чиж» Чиграков
  14. «Русские плачи». Бранимир
  15. «Сердце, молчи». Андрей Машнин
  16. «Когда я вернусь» (посвящается Александру Галичу). Юля Беломлинская
Василий Вакуленко (Баста, Ноггано)

Я счастлив, что к Александру Галичу проявляется такое внимание. Наконец-то люди перестанут путать его с Таничем. Почему-то многие путают. Мы знаем об этом великом человеке не только как о большом художнике, но даже больше — как о человеке с гражданской позицией и личными взглядами, из-за которых он, как человек достойный, многое перетерпел. Хочется, чтобы интерес к нему не заканчивался, к тому же до сих пор здравствует его дочь Алена Архангельская, которая максимально обделена вниманием общественности. О ней вспоминают, только когда нужно получить разрешение на использование песен ее отца. Мы с ней часто общаемся, и призываю всех участников подобных сборников не забывать о ней и проявлять внимание, помочь всем, чем нужно.

Что касается песни «Облака» — то это хорошая песня, хорошие стихи. От себя я добавил туда более концентрированное состояние грусти. Версия Галича сделана более назло обстоятельствам, она более сценическая, более вопреки. Моя версия — это грусть, тоска, арестантская печаль. Грусть русского человека глазами великого еврейского поэта. Но повторюсь — Галича же нужно прежде всего ценить за человеческую позицию. И это не просто стихи и мелодии. Для многих из нас он является примером настоящей гражданской стойкости.

Дмитрий Шагин (художник, лидер творческого объединения «Митьки»)

У меня был магнитофон «Нота». И я очень много на нем слушал Галича еще в 70-е годы. А также мой отец, художник Владимир Николаевич Шагин, любил и пел песни Галича, тюремную и военную лирику. И когда я ездил в экспедицию в Абакан в 1978 году, мы все эти песни у костра с гитарой пели. Так что для меня участие в этом проекте — это очень личная история.

По тем временам Галич для меня был более значимым исполнителем, чем даже Высоцкий. Я, конечно, и Высоцкого любил, и Окуджаву, но, как мне кажется, именно Галич отражает настроение людей того времени — 70-х. Если сравнивать этих двух, то Высоцкий — это голос всего народа. Он был популярен среди всех слоев общества. А Галич — это выразитель мыслей интеллигенции. Наверно, поэтому и менее знаменит сейчас. И, думаю, в наше время Галича снова начали бы запрещать. Таким он и остался — непризнанным и запрещенным.

В этом проекте я хотел спеть песню «Облака», но она оказалась занята. А потом нашлась песня «Комсомольская», которой не было на тех бобинах, что я слушал. И для меня это стало новой, неизвестной краской в образе Галича, который мы привыкли воспринимать в контексте его лагерной, социальной тематики. А ведь он когда-то был еще и официальным человеком, писал музыку для кинофильмов. Создавал и вполне себе милые эстрадные вещи. Песню мы записали довольно быстро на маленькой домашней студии в очень приятной компании давнего моего приятеля Кости Звездочетова, Ани Хвостенко и девочки Алисы. И еще гитарист Ваня Жук, конечно, прекрасно сыграл. Получилось очень душевно и по-домашнему. И я очень доволен этой записью и тем, что поучаствовал в этом замечательном проекте.

Наконец-то люди перестанут путать Галича с Таничем.

Светлана Залесская-Бень («Серебряная свадьба»)

Творчество Галича для меня — литература высокой пробы. В ней столько интеллигентности. Но мне, как театральному человеку, особенно близки те произведения, в которых есть очень яркая, совершенно театральная драматургическая история. Удивительно, как ему были подвластны совершенно различная тематика и тонкое чувство различных ситуаций, в которых он сам не побывал. Это вызывает во мне большой восторг. Когда еще в детстве я узнала, что Галич не сидел в лагерях, очень сильно удивилась. Так чутко, сильно и точно мог писать человек, который действительно пострадал, воюя с системой. Именно поэтому я выбрала песню «Веселый разговор», потому что она драматургична и театральна. В ней целая жизнь, очень пронзительная и страшная, которая проносится всего за несколько минут песни, точечными ударами проникая в самое сердце. Когда ее слушала первый раз, у меня были мурашки, особенно от строчки «а под Щелковом — в щепки полк». В одной фразе показана вся война. Очень сильно и пронзительно.

Песню мы записали вместе с Игорем Крутоголовым. Исполнение самого Галича мне кажется особенно точным, и, как актриса, я бы ее исполнила в том же ключе, но это было бы не совсем правильно. Хотелось сделать совсем по-другому, но не менее пронзительно, чтобы что-то свое страшное и больное туда вложить. Я признательна Игорю за то, что он смог создать совершенно безумный саунд, создать музыкальную картину жесткими индустриальными, бескомпромиссными средствами. Это именно те краски, которых мне самой не удалось бы добиться с помощью моего музыкантского окружения. Трек получился весьма экспериментальным, и ожидаю, что многие, послушав его, второй раз послушать не захотят. Не потому, что он чем-то плох: он просто сложен для восприятия. Не знаю, нужны ли в мире трибьюты, у меня нет сложившегося мнения. Но как минимум кто-нибудь из иного круга слушателей и молодого поколения откроет для себя такого замечательного Автора и исполнителя. Как ни странно, для многих это имя связано с уходящей или ушедшей уже эпохой, но для кого-то станет настоящим открытием.

Бранимир

У моего отца была учительница — Надежда Ричардовна. Умная и интересная женщина, близкая к околодиссидентской движухе. Она читала всякие запрещенные книги типа «Архипелага ГУЛАГ» и осторожно ставила своим ученикам песни Галича в лаборантской. Тихо, втайне от школьного начальства, разумеется. От отца я узнал про Галича. Но тогда песни его меня не впечатлили — я Кобейна слушал и Летова. Нравилась более убедительная подача — отчаянная, экспрессивная, чтобы «на грани». Лирику в чистом виде, без подачи, в том возрасте вообще не воспринимал. А Галич особо глотку не рвал же... Через пятнадцать лет после первого знакомства с песнями этого автора-исполнителя меня убедил послушать песни заново Александр Чернецкий — лидер группы «Разные люди». Совету старшего товарища пришлось внять. И сразу зацепили «Русские плачи». Текст песни выполнен безукоризненно — очень живо, монументально и по-русски. Галич завораживал, уводил в седую древность куда-то. И когда Олег Коврига предложил поучаствовать в трибьюте, в выборе песни не оставалось сомнений. Вот «Русские плачи» — прям моя песня! Записалась легко, с первого дубля. Жду, когда выйдет весь трибьют. Имена интересные. Разноплановые. И это радует, что не одни только каэспэшники и ценители советской старины вписались в эту историю.

Александр Чернецкий («Разные люди»)

Галича я начал слушать параллельно с Высоцким лет в 15, в начале 80-х. У друга семьи Валерия Михайловича была большая коллекция бобин с песнями бардов. Ничего подобного в Харькове ни у кого не было. И я весь этот архив переслушал, пытался играть, осваивая семиструнную гитару, как это делал Галич. Конечно, это очень разные поэты (Галич и Высоцкий. — Ред.), но они так и идут для меня в связке. К тому же в 15 лет ты еще только формируешься, и очень важно, чтобы в этот момент кто-нибудь доступно объяснил тебе важные вещи. И считаю, что знакомство с Александром Аркадьевичем Галичем и Владимиром Семеновичем Высоцким произошло в самое подходящее для меня время и сильно повлияло на мое мировоззрение. Высоцкий был более рок-н-ролльный, чем Галич, который был, скорее, академический и крайне интеллигентный. Но считаю, что в наши дни и такой мастер слова должен быть представлен в школьных учебниках.

Песню, что мы спели для проекта, я давно хотел сыграть, но как-то не было возможности. А тут Коврига затеял эту историю. В наше время только такие подвижники, как Олег Коврига, могут сделать проекты, которые сродни тому, чтобы памятник поставить человеку. У нас даже не было возможности сходить в студию. Олег приехал в Питер с магнитофоном, ходил к разным музыкантам и записывал их на микрофон. Когда он дошел до меня, то я позвал Серегу «Чижа» подыграть мне на гитаре, поскольку я на гитаре играть толком не умею. И с одного-двух дублей мы ее записали. Не знаю, насколько этот оригинальный минимализм оказался уместен, — я еще окончательный вариант не слышал, но жду не дождусь, когда этот сборник выйдет. И очень рад, что Коврига не забыл про меня и я смог поучаствовать в создании памятника.

Аня «Умка» Герасимова

Ковригины проекты вообще всегда довольно странные. По крайней мере, мне они таковыми кажутся. Он способен всей душой вложиться только в заведомо провальный проект. Например, моей деятельностью он по-настоящему интересовался, только пока там не было нормальной музыки, человеческих аранжировок, хороших музыкантов. Когда что-то не стыдно продать или хотя бы послушать, он теряет к этому интерес. И его тоже можно понять: иначе его не прет.

Один из таких проектов, к тому же по-ковригински затянувшийся, — трибьют Галичу. Я вообще не люблю трибьюты и уж совсем с подозрением отношусь к исполнению нынешними квазирокерами наследия авторских шестидесятых. В данном случае, правда, мне легче, потому что в моем детстве не было Галича — так далеко папина фронда не заходила, дело ограничивалось Высоцким и Окуджавой. Не знаю, как другие участники проекта, а я песни Галича знаю в основном понаслышке со студенческих времен, и не сказать чтобы много. Тем не менее одну помню наизусть: меня ей научила в 1978 году Таня Аптекарь, и мы ее довольно успешно на своих посиделках распевали. Вот ее-то для пластинки и спела. Не скажу, что очень хорошо, но из вышесказанного ясно, что я вообще мало верю в возможность при таких исходных что-либо хорошо спеть.

Тем не менее я очень люблю Ковригу, уважаю Галича и желаю новому ковригиному пластмассовому кораблику успешного плавания.

Андрей Машнин («Машнинбэнд»)

Записи Галича, Высоцкого, Визбора, Окуджавы слушали с магнитофона мои родители в середине 1970-х, я в то время учился в 3—7 классах. Обычно это происходило, когда у нас засиживались гости, и мне нужно было как-то засыпать под шум в соседней комнате. Не могу сказать, что мне нравилось такое положение дел, но содержание песен было (для ребенка) довольно любопытным на фоне окружающей эстрады. В проект я вписался из-за того, что пригласил меня Олег Коврига, к которому я очень хорошо отношусь. Андрей Орлов, специалист по электронной музыке, согласился сделать совместную запись, и я засел выбирать песню. С этим долго провозился, мне ничего не подходило для души, так сказать. Я не могу, например, петь про лагеря как бы от своего лица, да еще и пытаться исполнить красиво. Сам Галич не пел красиво, петь похоже на него тоже глупо. И бытовые сюжеты не по мне оказались, не мое.

Но нашелся все же выход из положения. Читая про самого Галича, я обнаружил упоминание того, что он написал текст знакомой мне с детства песенки «Сердце, молчи», которую в старом фильме про войну пел Вячеслав Тихонов. Ее я и решил записать. Она романтическая, при этом у нее красивая мелодия хорошего композитора — прекрасно. Отправил видео с пением Тихонова Андрею, он сделал свою аранжировку, записал фонограмму дома, потом я к нему приехал и записал пение. Дальше все свели и отправили Олегу. От себя внесли переход с трех четвертей на четыре и с рояля на электронику. Пел я по-простому, не пытался ничего изобразить. И нашей с Андреем работой доволен: с моей стороны это был единственный приемлемый способ принять участие в проекте.

Концерт-презентация трибьют-альбома пройдет 5 ноября в Сахаровском центре.

Альбом можно заказать здесь.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249353
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415993
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420319
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425554
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426893