Вчера рэпер Хаски получил в Краснодаре 12 суток административного ареста за мелкое хулиганство. Все началось с того, что владельцы краснодарского клуба Arena Hall, где должен был состояться концерт рэпера, отменили его в тот же день после предостережения краевой прокуратуры. В документе говорилось, что видеоклипы и тексты песен Хаски «Пуля-дура», «Иуда», «Пироман» и «Поэма о Родине» содержат призывы «к совершению суицидальных, насильственных действий, экстремистских проявлений, пропаганду наркотиков». То, что в трансгрессивном рэпе выпускника журфака МГУ Хаски содержатся именно призывы, а не метафоры, краевой прокуратуре еще надо доказать — на момент выдачи предостережения лингвистическая экспертиза еще не была проведена (ее результаты не обнародованы до сих пор). Но, разумеется, вникать в детали никто не стал, а самого Хаски и его директора даже не стали вводить в курс происходящего. Об отмене концерта заранее объявлено не было. Публику, заплатившую за билеты, попросту не пустили в клуб, в котором еще для верности выключили свет. Похожим образом был сорван предыдущий концерт Хаски в Ростове-на-Дону. Через какое-то время рэпер вышел из обесточенного помещения на улицу, чтобы пообщаться с поклонниками. На выходе его ждали не только разочарованные фанаты, но и сотрудники полиции, казаки и дружинники. По словам Хаски, он воспользовался предложением одного из фанов и начал с крыши его машины, как со сцены, зачитывать свой трек «Ай». По словам свидетеля со стороны защиты, координатора местного штаба Алексея Навального Размика Симоняна, через минуту после этого два человека в полицейской форме и несколько человек в штатском, не представившись и ничего не объяснив, стянули рэпера с машины — он не оказывал сопротивления. В полицейском рапорте было засвидетельствовано, что Хаски «вынудил» сотрудников полиции применить физическую силу, создав своими действиями помехи для движения граждан, и отказывался пройти в патрульную машину. Им также померещилась в песне «Ай» нецензурная лексика (которой там нет). Полицейские составили на рэпера протокол о противодействии сотрудникам полиции, понятыми выступили присутствовавшие у клуба «представители казачества». Из беспристрастного сопоставления фактов следует, что реальная причина «дела Хаски» — это превышение полномочий сотрудниками правоохранительных органов, краснодарской прокуратурой и полицией. Однако их никто за это не осудит. Сидеть 12 суток в Краснодарском крае будет рэпер, которого дома в Москве ждет беременная жена.
Случай Хаски — самый вопиющий в стихийно возникшей борьбе представителей власти с музыкальными героями поколения Z. С начала 2018 года разнообразные инстанции — от администрации города Белгорода до Следственного комитета РФ — занимаются анализом текстов популярных «ВКонтакте» песен, ищут пропаганду суицида, экстремизма и наркотиков, а в качестве упреждающих ударов отменяют «по звонку» концерты их исполнителей. Видимо, у них нет более важных дел. В пострадавших побывали «Пошлая Молли», «Френдзона», Монеточка, Элджей, Ганвест, Jah Khalib и Matrang — у этих музыкантов отменяли и срывали концерты, теперь к ним добавился Хаски с административным сроком. Это все очень разные артисты, некоторые из них даже не используют нецензурную лексику. Например, самое крамольное, что можно найти в текстах Монеточки, — строчка «залезь мне в сердце, а не в ширинку джинс» из песни «Нимфоманка». Перечисленных музыкантов объединяют лишь откровенность интонации, с которой они берутся за вечные для подростков сюжеты, популярность у тех, кому еще не исполнилось 18, и, соответственно, попадание в зону повышенного внимания новых ревнителей молодежной морали.
Первым о том, что подрастающее поколение надо оградить от разрушительного влияния новой поп-музыки, в этом году публично заговорил продюсер-ветеран, председатель общественного совета Роскомнадзора, автор шаловливой оды президенту «Вова Вова» Игорь Матвиенко, обеспокоенный тем, что у молодежи популярны совсем другие песни — «в которых воспеваются секс, наркотики и красивая жизнь». Кажется, его слова достигли чьих-то ушей. Сейчас к кампании присоединились мастера политпиара на горячей теме: Виталий Милонов требует у главы МВД Владимира Колокольцева «проверить деятельность» главного хитмейкера «ВКонтакте» Элджея, а его экс-коллега по Заксобранию Ленинградской области единоросс Владимир Петров хочет, чтобы генпрокурор Юрий Чайка вообще запретил проведение рэп-концертов в России до лучших времен. Если эти люди выступают против чего-то, то любой честный человек должен голосовать за, как бы ему ни были неприятны заносчивые песни Элджея. Тем более что результатом их инициатив могут стать реальные сроки заключения для музыкантов, как в случае с Хаски. Призывов в песнях, скорее всего, не найдут (их там нет), а вот статью в Административном кодексе или даже Уголовном — подыщут.
Показательно, что Милонов и его клоны действуют не цивилизованным способом, а тем, которым в нашей стране обычно «решают проблемы», — бегут с кляузой в силовую инстанцию и норовят запустить маховик репрессивного аппарата. Вместо того чтобы поручить организаторам концертов и хозяевам площадок строго следить за возрастом публики в зале и не допускать на выступления исполнителей со «взрослым» материалом подростков без родителей и т.д. — сразу вызывают полицию, которая должна разобраться с артистами, пытаются отменить концерт и запретить целую индустрию. А еще лучше — под предлогом заботы о морали и нравственности подрастающего поколения установить государственную цензуру: поставить Большой железный файрвол, как в Китае, и вернуть худсоветы, как в СССР.
Понятно, почему они это делают, — это эффективный отвлекающий маневр, который переводит фокус публичного внимания с реальной проблемы на мнимую. На самом деле, в истории с Хаски надо обсуждать не то, о чем поют рэперы из «ВКонтакте», а то, насколько любой гражданин РФ, даже публичная фигура, бесправен перед представителями правоохранительных органов.
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова