17 января 2019Современная музыка
196

«Наши отношения с Боуи можно было назвать братскими»

Джордж Андервуд — старинный друг Дэвида Боуи — рассказывает, как он подбил ему глаз, играл с ним в группах, рисовал обложки альбомов и сопровождал в туре по США

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Геннадий Авраменко

В Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась фотовыставка «Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю». На открытие приезжал художник Джордж Андервуд — близкий друг Дэвида Боуи. Денис Бояринов выпил с ним чаю и записал его воспоминания о том, как Джорджи и Дэви ходили на концерт Литтл Ричарда, подрались из-за девушки, играли блюз и путешествовали по США.

Мы познакомились с Дэвидом, когда мне было девять лет. Это было в 1956 году. Мы пришли записываться в «волчата» (так называли младшую группу у бойскаутов), там и познакомились. Выяснилось, что у нас общие интересы — музыка и все, что происходило из Америки. Мы с Дэвидом слушали радио, обсуждали музыку и поняли, что нам нравится одно и то же — Лонни Донеган и другие исполнители скиффла. Потом мы решили сами организовать скиффл-группу. У Дэвида был пластиковый укулеле, из ящика, палки и струны мы соорудили ти-чест-бас. В таком составе мы дали наш первый концерт — у костра в лагере бойскаутов. Пели песни, популярные тогда у скиффл-групп, — вроде «Tom Hark» и «All I Have To Do Is Dream».

А потом нас увлек рок-н-ролл. Дэвид был большим поклонником Литтл Ричарда, а мне больше нравился Бадди Холли. Когда мне было 11 лет, я попал на концерт Бадди Холли. Дэвид мне тогда очень завидовал, потому что я первым попал на рок-н-ролльный концерт. Спустя несколько лет мы пошли вместе на концерт Литтл Ричарда. Это был незабываемо — мы сидели в первых рядах и видели то, что происходит на сцене, в мельчайших подробностях. Тогда мы не знали, что Литтл Ричард был геем, и вообще не задумывались об этом. Но он выглядел неподражаемо — вычурно одет, весь в макияже. Настоящая звезда.

В середине исполнения одной из песен, когда Литтл Ричард уже забрался на белый концертный рояль, он вдруг внезапно схватился за сердце, стал хрипеть и свалился с него. Музыканты побросали инструменты и сбежались к нему. Мы не знали, что и думать. Побледневший Дэвид прошептал мне: «Джордж, мы, вероятно, стали свидетелями исторического события — Литтл Ричард умер у нас на глазах». Но тут Литтл Ричард вскочил на ноги, схватил микрофон и закричал что есть мочи: «Уоп-боп-балула-боп-бам-бум... Тутти-фрутти!» И зал взорвался восторженными криками — Литтл Ричард покорил его этим трюком. Дэвид запомнил его навсегда — первый урок, как повелевать эмоциями публики, он получил у Литтл Ричарда.

Все ждут от меня истории, как мы подрались с Дэвидом из-за девушки. Девушку звали Кэрол Голдсмит. Мы видели ее с компанией друзей на Бромли-Хай-стрит, которую мы с Дэвидом утюжили каждый день — наряжались и ходили по ней взад-вперед, от кафе в начале к кафе в конце, полмили в одну сторону. Нам еще не было 15. Кэрол нам обоим очень нравилась, но мы не знали, как к ней подкатить. Тогда я придумал план — устроить у себя дома вечеринку по случаю моего 15-летия и пригласить ее. Это сработало — она пришла. Мои друзья принесли на вечеринку огромное количество выпивки — ведь мои родители оставили дом в наше полное распоряжение. Все страшно напились уже к восьми часам вечера, включая Дэвида. Один я оставался относительно трезвым — ведь я был за хозяина: мне надо было следить, чтобы друзья не разбомбили дом. Благодаря этому я сумел пригласить Кэрол на свидание.

Я сказал ему: «Не стоит ломать дружбу из-за девушки» — и мы остались друзьями.

Дэвид позвонил мне вечером накануне свидания и сказал, что он говорил с Кэрол. Мол, она передумала и не хочет со мной встречаться, но стесняется мне об этом сказать и попросила его рассказать об этом мне. Я ему поверил и остался дома. Но потом, когда я пришел в молодежный клуб, где мы договорились встретиться, наш общий знакомый сообщил мне, что Кэрол была здесь и прождала меня около часа. Я ужасно разозлился на Дэвида. Я был в бешенстве.

На следующий день мы ехали в одном школьном автобусе — Дэвид сидел на несколько рядов позади меня, и я слышал, как он расписывал историю своего знакомства с Кэрол. Это все была ложь — от начала и до конца. Я вскипел, завелся, рассказал о том, как все произошло, другому приятелю. Тот мне сказал, что за такое надо наказывать. Я — хоть это было не в моем стиле — на перемене подошел к Дэвиду и ударил его в глаз. Он не ответил мне — он знал, за что получил. Драки не случилось. Я ударил его всего один раз и ушел. Только через несколько дней я узнал, что из-за этого удара Дэвид попал в больницу и может потерять зрение. Я сильно переживал — повинился перед отцом Дэвида, потом пошел к Дэвиду в больницу. Я сказал ему: «Не стоит ломать дружбу из-за девушки» — и мы остались друзьями. А много лет спустя Дэвид сказал, что этим ударом я ему удружил как следует — его глаза стали разноцветными, что придало ему инопланетной загадочности.

Между нами было немало соперничества, но мы всегда оставались друзьями. Мы вместе ходили на концерты и играли в группах. Когда мне было 15, я начал петь в группе под названием The Kon-Rads. Я приходил в школу уставший, с кругами под глазами. Дэвид тогда учился играть на саксофоне и тоже хотел быть в группе. Я позвал его на репетицию, и он к нам присоединился. Потом я ушел из The Kon-Rads, потому что не поладил с барабанщиком, а Дэвид задержался и пел в ней вместо меня.

После школы я пошел в арт-колледж, а Дэвид — работать в рекламное агентство. Было начало 1960-х — молодежь Британии увлеклась американскими блюзменами. Нашими кумирами тогда были Мадди Уотерс, Лайтнин Хопкинс, Бадди Гай и Джон Ли Хукер. Тогда мы с Дэвидом решили собрать блюз-группу — стиль гитарной игры у блюзменов казался простым. Мы решили, что тоже можем так играть. Мы назвались Hooker Brothers, разучили несколько блюзовых вещей и вдвоем дали пару концертов. Потом Дэвид позвал еще троих знакомых музыкантов: так появились The King Bees — первая группа, с которой Дэвид сделал запись.

The King Bees попали даже на телевидение. Но Дэвиду этого было мало, он говорил: «Джордж, это ерунда. Вот увидишь, мы пойдем дальше». Он был очень амбициозен и мечтал о большой славе. И не только мечтал, но и действовал. Дэвид написал письмо одному бизнесмену, магнату, производящему стиральные машины, — Джону Блуму: он был очень успешен в те годы, эдакий Ричард Брэнсон 60-х. Дэвид написал ему что-то эффектное — в духе «У Брайана Эпстайна есть The Beatles, а вам нужны The King Bees». Это сработало — Джон Блум устроил нам прослушивание, и так у группы появился менеджер по имени Лесли Конн. Лесли устроил нам первое выступление — на юбилее свадьбы Джона Блума в дорогом еврейском ресторане в Сохо. В первом отделении играла группа под названием The Naturals — прилизанные клоны The Beatles. А потом вышли мы — длинноволосые, в потертых джинсах и с американскими блюзами. Первым номером программы мы исполнили «Got My Mojo Working», а на нас удивленно взирала публика в коктейльных платьях и смокингах, среди которых была пара знаменитостей. Разумеется, нас приняли холодно — мы провалились. Дэвид был очень расстроен этим концертом. Возможно, поэтому The King Bees долго не просуществовали — Дэвид вскоре ушел из группы.

До того как я стал рисовать для Дэвида, он позвонил мне и сказал: «Один мой приятель выпускает альбом. Я думаю, ты мог бы нарисовать ему отличную обложку. Приятеля зовут Марк Болан. Ты должен с ним познакомиться». Вообще-то я уже был знаком с Марком — мы встречались как-то на Денмарк-стрит, но это другая и длинная история. Мы снова познакомились с Марком, и я нарисовал ему обложку первого альбома T. Rex «My People Were Fair…». Я послушал песни Марка и понял, где лежат их корни: в поэзии Уильяма Блейка и все такое. У меня был толстенный фолиант с удивительными гравюрами Густава Доре к Данте и Мильтону. Вдохновляясь ими и немного подражая Доре, я сделал рисунок с ангелами и другими мифическими существами. Марку очень понравилось. Это привлекло ко мне интерес как к художнику — мне стали заказывать обложки другие музыканты, а также ко мне на тусовках стали подходить незнакомые люди и спрашивать: «Эй, чувак, ты на каких сидишь наркотиках?»

© Сергей Бабенко и Анна Ягодина

Незадолго до своей смерти Марк попросил меня сделать обложку альбома «Futuristic Dragon». Когда я приехал к нему домой в Челси, первое, на что я обратил внимание, — это разбитая гитара, лежавшая на полу. Я спросил у Марка: «У тебя что, вчера была вечеринка?» Марк томно ответил мне, что это он расколотил гитару, которую подарил ему его знакомый, известный джазовый гитарист. Ну просто так. Я подумал, что это плохой знак. Марк в этот период много пил бренди — пил и смотрел видеозаписи собственных выступлений. Его настроение менялось как на качелях. Он очень ревновал к успеху Дэвида, хотя сам был большой звездой. Но он чувствовал, что его слава катится к закату. Он был чудесным человеком, но рок-н-ролльный образ жизни сломал его.

«Hunky dory» — это выражение, пришедшее с севера Англии. Оно означает «все хорошо». Отец Дэвида был из Йоркшира — вероятно, он его и научил. Честно говоря, я не знаю, почему Дэвид так назвал альбом: ни в одной из песен «hunky dory» не встречается.

Когда речь зашла об обложке для «Hunky Dory», Дэвид дал мне отпечаток фотографии в сепии и попросил меня его раскрасить — меньше чем за неделю до отправки альбома в печать. У меня тогда была студия в Лондоне, которая называлась Main Artery. Я попросил своего партнера Терри помочь мне сделать ретуширование. В самый последний момент я попросил Дэвида упомянуть Терри на задней стороне обложке, и он приписал его имя к моему — слегка криво и сбоку. А в названии студии сделал опечатку, написав Main Artory — таким оно и осталось в истории.

Я бы предпочел сделать другую обложку к «Hunky Dory» и нарисовать картину на основе этой фотографии, в которую можно было бы вплести отсылки к его песням. Вы видели обратную сторону второго альбома Дэвида Боуи? Там мой рисунок, в котором я интерпретировал текст каждой песни с этого альбома. Я бы сделал что-то в таком духе.

Много лет спустя Дэвид сказал, что я удружил ему этим ударом.

Когда Дэвид изобрел Зигги Стардаста и взорвал им Великобританию, он пригласил меня отправиться вместе с ним в тур по США в 1972-м. Я думал, что мы поедем на неделю, но это заняло у нас больше трех. Я недавно женился и отправился в путешествие со своей молодой супругой. У нас получилось потрясающее свадебное путешествие. Больше всего мне понравился Новый Орлеан.

Менеджмент Дэвида подавал его как большую звезду, хотя он таковой в США не был. К его машине выкатывали красную ковровую дорожку, и, когда Дэвид выходил на нее, наряженный в костюм Зигги Стардаста, собиралась толпа зевак, которые перешептывались: «А это кто, черт побери?» — «Какая-то большая шишка из Великобритании!»

Дэвид переживал, что публика на некоторых американских концертах вела себя довольно тихо. Я успокаивал его: «Просто, когда они видят тебя, у них отваливается челюсть: “Что же это такое перед нами?” Они в жизни не видели ничего подобного». Одеваться, как он, и вести себя, как он, на сцене было невероятно смело для того времени. С появлением Зигги наше соперничество закончилось.

Американские концерты были фантастическими. Каждый — событие. Настоящий рок-н-ролл. А после каждого концерта начиналась вечеринка. Правда, я в них не принимал участия — не забывайте, что я был молодоженом и должен был быть пай-мальчиком. Дэвиду нравилось ходить в гей-бары. Мы были вместе в одном из них в округе Уэйна. Там были такие яркие и замечательные люди, но я чувствовал себя не в своей тарелке — для меня это другой мир. А Дэвиду нравилось быть в окружении необычных людей.

После того как мы проехали по США, Дэвид предложил мне поехать вместе с туром в Японию. Я спросил его: «А что я буду делать?» — «Ну, будешь на бэк-вокале». Я отказался. Мне надо было заняться своей семьей и своей карьерой. Так что в итоге вместо меня в Японию, а потом и в Россию — по Транссибу — поехал другой наш приятель Джефф Маккормак. Джефф был холост, и у него не было никаких обязательств.

© Ольга Костина

С годами слава Дэвида Боуи становилась все больше, но за сценой он оставался все тем же Дэви Джонсом, с которым мы когда-то познакомились в Бромли: «Эй, привет, Джорджи. Как твои дела?» Я иногда наблюдал, как меняется его поведение в присутствии других людей, но у меня никогда не было ощущения, что между нами что-то изменилось, что он разговаривает со мной свысока или что его испортила слава. Он приглашал меня с ним в путешествия — мы ездили вместе на Ривьеру, в Швейцарию. Я был на его 50-летии в Нью-Йорке и на его свадьбе с Иман. Каждый раз, когда он выступал в Лондоне, он приглашал меня на концерты и заносил мое имя в гестлист. Наши отношения можно были назвать братскими — да, мне кажется, это подходящее слово.

В последние годы мы с ним общались по электронной почте. Иногда созванивались, но редко. А на письма он отвечал моментально. Он решил не рассказывать мне о своей болезни — это можно понять. В это было посвящено всего несколько человек в мире. Догадаться о том, что с ним происходит что-то плохое, было невозможно — в общении он всегда был позитивен и весел. Дэвид был очень остроумным человеком, душой компании. Причем его чувство юмора было абсолютно английским, в духе шоу «Монти Пайтона» — американцы с трудом понимали его шутки.

Один из его последних имейлов, отправленных мне, был очень смешным. У меня день рождения в феврале, и каждый год к этой дате Дэвид мне посылал подарочную корзину из Fortnum and Mason, очень дорогого лондонского гастронома: кофе, чай, сыры и прочие деликатесы. В ответ я отправил ему видео, как я распаковываю эту корзину и произношу благодарственную речь. Дэвид поблагодарил меня за это видео и написал, что я стал походить на своего отца. Я ответил ему: «Ты абсолютно прав. Каждый раз, когда я подхожу к зеркалу, я вижу там своего отца». На что Дэвид написал мне: «Ты знаешь, это странно, но каждый раз, когда я подхожу к зеркалу, я тоже там вижу твоего отца».

А еще как-то я написал ему: «Ты — звезда». И мгновенно получил от него ответ: «Да, я знаю».

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244858
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246419
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413015
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419505
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423583
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428890
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429544