15 марта 2019Современная музыка
309

Мы и Майкл

Посмотрев скандальный фильм «Покидая Неверленд», Денис Бояринов предлагает свой ответ на вопрос, как теперь относиться к Майклу Джексону и его песням

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Amos Pictures
Появление «монстра»

В октябре 2001-го Майкл Джексон выпустил альбом «Invincible», которому было суждено стать его последней студийной работой. Диск был монументален: он состоял из 16 треков и занимал все 77 минут хронометража, которые мог вместить господствовавший тогда CD-формат. А еще он был самым персональным в дискографии 43-летнего певца, выступавшего с шести, а записывавшегося с десяти лет. «Invincible» — это не только собрание поп-гимнов и баллад, которые прописались в радиоэфирах и чартах: это публичный манифест монаршей особы, понимающей, что ее сияние меркнет, а трон под ней шатается.

Первый мощный удар по почти неограниченной власти короля поп-музыки был нанесен в 1993 году дантистом Эваном Чендлером, который обвинил певца в сексуальном насилии над своим сыном Джорданом. За ним последовало уголовное расследование. Полиция Лос-Анджелеса не нашла весомых улик против певца, и адвокаты Майкла Джексона сумели замять дело до суда (что тем не менее стоило ему порядка 20 миллионов долларов). Но обсуждение иска, превратившего любимца американской нации в жертву папарацци, подорвало его репутацию и расшатало здоровье. До этого Майкл Джексон выглядел Питером Пэном от поп-музыки — вечно юным эльфом, который окружает себя свитой из детей и развлекает их невинными забавами (сладости, аттракционы, зоопарк, кино и видеоигры) в своей личной Нетландии (калифорнийском ранчо Neverland). 26 лет назад этот непорочный образ стал приобретать дьявольские очертания.

«Ты боишься меня, потому что знаешь, что я — зверь, наблюдающий за тобой, когда ты спишь в своей постели».

На «Invincible» (что лучше всего перевести как «Неуязвимый») Майкл Джексон не отрекается от своей тяги к детям. Альбом, работа над которым началась в 1997-м, посвящен 15-летнему Бенни Хермансену — погибшему в Осло от ножей неонацистов афронорвежскому пареньку, о котором ему рассказал один из его несовершеннолетних друзей. Не забывает Майкл Джексон и собственных чад — долгожданных наследников Принса и Пэрис, которым посвящен сладостный до приторности трек «You Are My Life». Но самая нежная баллада альбома «The Lost Children» — единственная, сочиненная поп-звездой без посторонней помощи, — взывает к Богу с мольбой, чтобы все потерянные дети мира обрели свой дом.

Другая важная сюжетная линия «Invincible» — реакция певца на обвинения и общественное осуждение. «You'll never break me, cause I'm unbreakable», — бравирует своей стойкостью Майкл Джексон в песне «Unbreakable», открывающей альбом. В треке «Privacy» он агрессивным, прежде несвойственным ему тоном требует невмешательства в свою частную жизнь. Финальная песня альбома «Threatened» — самая неоднозначная за всю его карьеру. Это сиквел прославившего его «Thriller», заигравший новыми красками после того, как к диско-хоррору подмешались обстоятельства из жизни певца. В этой песне Майкл Джексон бесхитростно признается, что является монстром. «Ты боишься меня, потому что знаешь, что я — зверь, наблюдающий за тобой, когда ты спишь в своей постели» — с этой строчки начинается ее первый куплет. Словом, это не та песня, которую стоило бы записать человеку, подозреваемому в педофилии.

Спустя два года, в 2003-м, «Threatened» зазвучала еще более пугающе — на певца обрушилось новое обвинение в растлении малолетних. На этот раз от семьи 12-летнего Гэвина Арвизо — больного раком мальчика, который лечился на деньги звезды и провел много времени в поместье Neverland. Шумиха началась с документального фильма «Жизнь с Майклом Джексоном», в котором Арвизо оговорился, что провел ночь в спальне своего благодетеля. Певец оправдывался, что ночевал в спальном мешке рядом с кроватью и не видит в этом ничего дурного, но постепенно разгорелся скандал, и началось расследование. В ноябре 2003-го Джексона даже арестовали по обвинению в совращении малолетних, но выпустили под залог — судебный процесс над ним длился около полутора лет. Присяжные оправдали поп-звезду за недостатком улик, но певец оказался вовсе не таким неуязвимым и, похоже, так и не оправился от скандала и его последствий. 25 июня 2009 года Майкл Джексон скончался от передозировки болеутоляющих и антидепрессантов во время репетиций шоу «This Is It, которое должно было стать его прощальной мировой гастролью. Накануне смерти он отрабатывал с балетной труппой номер на «Threatened», в кульминации которого развенчанный поп-король замирал перед публикой в позе распятого Иисуса Христа. Майкл Джексон не первый раз сравнивал себя со Спасителем — в одном из интервью, данном уже после обнародованных обвинений, певец произнес: «Иисус велел — любите детей и будьте как дети: будьте юны, будьте невинны, будьте чисты и честны».

Вот и всё?

Со смертью Майкла Джексона обвинения в насилии над детьми не прекратились, хотя певца уже почти 10 лет как нет в живых. Новую волну общественного осуждения запустил четырехчасовой документальный фильм «Покидая Неверленд» Leaving Neverland»), в котором двое взрослых мужчин — хореограф Уэйд Робсон (36) и айтишник Джеймс Сейфчак (41) — в шокирующих деталях рассказывают о том, как в детстве стали сексуальными жертвами поп-короля. Премьера фильма британского режиссера Дэна Рида состоялась на американском фестивале независимого кино Sundance, потом его показал популярный телеканал HBO (а у российского Первого канала на это не хватило духу) — и мир взорвался в спорах. «Покидая Неверленд» обнажает спутанный клубок трудных вопросов, на часть из которых нет однозначных ответов. Например:

1. Совершал ли Майкл Джексон акты сексуального насилия над детьми?

Нет, пока это не признано в суде. При жизни певца прошло два подробных уголовных расследования, проведенных калифорнийской полицией с привлечением сил ФБР, и они не нашли тому веских доказательств. Дойдут ли свидетельства о насилии, предъявленные Уэйдом Робсоном и Джеймсом Сейфчаком в «Покидая Неверленд», до американской юстиции и станут ли поводом для возобновления расследования — пока неясно. Робсону и Сейфчаку уже было отказано в исках, поданных в 2013 и 2014 годах в адрес компаний, занимавшихся делами Майкла Джексона, — впрочем, по техническим причинам, а не из-за несостоятельности обвинений. Кроме того, на суде по делу Гэвина Арвизо в 2004-м Уэйд Робсон говорил о том, что его дружба с Майклом Джексоном была чиста и непорочна, — в фильме Дэна Рида он объясняет свое лжесвидетельство тем, что хотел защитить певца от тюрьмы. Кроме признаний главных героев фильма, доказательств тому, что Майкл Джексон занимался мастурбацией и сексом с детьми, в «Покидая Неверленд» нет.

Уэйд Робсон, кадр из фильма «Покидая Неверленд»Уэйд Робсон, кадр из фильма «Покидая Неверленд»© Amos Pictures
2. Был ли Майкл Джексон педофилом?

Скорее всего, да. Несмотря на то что певец был дважды женат на взрослых женщинах и стал отцом двоих детей, его привлекали мальчики, причем допубертатного возраста. Майкл Джексон и не скрывал этого. Но педофилия — это сексуальное расстройство, медицинский диагноз, который должен быть установлен и подтвержден специалистами. Это болезнь, а не преступление. Далеко не каждый педофил вступает с субъектом влечения в сексуальные отношения. Желание находиться в компании несовершеннолетних и даже спать с ними в одной постели юридически не считается насилием (хоть и выглядит в принятых сексуальных нормах очень странным) и не является уголовно наказуемым.

Джеймс Сейфчак, кадр из фильма «Покидая Неверленд»Джеймс Сейфчак, кадр из фильма «Покидая Неверленд»© Amos Pictures
3. О чем нам рассказывает фильм «Покидая Неверленд»?

Это точно не фильм-расследование о сексуальных пристрастиях Майкла Джексона. Режиссер Дэн Рид не пытается найти истину в этом вопросе и не ставит свидетельства главных героев под сомнение. Для него Майкл Джексон — однозначно абьюзер, и фильм раскрывает механику его действий. Разрушительная сила его манипуляций простиралась не только на детей, но и на их родителей и начиналась задолго до того, как они пересекали порог Неверленда. Улыбаясь ослепительной улыбкой суперзвезды, Майкл Джексон подчинял себе сознание больших и маленьких еще с экранов телевизоров и с постеров в спальнях. Он покорял их своим обаянием при личной встрече и подкупал своими неограниченными возможностями, по-детски бурно осыпая сладостями, подарками и деньгами. Поп-король соблазнял каждым своим движением — скорее всего, сам не осознавая последствий своих действий.

«Иисус велел — любите детей и будьте как дети: будьте юны, будьте невинны, будьте чисты и честны».

А последствия эти были ужасны — и Майкл Джексон за них поплатился: его жизнь, казавшаяся олицетворением американской мечты, была разрушена. Исковерканы были и судьбы мальчиков, пересекших порог Неверленда. Самые душераздирающие моменты фильма Дэна Рида — не те, когда Робсон и Сейфчак вспоминают эпизоды сексуального насилия над собой (к слову, они делают это довольно буднично), а когда из монологов жертв становится понятно, что они до сих пор вспоминают своего «монстра» с теплотой и даже с любовью, но не могут простить своих мам за то, что они, ослепленные чужим богатством и успехом, это допустили.

4. Кто виноват?

Не только Майкл Джексон, который и сам был жертвой отца-абьюзера, сломавшего сыну психику ради успеха в шоу-бизнесе. Ответственность за незалеченные душевные травмы Уэйда Робсона и Джеймса Сейфчака должны разделить все взрослые, имевшие отношение к тому, что происходило в Неверленде, — и люди, работавшие на поп-звезду и закрывавшие глаза на карусель соблазнений, и родители, которые сами вели к вратам Неверленда малолетних чад. Если отвлечься от магнетической фигуры Майкла Джексона (хотя это и очень трудно), «Покидая Неверленд» поднимает очень болезненную тему — как, потакая своим прихотям и слабостям, взрослые калечат судьбы детей.

© Amos Pictures
5. Как шум вокруг «Покидая Неверленд» отразится на отношении к наследию Майкла Джексона?

Несмотря на то что на волне возмущений и споров несколько радиостанций в Канаде и Новой Зеландии изъяли его хиты из эфира, а в Манчестере статую певца убрали из Национального музея футбола (что она вообще там делала?), после премьеры фильма интерес к песням и клипам Майкла Джексона вырос. И это вполне объяснимо — как гласит афоризм, «любое упоминание ведет к переизданию». Скорее всего, персональный музей Майкла Джексона так и останется нереализованным проектом компании, управляющей его наследством, но из энциклопедий его имя уже не вычеркнуть — он останется в них одним из величайших поп-артистов XX века. Был ли в частной жизни Майкл Джексон агнцем или монстром, его лучшие песни, над которыми работали десятки выдающихся профессионалов, хуже от этого не становятся — это подлинные бриллианты поп-музыки, которые могут и впредь дарить радость и утешение миллионам.

6. Следует ли бойкотировать песни Майкла Джексона?

Это ваш личный выбор. На мой взгляд, музыка, даже написанная убийцей, непорочна и может остаться в веках — в мировой истории есть как минимум один пример этому. Музыка неуязвима.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241440
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249487
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416181
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420432
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425677
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427028