Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241883«А это еще одна любимая песня Миши Козырева», — сообщила, улыбаясь, Диана Арбенина и ударила по струнам. Под резвый гитарный бой она исполнила обращение к милому другу с рефреном «Не старей — мы будем с тобой красть коней». Лидер «Ночных снайперов», с выбритыми висками и челкой-хохолком, затянутая в черное, и сама выглядела так, как будто «пошла на дело»: глаза горят, щеки пунцовеют. Было видно, что ей, по-мальчишески ерошившей волосы, очень нравится выступать здесь — на веранде клуба Jagger, отмечая свое творческое 20-летие новым акустическим двойником «Песни как они есть».
Бывшего программного директора «Нашего радио», нынче пропагандирующего свою версию российской музыки на канале «Дождь», во дворе Jagger'а не было, равно как и заявленных в пресс-приглашении других VIP-гостей — Чулпан Хаматовой, Ивана Урганта, Галины Волчек и Аллы Пугачевой. С уверенной в каждом своем движении Арбениной не сводила глаз сотня преданных фанатов — в основном молодых женщин, хоть многие из них, чуть ли не половина, выглядели и вели себя необычно, что называется, по-пацански: короткие стрижки, рваные челки, обильный пирсинг, ненакрашенные губы, потертые джинсы и громкий смех. Некоторые, сбившись в компании, жадно пили пиво или курили кальяны. В самом дальнем от сцены и темном углу две девушки с одинаковыми короткими прическами, светленькая и темная, застыли, обнявшись, ловя каждое слово, которое неслось со сцены.
А со сцены летели песни о любви и влюбленностях. Искренние до неприкрытой наготы. Страстные до некоторой пошлости. Подражающие то Вертинскому, то Высоцкому, то Окуджаве, то неизвестному дворовому автору. Исполненные подкупающе честно. Арбенина взахлеб пела свои старые, написанные в разные годы, песни, которым отвели первый диск альбома, «Тени в раю», и песни совсем новые, собранные на его второй части «Между нами». Новые были тщательно отполированные, старые — простоватые и шероховатые, оттого более обаятельные, оставляющие занозы в памяти. Для Дианы Арбениной каждая песня с акустического двойника — это дневниковая запись, вызывающая воспоминания. «Это было написано в Питере. Мы снимали квартиру на окраине, в Рыбацком. Это было после какой-то вечерины, когда кто-то кому-то дал по морде и этот кто-то чуть не вывалился с балкона». К дневникам странно предъявлять стилистические претензии. Двойной акустический, записанный как концерт на кухне, — это Арбенина как она есть.
Фанаты певицы, и коротко стриженные, и с длинными локонами, назубок знали старые песни и подпевали своей героине. Когда Диана Арбенина затянула самую откровенную — «Сливки со льдом», полная девушка по соседству несколько раз восторженно вскрикнула: «Это ж мои 17 лет!». На руке у нее блеснуло обручальное кольцо.
Самой непонятной из новых песен для поклонников оказалась колыбельная «Sumarok», мелодия которой напоминает традиционную еврейскую. «Что такое “сумарок”, Диана?» — спросили из зала под конец выступления. «Это заклинание всех матерей», — ответила певица и рассказала, как сжималось ее сердце от страха, когда она слышала плач своего сына за больничными дверями, и как она молилась о том, чтобы ничто их не разлучило.
К дневникам странно предъявлять стилистические претензии.
Диана Арбенина сейчас с головой в материнстве. Три с половиной года назад у нее родились двойняшки — Артем и Марта. На пресс-конференции, предварявшей концерт, больше и охотнее всего Арбенина говорила о своих детях, которые думают, что маму зовут Диня, а ее работа — играть на гитаре. Она трогательно рассказывала, как водит их в садик, читает «Рабочую азбуку» Бродского и поет им песни, те же, что и своей публике. По словам певицы, она подумывает о том, чтобы записать альбом детских песен.
Диана Арбенина очень открыта и искренна — в речах и песнях, это подчеркивает и даже гордится. Видимо, за эту наготу чувств Арбенину обожают поклонники и уважают журналисты, которые оберегают певицу от неудобных вопросов. За долгие годы пребывания в статусе одной из главных отечественных звезд в ЛГБТ-сообществе Диана Арбенина никогда открыто не высказывалась о дискриминации геев и лесбиянок в России, о запрете на усыновление для однополых пар и о гей-пропаганде, за которую, вполне возможно, скоро будут считать и прически — например, бритые виски и дерзкий хохолок. Журналисты ей не задают таких вопросов, будто понимают, что поставят ее в неразрешимую ситуацию выбора — между искренностью и безопасностью близких. Они охраняют ее иллюзорное состояние «души нараспашку», попавшей в общество зачехленных. Как объяснила мне одна тележурналистка у сцены Jagger'а, перекрикивая мощный голос Арбениной: «Она это заслужила». За двадцать-то лет.
На следующий день после того, как заслуженная певица представила в Jagger'е свои песни-дневники, очередной единоросс в Госдуме предложил лишать родителей, «уличенных в гомосексуальных отношениях», родительских прав. Сумарок.
5 декабря состоится большой юбилейный концерт Дианы Арбениной в Crocus City Hall.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241883Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249728Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416384Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202417056Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419773Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420599Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425660Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425855Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427196