9 сентября 2013Современная музыка
114

Как она есть

Диана Арбенина представила двойной акустический альбом «Песни как они есть». На презентации ДЕНИС БОЯРИНОВ размышлял, как незавидно быть душой нараспашку в обществе зачехленных

текст: Денис Бояринов

«А это еще одна любимая песня Миши Козырева», — сообщила, улыбаясь, Диана Арбенина и ударила по струнам. Под резвый гитарный бой она исполнила обращение к милому другу с рефреном «Не старей — мы будем с тобой красть коней». Лидер «Ночных снайперов», с выбритыми висками и челкой-хохолком, затянутая в черное, и сама выглядела так, как будто «пошла на дело»: глаза горят, щеки пунцовеют. Было видно, что ей, по-мальчишески ерошившей волосы, очень нравится выступать здесь — на веранде клуба Jagger, отмечая свое творческое 20-летие новым акустическим двойником «Песни как они есть».

Слушать альбом на yandex.ru

Бывшего программного директора «Нашего радио», нынче пропагандирующего свою версию российской музыки на канале «Дождь», во дворе Jagger'а не было, равно как и заявленных в пресс-приглашении других VIP-гостей — Чулпан Хаматовой, Ивана Урганта, Галины Волчек и Аллы Пугачевой. С уверенной в каждом своем движении Арбениной не сводила глаз сотня преданных фанатов — в основном молодых женщин, хоть многие из них, чуть ли не половина, выглядели и вели себя необычно, что называется, по-пацански: короткие стрижки, рваные челки, обильный пирсинг, ненакрашенные губы, потертые джинсы и громкий смех. Некоторые, сбившись в компании, жадно пили пиво или курили кальяны. В самом дальнем от сцены и темном углу две девушки с одинаковыми короткими прическами, светленькая и темная, застыли, обнявшись, ловя каждое слово, которое неслось со сцены.

© РИА «Новости»

А со сцены летели песни о любви и влюбленностях. Искренние до неприкрытой наготы. Страстные до некоторой пошлости. Подражающие то Вертинскому, то Высоцкому, то Окуджаве, то неизвестному дворовому автору. Исполненные подкупающе честно. Арбенина взахлеб пела свои старые, написанные в разные годы, песни, которым отвели первый диск альбома, «Тени в раю», и песни совсем новые, собранные на его второй части «Между нами». Новые были тщательно отполированные, старые — простоватые и шероховатые, оттого более обаятельные, оставляющие занозы в памяти. Для Дианы Арбениной каждая песня с акустического двойника — это дневниковая запись, вызывающая воспоминания. «Это было написано в Питере. Мы снимали квартиру на окраине, в Рыбацком. Это было после какой-то вечерины, когда кто-то кому-то дал по морде и этот кто-то чуть не вывалился с балкона». К дневникам странно предъявлять стилистические претензии. Двойной акустический, записанный как концерт на кухне, — это Арбенина как она есть.

Фанаты певицы, и коротко стриженные, и с длинными локонами, назубок знали старые песни и подпевали своей героине. Когда Диана Арбенина затянула самую откровенную — «Сливки со льдом», полная девушка по соседству несколько раз восторженно вскрикнула: «Это ж мои 17 лет!». На руке у нее блеснуло обручальное кольцо.

Самой непонятной из новых песен для поклонников оказалась колыбельная «Sumarok», мелодия которой напоминает традиционную еврейскую. «Что такое “сумарок”, Диана?» — спросили из зала под конец выступления. «Это заклинание всех матерей», — ответила певица и рассказала, как сжималось ее сердце от страха, когда она слышала плач своего сына за больничными дверями, и как она молилась о том, чтобы ничто их не разлучило.

К дневникам странно предъявлять стилистические претензии.

Диана Арбенина сейчас с головой в материнстве. Три с половиной года назад у нее родились двойняшки — Артем и Марта. На пресс-конференции, предварявшей концерт, больше и охотнее всего Арбенина говорила о своих детях, которые думают, что маму зовут Диня, а ее работа — играть на гитаре. Она трогательно рассказывала, как водит их в садик, читает «Рабочую азбуку» Бродского и поет им песни, те же, что и своей публике. По словам певицы, она подумывает о том, чтобы записать альбом детских песен.

Диана Арбенина очень открыта и искренна — в речах и песнях, это подчеркивает и даже гордится. Видимо, за эту наготу чувств Арбенину обожают поклонники и уважают журналисты, которые оберегают певицу от неудобных вопросов. За долгие годы пребывания в статусе одной из главных отечественных звезд в ЛГБТ-сообществе Диана Арбенина никогда открыто не высказывалась о дискриминации геев и лесбиянок в России, о запрете на усыновление для однополых пар и о гей-пропаганде, за которую, вполне возможно, скоро будут считать и прически — например, бритые виски и дерзкий хохолок. Журналисты ей не задают таких вопросов, будто понимают, что поставят ее в неразрешимую ситуацию выбора — между искренностью и безопасностью близких. Они охраняют ее иллюзорное состояние «души нараспашку», попавшей в общество зачехленных. Как объяснила мне одна тележурналистка у сцены Jagger'а, перекрикивая мощный голос Арбениной: «Она это заслужила». За двадцать-то лет.

На следующий день после того, как заслуженная певица представила в Jagger'е свои песни-дневники, очередной единоросс в Госдуме предложил лишать родителей, «уличенных в гомосексуальных отношениях», родительских прав. Сумарок.


5 декабря состоится большой юбилейный концерт Дианы Арбениной в Crocus City Hall.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241883
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249728
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416384
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420599
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425855
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427196