3 февраля 2020Современная музыка
146

Стюарт Стейплз: «Последние десять лет были самыми увлекательными для Tindersticks»

Лидер замечательной британской группы — о новом альбоме «No Treasure But Hope», киномузыке и взглядах на будущее

текст: Егор Антощенко
Detailed_picture© Christophe Agou

10 февраля в петербургском клубе «Морзе» и 11-го в московском Vegas City Hall выступит Tindersticks — тайное сокровище инди-музыки, замечательная британская группа, вот уже почти 30 лет записывающая самые вкрадчивые, мелодраматические и душевные песни на Земле. Накануне российских концертов мы побеседовали с лидером и вокалистом Tindersticks Стюартом Стейплзом о новом альбоме «No Treasure But Hope», киномузыке и преимуществах домашних ужинов перед ресторанами.

— Вы записали новый альбом меньше чем за неделю. Откуда такая скорость?

— Не то что я куда-то спешил, просто не хотел долго сидеть в студии, заниматься звуком и так далее. Хотелось, чтобы запись получилась как можно более человечной и живой, нужно было просто найти правильные время и место. До этого у нас было много альбомов, над которыми мы подолгу работали взаперти, — мне хотелось избежать этого чувства. Песни как будто приходили сами по себе, это был очень естественный процесс.

— А сами песни долго писались?

— Они росли сами по себе. Прошлой осенью я провел месяц в Греции, на Итаке, где размышлял, как должен был звучать новый альбом; там было написано много песен. Это особое место, прямо у моря — что очень сказалось на песнях. Впервые я попал туда 23 года назад, но только в последние годы решил, что буду проводить там больше времени.

— Отсюда, очевидно, эти средиземноморские мотивы в песне «Pinky in the Daylight». Вы слушали греческую музыку, когда писали ее?

— Здесь нет прямой связи. Эта песня была написана очень быстро на пароме в прекрасный солнечный день. Просто пришло чувство, которое мне, как часто со мной бывает, захотелось просто зафиксировать, ничего не объясняя. Момент, когда к тебе приходит новая песня, значит так много, что не хочется ничего расшифровывать — хочется его просто передать.

Tindersticks — «Pinky in the Daylight»

— Еще меня зацепила песня «See My Girls», рассказывающая об одиноком человеке, который работает за кассой и каждый день получает фотографии от дочерей из их путешествий по миру.

— Она была написана с точки зрения человека, который живет в каком-то уединенном месте и думает о чудесах и ужасах окружающего его мира. Дочки — это, что ли, такое средство передвижения для него, что-то, что соединяет его с этим миром… Иногда начинаешь писать песню — и будто пускаешься в неожиданное путешествие; так было и с «See My Girls». Я не думал о том, живет этот человек на греческом острове в Средиземном море или в Британии, но хотел передать его страх перед происходящими в «большом мире» вещами — такими, как миграция, например. Некоторые песни на «No Treasure But Hope» попадали в студию в почти законченном виде, с готовыми аранжировками и текстами, но «See My Girls» мы записывали по наитию, у меня даже не было готового текста.

Tindersticks — «See My Girls»

— Я очень удивился, узнав, что на обложке альбома «Simple Pleasures» — снимок вашей беременной жены. Я знаю, что она художница и работала над другими обложками Tindersticks. Что насчет «No Treasure But Hope»?

— Мы обсуждали эту обложку, но это не ее работа. Мне не хотелось, чтобы обложка хоть как-то отражала песни, расшифровывала их. Она должна была просто отражать связь этих песен с морем, географией, что и было визуализировано с помощью карты.

— У Tindersticks много песен в духе Нэнси Синатры и Ли Хезлвуда — с мужскими и женскими партиями, пересекающимися в одной истории. Вы пишете их для конкретных певиц или это решается позже, когда песня уже готова?

— Когда думаешь о конкретном человеке, как показывает опыт, все получается легче. Когда я писал «Travelling Light», я не знал Карлу (Торгерсон, вокалистку группы The Walkabouts. — Ред.) лично, но думал о ее голосе… Это каждый раз происходит по-разному, не очень-то просто оказаться своим в мире Tindersticks... Легче и естественнее всего для меня было записываться с Лхасой де Селой (американская певица, умерла от рака в 37 лет. — Ред.), поэтому теперь каждый раз, когда хочется написать песню для женского голоса, я думаю о ней и очень скучаю. Впрочем, я в принципе очень по ней скучаю.

Tindersticks feat. Lhasa de Sela — «Sometimes It Hurts»

— Еще одна песня, довольно нехарактерная для вашего каталога, — это «My Sister»: такой поток сознания с хорошей щепоткой черного юмора. Как она родилась?

— Эту историю написал Дейв Бултер (клавишник Tindersticks. — Ред.), когда мы жили в одной квартире. Дэвиду вообще удается придумывать такие истории — еще одним хорошим примером является песня «Chocolate». Он написал текст «My Sister» в ванной, когда ждал окончания стирки. Просто оставил листок с текстом где-то в квартире, я прочел его, изумился и понял, что с этим надо что-то делать. Мы довольно долго мучились с аранжировкой, тянули одеяло в разные стороны и были недовольны друг другом, но в итоге все, кажется, получилось. Вообще в Tindersticks в этом смысле царит демократия: все участники могут предложить свою идею, и, если она вдохновит остальных, из этого получится песня.

Tindersticks — «My Sister»

— Вы неоднократно писали музыку для фильмов режиссера Клер Дени; сложно ли с ней работать?

— И да, и нет. Она никогда не говорит: мне нужна музыка для этой сцены, которая будет длиться столько-то минут, — и вот примеры того, как это должно звучать. Обычно она дает мне сценарий, а потом мы встречаемся и обсуждаем, как она «слышит» этот фильм. Если моя музыка ей нравится, она объясняет, что именно ее цепляет. Если нет — она тоже готова объяснить почему. Я бы не сказал, что это простой процесс. Но одновременно это не регламентировано, как в случае со многими саундтреками к блокбастерам. Это действительно сотрудничество, и это всегда вызов.

— Для последнего фильма Дени «Высшее общество» вы написали песню «Willow», которую исполнил Роберт Паттинсон. Вы изначально слышали его голос в этой песне или писали ее для себя?

— Когда я написал эту песню, мне показалось, что ее должен исполнить именно его герой — мне не хотелось бы вводить новый голос. Надо сказать, что мы несколько раз встречались с Паттинсоном, разговаривали о музыке и саундтреке к фильму. Это не было каким-то специальным проектом или рекламой, мы вообще ничего не афишировали: я просто послал песню Паттинсону, и она ему понравилась, потом мы записали ее в Лондоне всего за день и послали Клер, которая была от нее в восторге. И несмотря на то, что для этой песни не было места в фильме, она стала его концовкой.

Tindersticks — «Willow» (feat. Robert Pattinson)

— Блиц! Я задаю вопросы максимально коротко, отвечать коротко не обязательно. Боб Дилан или Леонард Коэн?

— Не хотел бы выбирать среди них. Они оба очень важны для меня, хотя очень по-разному.

— Кендрик Ламар или Канье Уэст?

— То же самое! Они оба вдохновляют меня, но очень по-разному. Возможно, Ламар мне ближе — он вселяет в меня надежду на будущее поколение. В его работах всегда есть дух приключений, он берет приземленные и сложные темы и преобразует их в одухотворяющую музыку — в этом он чем-то напоминает мне Кертиса Мейфилда, хотя по-настоящему не похож ни на кого. Канье тоже гений, но он, скорее, шоумен, энтертейнер.

— «Новая волна» во французском кино или «новая волна» в британской музыке?

— Я сформировался благодаря музыке, появившейся в Британии после панк-рока, который разрушил множество барьеров. Особенно это касается певцов: на рубеже 1970-х и 1980-х появилось много вокалистов, которые могли казаться не очень профессиональными, но им сразу хотелось верить. Такие люди, как Иэн Кертис или Марк Алмонд, — если бы не они, я бы не мог даже помыслить о том, чтобы петь или сочинять песни. Боб Дилан и Леонард Коэн — их я открыл для себя гораздо позже.

— Джон Барри или Эннио Морриконе?

— Обожаю обоих, но Морриконе выигрывает с небольшим перевесом.

— Ноттингем, где вы родились, или регион Лимузен во Франции, где вы живете сейчас?

— Любое место, кроме Ноттингема (смеется). Я уехал оттуда в 1990-м — прошло столько времени! Несмотря на все детские воспоминания и особые чувства к родному городу, у тебя всегда должна быть возможность уехать, найти другое место, с которым тебя что-то роднит.

— Хороший виски или хорошее вино?

— Если честно, я очень давно не пил вино и редко пью виски. Но выберу сингл-молт; мне очень нравится японский виски Nikka.

— Ужин дома или в ресторане?

— Поход в ресторан должен быть событием, а не рутинной вещью. Так что в обычный вечер я останусь готовить дома. Мне кажется, что готовка одного блюда — это как запись одной песни: сразу хочется чего-то еще. Мне очень нравится индийская кухня; когда мы жили в Англии, готовили много индийских блюд — Дэвид (Бултер) очень хорош в этом и многому меня научил. Кроме того, мой сын — шеф в мишленовском ресторане, так что, когда он не работает, ужин сразу же становится остросюжетным.

— И последнее: вы думаете о том, что ждет Tindersticks в будущем?

— Это очень странно, но скоро Tindersticks исполнится 30 лет. Последние десять из них были, наверное, самыми интересными и увлекательными — если бы кто-то мне сказал, что все сложится так, я бы не поверил... Когда я думаю об этом сейчас, мне кажется, что все складывается из маленьких шагов. Маленьких вещей, импульсов, идей, которые ты должен пропустить через себя и выпустить и которые вместе вырастают во что-то большое. Как с песней «Pinky in the Daylight» — еще минуту назад ее не было, а уже через пять она ожила. Такие моменты открывают перед тобой новый горизонт, заставляют тебя двигаться дальше, и ты даже не знаешь, куда все это тебя приведет.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244870
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246431
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413024
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419513
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423591
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428898
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429551