7 апреля 2020Современная музыка
100

Концерты и фестивали: что нас ждет летом

Пандемия — смерть индустрии или полезный стресс-тест? Отвечают продюсеры фестивалей «Дикая мята», Stereoleto и «Усадьба Jazz», основатели «ГлавClub'а» и SAV Entertainment

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Getty Images

Количество жертв коронавируса во всем мире продолжает расти. Целые страны сидят на карантине. Границы закрыты. Массовые мероприятия отменены. В Европе и США начали переносить летние музыкальные и театральные фестивали.

К какому варианту развития событий в России готовятся продюсеры крупных фестивалей и промоутеры — мы спросили у них самих и заодно узнали о том, как они относятся к онлайн-концертам и верят ли в поддержку государства.

Илья Бортнюк, продюсер фестивалей Stereoleto и «Части света»
Андрей Клюкин, продюсер фестиваля «Дикая мята»
Мария Семушкина, президент фестиваля «Усадьба Jazz»
Надежда Соловьева, основатель SAV Entertainment
Игорь Тонких, совладелец «ГлавClub'а»

Илья Бортнюк

продюсер фестивалей Stereoleto и «Части света»

K списку

Мы по-прежнему планируем фестивали Stereoleto и «Части света» в назначенные даты (4–5 июля и 5 сентября соответственно). Конечно, мы пересматриваем бюджет и стараемся минимизировать все расходы, но цены на билеты мы не планируем повышать, несмотря на увеличение курса евро почти на 25% (а у нас больше половины артистов — иностранцы). Но, конечно, мы следим за ситуацией и рассматриваем различные варианты развития событий.

Никто из артистов на данный момент не отказался выступать. Возвратов практически тоже нет, все всё понимают. Но все, конечно, обеспокоены и все время задают вопросы, ответов на которые ни у кого нет, кроме стандартной фразы «мы следим за ситуацией и будем оперативно на нее реагировать».

Конечно, у нас есть план Б — возможность переноса Stereoleto на более поздний срок, но мы рассматриваем такой вариант в случае запрета со стороны властей на проведение мероприятий в июле. Такое развитие событий мне кажется маловероятным, я не могу себе представить, что еще три месяца люди не будут никуда выходить, — все сойдут с ума, и весь концертный бизнес (как и любой другой, впрочем, не входящий в «системообразующие предприятия», которые получат поддержку от государства) накроется окончательно.

Пандемия уже отразилась на гастрольно-фестивальном рынке: бóльшая часть марта, апрель и бóльшая часть мая провалены — концертов нет (и не будет), соответственно, нет доходов. И восстановление тоже будет небыстрое, это очевидно. Что касается фестивалей — я все-таки надеюсь, что фестивали, запланированные на июль—август, состоятся, хотя можно ожидать падения спроса. А может, наоборот, всем надоест сидеть дома и все рванут на фестивали и вообще на улицу. Хотя денег будет меньше у всех, и хлеб все-таки на первом месте, а зрелища на втором.

Я не верю в онлайн-концерты.

Таких кризисов еще не было. Были финансовые кризисы, но там все было связано с падением рубля, ухудшалось экономическое положение, и все понимали, что да, будет плохо, тяжело, но более-менее можно было представить, сколько это продлится, и всегда можно было анализировать — как это было в предыдущий кризис, например, и делать какие-то прогнозы. Здесь же никто не может ничего спрогнозировать — как будет протекать пандемия, будут ли вторая и третья волны и т.д., тем более что все по-разному происходит в разных странах. Наверное, можно в чем-то сравнить ситуацию с началом 90-х в России, когда все рушилось — экономика, государственное устройство, все стороны жизни практически: тогда тоже была полная неопределенность. Но тогда хотя бы можно было эмигрировать — а сейчас эмигрировать некуда, кроме как «самоизолироваться».

Изменит ли пандемия отношение людей к фестивалям и большим концертам и подход организаторов к их планированию и проведению? Вопрос в том, когда все закончится. Никто этого не знает. Наверное, какое-то время еще люди будут с опаской относиться к местам большого скопления людей, хотя с другой стороны — если бо́льшая часть переболеет, схлынет вся эта корона-истерия, то все уже будут более спокойны. Ну и люди, особенно молодые, все-таки в большинстве своем открыты и хотят общения, эмоций, поэтому какого-то серьезного изменения отношения к концертам и фестивалям не произойдет; я вообще уверен, что в будущем году все будут вспоминать это как страшный сон. Организаторы, конечно же, сейчас пересматривают полностью свой бизнес (как и все, кто занимается любым другим бизнесом) — ищут пути оптимизации, возможно, рассматривают новые направления, пересматривают эффективность процессов и персонала. Многие компании исчезнут, но это нормально, выживает сильнейший — или кто смог быстро перестроиться под новую реальность.

Я считаю, что государство должно поддержать всех, кто лишился возможности работать: не просто перенести налоги, а освободить от них минимум на полгода, компенсировать прямые убытки — как минимум зарплаты персоналу, которые непонятно как платить, и аренду. Пока что оно показывает себя не просто беспомощным, но и циничным — работать нельзя, мы все закрываем, но людей не увольняйте и платите зарплаты, в общем, е∗∗тесь как хотите, а мы пока поддержим «Макдоналдс» и выделим еще больше денег на контроль за населением, чтобы его наказать, если что.

Что касается простых любителей музыки — в первую очередь, они могут поддержать организаторов, не сдавая билеты на перенесенные мероприятия. Что касается онлайн-концертов — я не верю в это. Любое онлайн-действие, в первую очередь, имеет смысл с точки зрения получения информации — или это еще может быть интересно как мем, прикол. Но концерт — это, прежде всего, эмоции, и их (по сравнению с обычным концертом) в трансляции практически нет. Насколько я знаю, для небольших артистов, которые дают таким образом концерты, заработка там тоже особо нет. Наверное, монетизация тут может быть — когда деньги дают не зрители, а телекоммуникационные компании, онлайн-кинотеатры, спонсоры. Но как временная мера: наверное, это может как-то работать сейчас — для поддержки музыкантов, в первую очередь. Где тут место организаторов — я не вижу, организаторы тут — это платформа и тот, кто предоставляет сам сервис.

Что касается лично меня, моей компании «Светлая музыка» и Stereoleto — за 20 лет мы пережили несколько кризисов, были тяжелые времена, но в итоге мы существуем и развиваемся: открыли в прошлом году концертную площадку на 2500 человек в Питере, сделали еще два фестиваля, планируем еще несколько новых. Уверен, что это тоже переживем. Я считаю, что препятствия тоже необходимы — они позволяют улучшаться и не дают расслабиться. Главное, чтобы все были здоровы!

Андрей Клюкин

продюсер фестиваля «Дикая мята»

K списку

До «Дикой мяты» три месяца, и пока мы готовим фестиваль в плановом режиме. Очень надеемся, что развитие ситуации с пандемией пойдет по китайскому сценарию и принятые меры будут действенными.

Динамика продаж билетов по понятным причинам снизилась, зрители, так же как и мы, следят за развитием событий. Но все музыканты настроены выступать, включая западных артистов. Пока ни один артист не отказался от выступления на «Дикой мяте».

Нам чуть проще, чем коллегам, так как в прошлом году мы выкупили землю, на которой проводится фестиваль, и мы в любой момент можем поменять дату проведения, согласовав, разумеется, ее с администрацией области. Это мы и делаем, готовясь к плану Б. С артистами мы также прорабатываем такую возможность.

Если зритель просит вернуть деньги за билеты — это 100% банкротство.

Мне сложно говорить о гастрольном бизнесе, так как мы нечасто проводим концерты, делаем это только в осенне-зимний период, выбирая только тех артистов, которые интересны нам с музыкальной точки зрения. Летом концертов мы не проводим — занимаемся фестивалями. Но я понимаю, что для промоутеров это тяжелейшее испытание и без поддержки со стороны правительства рынок рухнет. Сейчас отменяются и переносятся концерты, назначенные на март и апрель, может зацепить и май. И это серьезный удар. Потрачены деньги на гонорары, аренду, проведение рекламной кампании, и если зрители начнут сдавать билеты, то это 100% приведет к разорению и банкротству концертных и фестивальных агентств. Ничего похожего в моей жизни не было. Изменение курса валют, пандемия, запрет на проведение мероприятий — такой страйк сложно было представить.

Все же мы говорим о чрезвычайной ситуации, прецеденте, которого ранее не случалось и, я надеюсь, более не будет никогда. Думаю, что организаторы теперь всегда будут вносить в страховки пункт «пандемия». Но еще раз — это из ряда вон выходящая ситуация, такая, как наводнение или падение метеорита, а предусмотреть все невозможно.

Зрители могут поддержать любимый фестиваль только одним действием — в случае переноса не сдавать билеты. Как финансово устроен фестиваль: ты вкладываешь первичный капитал и оплачиваешь несколько артистов, продаешь билеты и на эти деньги подписываешь контракты с еще рядом артистов, часть денег пускаешь на рекламу и так далее. То есть по факту деньги со всех билетов, кроме тех, что покупаются на самом фестивале, организатор пускает в дело. И если зритель просит их вернуть, то это 100% банкротство. Государство, конечно, может помочь, оказав финансовую помощь организаторам, частично компенсировав потери. Но я не уверен, что такое возможно, в свете того, что нефть стала стоить 13 долларов за баррель.

Мария Семушкина

президент фестиваля «Усадьба Jazz»

K списку

Фестиваль «Усадьба Jazz» запланирован на 30–31 мая. И сейчас, после последнего выступления президента, мы понимаем, что шансов провести фестиваль в эти даты нет. Мы планируем говорить с музеем-усадьбой «Архангельское» о переносе фестиваля на июль-август. Отмену мы не рассматриваем вообще.

Артисты реагируют спокойно. Все с пониманием относятся к ситуации. Наша публика проявляет удивительную солидарность с нами. Билеты почти не сдаются и продолжают раскупаться. Я очень благодарна за это нашей преданной публике. И очень надеюсь, что в скором времени мы сможем конкретизировать и дату, и программу.

Как и во всех сферах, будет серьезный экономический спад на какой-то период. Но, с другой стороны, я не исключаю и подъема индустрии, так как аудитория будет испытывать огромный дефицит в эмоциях и развлечениях. Это время перемен. Кто-то утонет, кто-то поднимется. Фестиваль «Усадьба Jazz» переживает и без того непростой этап, но хочется верить, что мы все уцелеем. Или переродимся во что-то еще более прекрасное. Я оптимист и даже фаталист в каком-то смысле.

Мы уже переживали кризисы. Ведь любой фестиваль на открытом воздухе — это огромный риск. Самым большим ударом для нас был фестиваль под проливным дождем, где мы недополучили около 10 000 проданных билетов. А также фестиваль прошлого года, который, несмотря на шикарный лайнап и прекрасную организацию, совершенно не оправдал ожиданий по продаже билетов и еще и пострадал от отказа генерального спонсора в последний момент. Всеми силами я пыталась вытащить фестиваль, а тут еще грянула пандемия. Сейчас я очень надеюсь, что наши постоянные партнеры нас не подведут, разморозят бюджеты и мы сможем провести фестиваль, по крайней мере, в Москве. О других городах нашего традиционного тура я бы пока не думала. Хотя очень хочется снова вернуться в Питер, Воронеж, Екатеринбург, Сочи.

Музыкальные фестивали — это уникальные эмоции. Особенно если на фестивалях помимо драйва есть артисты, способные по-настоящему дать публике измененное состояние сознания, катарсис. На «Усадьбе Jazz» за ее 16-летнюю историю такое происходило не раз. Достаточно вспомнить эмоции людей от выступлений Cinematic Orchestra, Майкла Кивануки, Джейкоба Кольера, Юсефа Латифа, Авишаи Коэна, Донни Маккаслина, всеми любимой Нино Катамадзе, «АукцЫона» и других — на моей памяти десятки таких уникальных моментов. Никакой онлайн-формат не сможет это передать — это уникальное соединение публики и артиста.

Что касается подхода организаторов — лично я делаю только один вывод: нужен жесткий подход к планированию расходов, необходимо урезание лишних статей, соблюдение баланса между художественной и коммерческой частями. Но важно, конечно, чтобы при этом «магия» не пострадала, уникальная атмосфера. Это я буду всегда держать под контролем.

Фестивалю «Усадьба Jazz» очень нужна государственная поддержка. Просто деньги. Мы все сделаем сами, никакой организационной и информационной поддержки, как нам любят предлагать, нам не надо: нужны деньги, чтобы фестиваль состоялся в Москве и чтобы регионы тоже получили свою порцию радости и позитива. Любители музыки могут поддержать нас тем, что не будут поддаваться панике и не будут сдавать билеты.

© Getty Images
Надежда Соловьева

основатель SAV Entertainment

K списку

На сегодняшний день пандемия COVID-19 полностью остановила нашу индустрию. Нашу отрасль признали одной из самых пострадавших. Государство может помочь непосредственными вливаниями в отрасль и, безусловно, некоторыми изменениями в законодательстве, помочь нашему взаимодействию со страховыми компаниями. Представитель нашей индустрии был на встрече предпринимателей с президентом, мы передали главе государства письмо с описанием положения в нашей отрасли и с конкретными предложениями о помощи.

На сегодняшний день пандемия COVID-19 полностью остановила нашу индустрию.

Плана Б у нас нет. Будем вести работу в сфере интернет-трансляций и онлайн-концертов — это сфера, которая будет активно развиваться сейчас.

Мы очень надеемся, что, когда пандемия закончится, люди соскучатся по живым концертам и мероприятиям, будут чаще на них ходить. Хотим обратиться к публике: пожалуйста, не спешите сдавать билеты на перенесенные концерты и покупайте билеты на новые, когда все это закончится! Наша работа всегда зависела именно от вас, и сейчас ваша поддержка для нас просто жизненно необходима.

Игорь Тонких

совладелец «ГлавClub'а»

K списку

Я считаю достаточно вероятным сценарий, что режим самоизоляции 30 апреля закончится и после длинных майских выходных мы вернемся к станкам. Удаленная работа давно является частью нашей корпоративной культуры, мы работаем из разных городов и стран. Поэтому сейчас мы занимаемся своей обычной работой: верстаем (заново) расписание десятков концертов и туров, оптимизируем издержки, готовимся выполнять больший объем работ меньшим составом — ведь мы должны быть значительно эффективнее в преддверии прогнозируемого существенного снижения покупательной способности, а следовательно — спроса и выручки. Если запрет на массовые мероприятия продлится дольше, то задача станет сложнее, но есть опыт, команда, адреналин — мы готовы. Помните наше сторублевое ноу-хау? Можем повторить.

Артисты, к моему удивлению, относятся ко всему достаточно спокойно. Хотя нужно помнить, что у артистов, собирающих «ГлавClub», в кармане есть не только пачка сигарет. Правда, сложности могут начаться чуть позже, когда (и если) высокие гарантии артистов войдут в конфликт с низкими билетными продажами в «новом чудном мире». В случае концертов западных артистов добавился еще валютный риск — после пяти лет стабильного курса рубль опять поплыл.

Пандемия, скорее, полезна — хороший стресс-тест для армии копирайтеров, коучей и прочих инфлюэнсеров.

Полтора месяца перерыва проходят спокойно — после федеральной зачистки в связи с трагедией в «Хромой лошади» 10 лет назад питерский «ГлавClub» закрывался даже на два. У меня так и нет татуировок, но был бы красивый коллаж: 2020-й, 2014-й, 2008-й, 1998-й, 1994-й (кризисные годы. — Ред.). «Черный вторник» 1994-го случился аккурат в день первого из двух концертов Дэвида Бирна в «Горбушке».

Я не думаю, что пандемия серьезно скорректирует социальное поведение на досуге. На досуг может просто какое-то время не быть денег. А так она, скорее, полезна — хороший стресс-тест для армии копирайтеров, коучей и прочих инфлюэнсеров.

От государства я не жду ничего. Совершенно ничего. Уверен, что поддержка государства коснется только государственных же учреждений культуры. Отсрочка по налогам уже есть де-факто, но их все равно никто бы не смог заплатить полностью и вовремя. Простым любителям музыки я желаю быть здоровыми и поскорее вернуться к нормальной жизни, а мы по возвращении дадим им то, по чему они уже соскучились, — музыку и радость общения.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245117
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246665
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413225
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419690
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423756
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429058
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429705