23 апреля 2020Современная музыка
142

«Buchla может научить так необходимой сейчас гибкости мышления»

Композитор и продюсер Мария Теряева — о своих отношениях с легендарным синтезатором, новом альбоме «Conservatory of Flowers» и о музыкальной непредсказуемости

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Ar_Abeque

Мария Теряева играет и пишет музыку на Buchla — культовом модульном синтезаторе, изобретенном и сконструированном американским инженером Доном Буклой. Увлечение Марии этим редким инструментом началось несколько лет назад и полностью ее поглотило — только что она выпустила второй альбом «Conservatory of Flowers», где удивительные тембры и созвучия, на которые способен этот синтезатор, сплетены в экзотические пьесы-букеты с голосами птиц, человека и традиционных инструментов — от флейты до виолончели. Мы поговорили с Марией о том, как она стала поклонницей Buchla и чем этот инструмент соответствует духу нынешнего времени.

— Как в твоей жизни появился синтезатор Buchla?

— Я наткнулась на видео, где Кейтлин Аурелиа Смит исполняет композицию на Buchla Music Easel: меня очаровали тембры, звук был такой свежий и необычный, инструмент моментально меня заинтересовал.

Я стала втайне мечтать о Buchla, потому что сказать вслух «хочу инструмент за $5000, на котором даже играть не умею» не могла. Но я увидела большой потенциал.

Потом случилось совсем странно. Наткнулась на объявление во «ВКонтакте» о продаже модуля 208r. Это очень близкая к оригиналу 70-х годов копия Buchla Music Easel, сделанная российскими инженерами Ромой Филипповым и Александром Пленингером. Копия модуля стоила чуть меньше. На тот момент я уже знала о хорошей репутации этого модуля, поэтому, не раздумывая, купила — со сломанным ревером и в кейсе, больше похожем на ящик для хранения овощей.

— Модульные синтезаторы, особенно Buchla, в последнее время сильно фетишизированы. За ними закрепился культовый и элитарный статус — они выглядят эффектно, использовать их модно. Однако Buchla дорог, сложен в управлении, имеет очень узнаваемое звучание, и, хоть и создан для студийных экспериментов, добиться от него нового и оригинального звука довольно тяжело. Кроме того, с ним невероятно сложно давать концерты. Как ты с этим справляешься?

— Я бы назвала это заслуженным вниманием к гениальному инструменту. Это инструмент с огромными возможностями, но и большими требованиями: он требует усидчивости, внимания, очень чувствителен в настройках — это не всем подходит.

У каждого инструмента свои уникальные характеристики: свой звук есть и у Telecaster, и у Buchla. Музыкант делает выбор, исходя из своего вкуса и задач; вопрос оригинальности законченной работы остается за музыкантом. Возьмем, например, последние работы Amon Tobin, Floating Points, любой альбом Кейтлин Аурелиа Смит и Джонатана Фитусси: у них у всех в основе Buchla с тем самым фирменным звуком, но результат очень разный, везде в первую очередь слышен автор.

Давать концерт с Buchla — отдельное удовольствие: как раз там он хорошо раскрывается, можно ощутить его мощь, но нужен навык выступлений, как и с любым другим инструментом.

У меня, к сожалению, еще сильна тяга сыграть простую человеческую мелодию.

— Расскажи про свой инструмент. Есть ли у него история — как он попал к тебе?

— Я была уверена, что дальше модуля 208r дело не пойдет, но сломанный ревер, который нужно было чинить после покупки, познакомил меня с Сашей Пленингером. Саша впоследствии предложил присоединиться к его компании инновационных инструментов Keen Association в качестве эндорсера, и мы также собираем вручную небольшой тираж каждого нового инструмента. Получается, что примерно раз в год к моей системе добавляется изобретение от Keen Association, и по мере возможности я покупаю оригинальные модули из серии 200e. Такой умеренный темп как раз подходит для вдумчивого изучения каждого модуля.

© Андрей Рапуто

— Как ты пишешь музыку на Buchla? Какие еще электронные инструменты используешь в процессе создания композиций?

— Люблю все делать внутри системы и записывать разом, рада, когда так получается — на одном дыхании. По крайней мере, стремлюсь, чтобы минимум 60 процентов композиции было сделано одним дублем, без редактирования; затем можно что-то добавить — например, мелодию или элементы аранжировки. Из электронных инструментов на альбоме только Buchla.

— Ты говорила, что для трека «SØS» «пошла по пути кропотливого сбора каждого отдельного звука»: не могла бы ты описать поподробнее эту технику?

— Запись трека растянулась во времени на два года, я делала его параллельно c остальными. Было интересно синтезировать все звуки именно на Buchla — каждый звук, от перкуссии до мелодии, — но при этом собрать все в привычную структуру в Logic. Я бы назвала эту технику «я так больше делать не буду».

— На альбоме появляются сэмплы птичьих голосов, акустические инструменты — труба, флейта, саксофон, виолончель — и даже вокал Вадима Королева из OQJAV. Почему синтезатора Buchla тебе недостаточно? Ведь идея его создателя Дональда Буклы была в том, что его инструмент предоставит композиторам невероятную по богатству и разнообразию звуковую палитру.

— Да, это так: у меня получалось сделать на Buchla и птичьи голоса, и трубу, и какие-то скрипочки. Получалось все, кроме Вадика Королева. Но играть тональную музыку на Buchla достаточно сложно, кроме того — бессмысленно. У меня, к сожалению, еще сильны привычка и тяга сыграть простую человеческую мелодию или гармонию, и в таком случае проще привлечь музыкантов, а для живых выступлений это еще и необходимо: все звучит богато и гармонично.

Я бы назвала эту технику «я так больше делать не буду».

Conservatory — в переводе с английского это не только «консерватория», но и «оранжерея». Почему ты так назвала альбом? Есть ли у записи какая-то концепция или это просто сборник треков за последний период?

— Специально придуманной концепции нет, но определенные задачи я ставила. Мне хотелось развить, как мне кажется, удачно найденное сочетание инструментов и настроение трека «Фокусы» с первого альбома. Поэтому большинство треков я сочинила на даче в Подмосковье в летний период: там я чувствую максимальную легкость и радость.

Название — это мои личные ассоциации c музыкой: отдельное здание с большой концентрацией экзотических растений.

— Когда-то звучание синтезатора Buchla (да и вообще электронная музыка) ассоциировалось с будущим, космосом, бесконечным научным прогрессом и т.д. На твой взгляд, в каком смысловом поле оно сейчас пребывает и в какое ты бы его хотела поместить?

— Сейчас у человечества происходит, возможно, самая сильная смена парадигм за последние десятилетия, но есть кое-что в Buchla, что невероятно попадает в суть сегодняшнего дня. Uncertainty — так называется фирменный алгоритм Buchla, который сильно отличает его от других электронных инструментов, — источник музыкальной непредсказуемости. Режиссер клипа «SØS» очень хотел, чтобы в клипе фигурировало какое-то слово, и еще год назад выбрал «uncertainty» — и вот мы живем в times of uncertainty. Возможно, именно Buchla может научить так необходимой сейчас гибкости мышления.

— Очень интересно послушать твой альбом, созданный на аналоговом модульном синтезаторе, на аналоговом носителе — виниловой пластинке. Расскажи, какой она будет и когда выйдет.

— Пластинка выйдет 14 мая на новом эстонском лейбле Hidden Harmony Recordings довольно большим тиражом в 600 штук, 100 из них будут со специальной ароматической бумагой от ольфакторного художника Лили Нейман. Она специально создала запах для альбома: так слушатель может зажечь бумажку с названием песни и получить новый опыт во время прослушивания.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241289
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249440
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416089
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420393
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425637
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426977