28 марта 2014Современная музыка
305

Бегун по жизни

От чего бежит певец-атлет Валерий Яковлевич Леонтьев в год своего 65-летия

текст: Денис Бояринов
Detailed_picturedeltaplan.vl-club.ru

Валерию Яковлевичу Леонтьеву не дашь 65 лет, прожитых в Российской Федерации. На сцену он выходит пружинящей походкой. Встает под софиты в литую позу, будто под татуированной кожей он цельнометаллический, как Терминатор. Фигура атлета, осанка гимнаста, зубы снежной белизны. Только кожа, вены на руках да и сами руки — руки трудяги — говорят о его почтенном возрасте и трудной биографии советского-российского артиста, в которой отражена непростая история нашей страны: послевоенное детство, проведенное в том числе в юрте (отец Леонтьева — оленевод-зоотехник, переброшенный с Сахалина в Коми), музыкальная школа, ПТУ, кирпичный завод, Воркутинский горный институт, Сыктывкарская и Ворошиловградская филармонии с выездными концертами по окружным селам и деревням, месячные гастроли в охваченном войной Афганистане-84 и так далее, и так далее, и так далее.

Валерий Яковлевич Леонтьев повидал многое — жаль, он скупо делится воспоминаниями и недолюбливает социальные сети. С 1979 года, когда началась его всесоюзная карьера, он многократно объездил одну шестую часть суши и другие страны. И не снижает когда-то заданного темпа: в юбилейном марте у него было назначено 9 концертов, через месяц, в мае, — 15, от Якутска до Израиля. Надо учитывать, что концерт 65-летнего Леонтьева — это два с половиной часа плясок с переодеваниями, бесконечных па с балетом и даже стойкой на руках. Нагрузка для чемпионов. Что такое гиподинамия, о которой советская страна узнала в середине 1980-х из песни Леонтьева, ему до сих пор неизвестно:


Валерий Леонтьев воспел движение и танцы. За это его полюбили в СССР, где артистам долгое время предписывалось стоять столбом. Леонтьев начал с «Танцевального часа на солнце», за который получил первую премию международного фестиваля «Золотой Орфей — 1980». «И спиральный, и турбулентный» голос певца выделывал акробатические трюки, жонглируя сложной строфой Семена Кирсанова и не сбиваясь с затейливого ритма, заданного Давидом Тухмановым. На обложке винилового миньона с этой песней, выпущенной фирмой «Мелодия» по следам конкурса, имя певца крупно написано по-английски: Valery Leontiev. Сам он, не по-советски одетый и подпоясанный, залихватски заложив руку за голову, летит куда-то протуберанцем — летит в ту же сторону, что и безумно популярный тогда в Союзе диско-ансамбль Boney M на альбоме «Nightflight to Venus».

По фактуре внешности и голоса Валерию Леонтьеву больше всех в Советском Союзе подходило диско. В его исполнении оно смотрелось максимально органично. Первый виниловый гигант певца, «Муза» (1982), движется в диско-ритме — даже в патриотической «Ненаглядной стороне» и цыганском романсе «Там, в сентябре» пульсирует грув. «Муза» Леонтьева резва и непоседлива, она подобна пушкинской строфе — «то стан совьет, то разовьет и быстрой ножкой ножку бьет».

deltaplan.vl-club.ru

Альбом стартует с «Полета на дельтаплане», ставшего образцовым советским диско-хитом. Гибкий и пластичный голос певца почти с места взмывает ввысь. «Полет на дельтаплане» получился практически случайно — редактор радио уговорил Леонтьева записать песню на музыку Эдуарда Артемьева из фильма «Родня», в котором юная героиня сбегала от семейных драм в песню Boney M «Sunny». Легкое крыло артемьевского «Дельтаплана», разогнанного голосом Леонтьева, так же как и «Sunny», до сих пор уносит людей с танцпола прямо в небо. Забавно, что на долгое время Леонтьев забыл про существование «Дельтаплана», не исполнял песню на концертах и вспомнил о ней только в 2000-х, когда узнал, что на нее делают ремиксы диджеи и она живет собственной клубной жизнью.

После «Музы» в дискографии у Валерия Леонтьева было много разных танцев: канкан, танго, твист, рок-н-ролл, буги-вуги, сальсы, вальсы — танцы одиночные, парные и коллективные, интимные и спортивные. Артист обожает танцевать и вообще синхронное движение, потому что, как известно, движение — это жизнь. «Все бегут, бегут, бегут, бегут, бегут...» — пел Леонтьев в одном из главных своих советских хитов и сам всегда бежал быстрее всех. Он бежит до сих пор, сейчас — от возраста: на его последнем альбоме «Любовь-капкан», выпущенном к 65-летию, звучат молодецкие ритмы.

Артист — заложник своей публики. От нее ему не скрыться ни на каком дельтаплане.

Леонтьев пел не только песни о танцах и для танцев. В начале карьеры вместе с дискотечными «Кружатся диски» и «Кто виноват» он виртуозно исполнял тухмановские опыты в арт-роке «Памяти гитариста» и «Памяти поэта», сочиненные на стихи Рождественского и Вознесенского. В 1984-м певец выступал с концертной программой «Бегу по жизни»: ей дала название сюрреалистическая песня о бегуне, пробежавшем мимо своей любви и своего звездного часа, — это был практически хард-рок, с которым в СССР тогда боролись. В перестройку он пел социально-критические песни Игоря Талькова — отчаянный «Афганский ветер» и едкие «Забинтованные лбы». Тогда же он солировал в рок-мюзикле «Джордано», в котором одновременно играл три главные роли — Джордано Бруно, Шута и Сатаны. Но время показало, что при всем богатстве профессиональных возможностей и универсальности дарования публике он был милее за мускусную силу голоса и мускульный рельеф. В восьмидесятых она полюбила певца-атлета, не стеснявшегося показывать свою сексуальность, и экстравагантно одетого дамского угодника и ни за что не хотела расставаться с этим образом. Потакая аудитории, в разгульных 1990-х суперпрофессионал Валерий Леонтьев, который называл себя «животным для сцены», превратился в эдакого альфа-певца, поп-Казанову, привозившего в каждый уголок необъятной и неуютной страны шоу-балет и одурманивающую атмосферу стрип-клуба. «Кончайте, девочки», — иронически намекал со сцены певец в кожаных шортах на молниях, но «девочки» в зале никак не могли насытиться:


Артист — заложник своей публики. От нее ему не скрыться ни на каком дельтаплане. Хотя в середине 1990-х Леонтьев чуть не убежал от своей аудитории (как в песне «Бегу по жизни») и до сих пор вспоминает это с тревогой. Под руководством своенравного гения Юрия Чернавского он записал на американских студиях две пластинки — «По дороге в Голливуд» и «Санта-Барбара», которые и сейчас, спустя почти 20 лет, звучат сложнее и качественнее стандартного русского поп-продукта. Публика не приняла эксперимента, несмотря на дорогое шоу со спецэффектами и полуголый кордебалет. В недавнем интервью Борису Барабанову из «Коммерсанта» Валерий Леонтьев рассказал, что его изводило вежливое непонимание зала, который ждал на концертах «Светофора» и «Дельтаплана»: «Я сломался. Я перестал возить эту программу («По дороге в Голливуд». — Ред.) и сделал более удобоваримый микс из старого и нового. Хочется за свою работу получать аплодисменты, и я стал их получать. Мне стало легче жить».

В этом же интервью Валерий Леонтьев делает несколько печальных заключений о состоянии российской поп-культуры и общества — петь нечего и в общем-то не для кого: «Сейчас, наверное, не стоит углубляться в историю и выяснять, почему мы такие, а не какие-то другие. Когда тщательным образом из сознания вытравливались интересные гармонии, когда с детства людям прививались только самые тривиальные мелодические линии, как можно было прийти к разнообразию жанров и исполнителей? Это все результат нашего исторического развития. Социального и, как следствие, музыкального».

Круг российской истории замкнулся, а бег по нему не останавливается. Место откровенной советской цензуры на радио и ТВ, из-за которой мы сейчас представляем Леонтьева только по «Дельтаплану» и «Светофору», сейчас заняла невидимая — цензура коммерческих форматов и самоцензура. В 1979 году «Танцевальный час на солнце» выкинули из «Голубого огонька» по непонятным причинам, для теле- и радиоэфира образца 2014-го она попросту слишком сложна — даже в адаптированной версии. Четвертьвековой давности песня «Забинтованные лбы» звучит как будто вчера написана и могла бы срезонировать в напряженном воздухе, но ее не будет на юбилейных концертах Валерия Леонтьева. Ее не ждет аудитория, да и зачем портить праздник грустными мыслями? Давайте лучше потанцуем.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241981
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249780
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416426
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420642
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425914
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427248