11 марта 2021Современная музыка
207

Митьковская встреча

В Ленинграде появилась банда «Черная кошка», а в Москве — митьки с новой версией «Место встречи изменить нельзя»

текст: Ян Шенкман
Detailed_picture© Митьковская встреча эры милосердия / Facebook

Митьковская «Эра милосердия» наконец доехала до Москвы, прорвала пандемический кордон и 11 марта будет показана в Электротеатре Станиславский. Сразу оговорюсь: это не ремейк знаменитого фильма с Высоцким, а фантазия на тему в духе митьковских картин, где они приносят новое ухо Ван Гогу и нового сына Ивану Грозному. «Место встречи», как многие помнят, — жестокий фильм, да и жизнь тогда была непростая. А у митьков все по-доброму и кончается хорошо. Ради этого и снимали.

Полное название проекта — «Митьковская встреча эры милосердия». Над ним начали работать в 2018-м, хотели успеть к 40-летию «Места встречи», но бюджета почти не было, и процесс затянулся. Руководил съемками главный митек страны Дмитрий Шагин. Он искренне уверен, что сейчас самое время для милосердия, а эра, о которой писали Вайнеры, если еще и не наступила, то наступит вот-вот, на днях.

© Митьковская встреча эры милосердия / Facebook

«Место встречи» — культовая для митьков вещь наряду с «Адъютантом его превосходительства» и «Зеркалом для героя». Еще у Шинкарева в базовом трактате «Митьки» описано, с каким смаком они общались цитатами: «Поучи жену щи варить!», «Я тоже не на продуктовой базе подъедался!», «Граждане бандиты, вы окружены, сопротивление бесполезно!» и тому подобные перлы. В общем, любят. И только один момент, как выразился Шагин, «всегда заставлял болеть сердце»: когда в конце Жеглов убивает Левченко. Но оказалось, что это можно исправить.

В Ленинграде появилась банда «Черная кошка». Это завязка сюжета. И опять Жеглов и Шарапов ее ловят, но уже в другой локации, в родном для митьков городе. С питерскими подворотнями и коммуналками. «Бандитский Петербург» по-митьковски, только бескровный и добрый. Все плохое из «Места встречи» у митьков волшебным образом превращается в хорошее. Даже в мелочах. Жлоб Петюня Соловьев сам предлагает отсыпать Шарапову сахарку! Где ж такое видано? Неужели действительно эра милосердия наступает?

Кино ли это? Кому-то покажется — и уже показалось, — что не совсем. Детский сад, капустник какой-то, косплей. Но ведь когда-то и картинам митьков отказывали в праве считаться живописью, а потом их выставляли в Русском музее и Эрмитаже.

— К поколению дворников и сторожей, кочегаров, сестренок, братишек милосердия эра приходит уже, как предсказано в Вайнеров книжке.

Кино, конечно. Только сравнивать «Митьковскую встречу» надо не со Скорсезе и Михалковым, она встраивается совсем в другой ряд. «Звездный ворс», снятый в 2012-м художниками и музыкантами группы «НОМ», недавний «Внутри Лапенко». Это такого плана кино, а с «Лапенко» есть даже интонационные совпадения. Ассоциации с утрированной эстетикой артхауса начала девяностых тоже вполне уместны. Комнатный адронный коллайдер в секретной лаборатории профессора Генриха Францевича — оттуда. Чистый стимпанк.

На самом деле такое понятие, как митьковское кино, существует. Можно вспомнить и фильм «Город», и «Митькимайера», и многие другие работы. Да и самому Шагину давно присвоена актерская категория. Где он только не снимался, причем далеко не всегда в камео. Играет он и здесь — дворника Митяя, который помогает Шарапову накрыть банду. Вообще актерский ансамбль в «Митьковской встрече» веселый. Помимо профессиональных актеров много звезд и персонажей рок-тусовки: Женя Любич, Олег Гаркуша (Гриша Шесть-на-девять), Вячеслав Бутусов (Жеглов), Андрей Кагадеев из группы «НОМ», Кирилл Миллер… Из знаменитых актеров — Александр Баширов в роли Промокашки, но он тоже уже давно воспринимается как рок-звезда в своем жанре. Кстати, все они снимались бесплатно. А музыку написал скрипач «Аквариума» Андрей Суротдинов.

Отсылок к 80-м, золотому веку митьков и русского рока — море. И эпиграф придумали соответствующий. В первых кадрах дворники Митяй и Миняй поют: «К поколению дворников и сторожей, кочегаров, сестренок, братишек милосердия эра приходит уже, как предсказано в Вайнеров книжке». Поколению этому сейчас плюс-минус 60. И если приходила к ним эра милосердия, то как раз тогда, в легендарные времена.

— Мы были близки к ней во время оттепели, во время перестройки, — говорит Шагин, — и каждый раз шел откат. В 1956-м развенчали культ личности, началось время стиляг, джаза, открыли зал импрессионизма в Эрмитаже. Были огромные надежды, но не получилось. «Место встречи» вышло на экраны в 1979-м, в 1980-м умер Высоцкий, а спустя пять лет объявили перестройку. Казалось, век жестокости закончился. И опять случился откат фактически к сталинизму. В фильме Говорухина о Сталине речи нет, но атмосфера-то ощущается. Все эти жегловские «Будет сидеть!», «Я сказал!» — от них веет тоталитарным сознанием. Проходит 40 лет после съемок, и у нас уже сажают невинных, пытают электрошоком.

© Митьковская встреча эры милосердия / Facebook

А зачем вообще снимать такой фильм? Мы давно уже живем в другом мире, все эти жегловы и шараповы — нафталин. Какое милосердие, какие митьки? Агрессия буквально в воздухе разлита. Идут уже откровенные репрессии, периодически возникает риск мировой войны. И тут приходит Шагин и говорит: «А давайте встречать эру милосердия». Я задал ему это вопрос.

— Когда же говорить о милосердии, если не сейчас? Дальше может быть поздно, а сейчас еще вроде можно. Если все так плохо, значит, и надо говорить о любви. А что, ждать, пока приказ выйдет — «Всем быть добрыми»? Пускай это выглядит наивно и безнадежно, но я верю, что будет толк. Люди одумаются, встряхнутся и скажут: «Что же это мы? Как же так?»

Пока шел продакшен «Митьковской встречи», он умудрился снять еще один фильм — «Митьки спасают экологию Финляндии». И показал его на фестивале в Хельсинки. Митю хлебом не корми, дай только спасти кого-нибудь. И начата уже работа над третьим фильмом — про машину времени (без кавычек). А с машиной времени заживем. Не сомневаюсь: все, что можно исправить в нашей тяжелой, несчастной, кровавой истории, митьки исправят. И наступит наконец милосердие.

Московская премьера фильма «Митьковская встреча эры милосердия» состоится 11 марта в Электротеатре Станиславский. Начало в 20:00.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241230
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249435
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416082
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420388
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425633
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426971