Лейбл Ored Recordings, издающий традиционную кавказскую музыку, выпустил второй альбом группы Jrpjej.
Кристина Крыжановская, создательница и ведущая подкаста «Этномузыка», который выпускает студия «Терменвокс», поговорила с Булатом Халиловым, одним из основателей Ored Recordings, о проблемах инди-лейблов и пересечении традиционной музыки с эстрадой.
— Состав Jrpjej с момента выхода прошлого альбома изменился. Расскажи про сегодняшнюю команду.
— Jrpjejсегодня — это три человека. Тимур Кодзоков, который придумал Jrpjej и который следит за звуком. Основные идеи по тому, как песни должны звучать, — его. Алан Шеуджен, реализующий это видение. Эстетика, которую Тимур придумывает, во многом продиктована звучанием Алана. И самый молодой участник — Дайана Кулова. Мы с Тимуром давно искали женский вокал в наши проекты и столкнулись с проблемой: в нашем регионе женский вокал — это или очень эстрадный вокал, или академический. Не та эстетика, которая нам нужна. А у Дайаны диапазон гораздо шире. Она может петь так, как интересно этому проекту.
Но вообще наша идея в том, что Jrpjej — это какое-то комьюнити, куда люди заходят-выходят, приносят свои идеи... Другое дело, что эти идеи должны проходить через меня, Тимура, Алана и Дайану. Потому что все-таки это творчество, а не суперсвобода. Если все будут делать совсем все что хотят, будет бардак.
— Что ты думаешь про пересечение традиционной музыки с эстрадой?
— Эстрада во многом игнорирует ту музыку, которой мы занимаемся. Те песни, что ребята достают из архивов, практически неизвестны. И тут тоже дискуссионный вопрос: наша эстрада — преемник традиционной музыки, связана с ней? Или она ее просто...
— Эксплуатирует?
— Эксплуатирует, да. Тут все зависит от точки зрения, и я бы не хотел быть каким-то судьей. В целом мне по большей части не нравится то, как эстрадные исполнители работают с традиционной музыкой. Наверное, если бы нравилось, мы бы эту эстраду и делали. Просто то, что мы предлагаем делать, — про «давайте посмотрим еще и с другой стороны». Не нужно делать все одинаково.
— Как ты видишь идеальное — вот просто пофантазируем — взаимодействие эстрады и народной музыки?
— Как, например, украинцы «ДахаБраха» работают с украинской музыкой. Нельзя сказать, что это прям эстрада, но это во многом и поп-музыка. Даже Иван Дорн сейчас подходит к традиционной и околофольклорной музыке. Это интересно, и несмотря на то, что я не могу сказать, что это прям близкая нам музыка, там чувствуется вкус. Человек создал что-то новое в разрезе поп-музыки. Или если взять ирландцев, например. Там есть много проектов с очень чистеньким звуком, когда голоса вроде сладкие, но при этом у них гораздо более сложные мелодии, чем у нас. Да и вообще их поп-песни в принципе из традиции идут.
У нас же берутся традиционные мелодии, туда наслаивается дешевый бит, немного синтезатора. И все. Было бы неплохо, если бы тот же бит был там разным, чтобы синтезаторные подложки и какие-то эффекты были оригинальные. Но нет, все просто берут одну кальку и делают одно и то же. Если сейчас поставить пять исполнителей из Адыгеи или пять исполнителей из Кабардино-Балкарии, то очень сложно будет понять, кто есть кто. Очень все одинаково звучит. Вот в этом, мне кажется, и есть проблема. А ведь поп-музыка и эстрадная музыка тоже предполагают какую-то свободу творчества. Я бы не сказал, что это плохая музыка. Просто все делают ее одинаково. У меня есть доступ к радиоархивам, мы находили рок-обработки 70-х — 80-х годов, и они все звучат по-разному. Была какая-то музыкальная мысль. К сожалению, сегодня это все в эстраде деградировало, и особой мысли мы — ну, за редким исключением — не наблюдаем.
В идеале я вижу взаимодействие эстрадной и традиционной музыки в регионах так, чтобы музыканты прислушивались друг к другу. Чтобы человек из эстрады подходил к традиционному материалу художественно, с точки зрения мысли, а не с идеей «я сделаю трек и выступлю на свадьбе». Когда музыка существует только для того, чтобы создать какой-то продукт, — это не музыка.
— Какие еще лейблы народной музыки делают то, что делает Ored Recordings?
— В России это Antonovka Records. Антон Апостол ездит по регионам, и его география гораздо шире. За короткий срок он выпустил гораздо больше релизов, чем мы. Очень много материала — от Грузии до Руанды. Вообще я особенно не слышал, чтобы в России были лейблы, системно работающие с этнографией. Очень много экспедиций проходит в академических кругах, они делают очень много записей. Но если ты не специалист, то ты эти записи особо не послушаешь.
А во всем мире таких лейблов очень много. Можно взять американский Sublime Frequencies, который издает поп-музыку разных регионов — от Таиланда, от Юго-Восточной Азии до арабских стран. И у них бывает и традиционная музыка. Английский лейбл Death Is Not The End работает в основном с архивами, издает архивы английской и американской традиционной музыки. А владелец лейбла Люк интересуется лондонскими пиратскими станциями, рейв-культурой и издает еще и это. Мне кажется, это тоже очень хорошо, очень созвучно с идеей издания традиционной музыки, потому что это локальная музыка, которая какую-то идентичность объявляет. Нам с этим тоже было бы интересно поработать. Вообще лейблов в мире очень много. Мы сейчас делаем проект Global Zomia — это серия подкастов и текстов, где мы берем интервью у владельцев таких лейблов и музыкантов, которые нестандартно подходят к традиционной музыке. Надеюсь, что этот проект потом станет книгой.
— Чего не хватает инди-лейблам в России? Помимо денег, понятно.
— Рук не хватает. Легко заниматься инди-лейблом, когда тебе 17 или 19 лет, у тебя нет обязательств перед всеми, на тебя не давит социальный груз, что ты не зарабатываешь, вот это все. Ты просто пока пацанчик или девчонка, ты можешь делать это для себя. И ты можешь говорить, что ты это делаешь наперед. Что потом это принесет деньги. Или если ты горишь идеей, то ты это будешь делать. А привлекать людей очень сложно. Почему у нас нет СММ-менеджера? Потому что я не знаю, сколько мы сможем ему заплатить. Сейчас мне уже неудобно кого-то просить работать за идею. Потому что сами мы что-то зарабатываем, но очень сложно просчитать стабильность заработка. И ты не знаешь, как мотивировать людей, которые не так горят твоей идеей. И они и не обязаны этим гореть.
Чего еще не хватает? Если брать местную среду, то, мне кажется, есть много музыкантов в провинции, и они могут быть очень талантливы, но у них мало навыков, мало опыта выступлений, записи... А гонора очень много! Все послушали Rammstein, Metallica, и им кажется, что их второй концерт после выпуска альбома должен быть на стадионе, для стотысячной аудитории. А выпуск альбома — это когда ты просто свои треки в «ВК» выложил. И они представляют, что они в автобусе по всей стране или даже по Европе должны разъезжать с девчонками полуголыми. А это же все не так работает. Когда мы делали фестивали с музыкантами, которые независимую музыку делают, мы сильно об это обожглись. Уровень исполнительства и идей в зачаточном состоянии, а уровень амбиций — как у состоявшихся музыкантов. Это сильно мешает работать.
Но главное — все-таки деньги. Потому что непонятно, как на этом зарабатывать, непонятно, как выйти на аудиторию, которая сможет тебе платить. И опять же это проблема не только лейблов. Вообще, в принципе, у нас в стране у людей не так много свободных средств, чтобы платить за музыку. Типа в кино сходить еще ладно, в кафе — о'кей, а за музыку платить — нет, нет, нет. Почему я должен за нее платить, вот я же могу ее послушать? У нас нет такой культуры.
— Какие мечты у вашего лейбла?
— Мы бы хотели заняться документальным кино. Вряд ли мы будем его сами снимать, но мы бы занялись продюсированием. Нам не хватает визуальной части. Было бы здорово делать какие-то выставочные проекты. Хочется расширить свое поле деятельности, потому что идей очень много и контактов много. Вообще нужно расширять пространство, где традиционная музыка может звучать. Нам кажется, сферы искусства, культуры, экспериментальной антропологии — это как раз то поле, куда наше видение традиционной музыки очень хорошо впишется.
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова