22 апреля 2014Современная музыка
322

«А помнишь первый раз?»

К 20-летию брит-попа Илья Миллер вспомнил 11 образцовых представителей стиля, которых дефенестрировали. И зря

текст: Илья Миллер
Detailed_picture© Colta.ru

В Британии вовсю отмечается 20-летие появления стиля брит-поп (отправная точка — выход в конце апреля 1994-го альбома Blur «Parklife»), и большинство текстов к этой дате написано хорошо знакомым извиняющимся тоном — вооружившись таким, обычно звонишь собутыльникам на следующий день после ударной пьянки, чтобы выведать, чем дело кончилось. Перегибы, конечно же, были, но я считаю, что, извинившись, вполне можно наливать по новой и продолжать праздновать. Глупо отрицать, что все мало-мальски крупные британские группы, возникшие после 1994-го, так или иначе вышли из шинелей Oasis и Blur — либо демонстративно эти шинели топтали.

Брит-поп, в отличие от многих других стилей, эксплуатировавших подростковую трансгрессию и рефлексию, всегда был крайне живучим и жовиальным — неудивительно, что вы до сих пор слушаете Pulp, Oasis, Suede и Blur или как минимум кликаете на ссылки с интервью Лиама, Джарвиса, Бретта или Деймона. Дальше — 11 куда менее известных шедевров брит-попа, которые стоит вспомнить, предварительно запасшись ведром лимонного «Хуча».

1.
These Animal Men
«(Come On Join) The High Society» (LP)


Четверо четких парней из Брайтона в начале 90-х почувствовали, куда ветер дует, отложили занятия хеви-металом (оставив название — цитату из Юлия Цезаря в адрес непокорных бриттов), закупились шмотками одиозной спортивной фирмы Lonsdale и решили сыграть в игру против всего мира. Они (заводилой у них был гитарист по кличке Хулиган) создали идеальную опасную гитарную поп-группу по лекалам ранних The Who и Manic Street Preachers — придумали себе 10 лихих заповедей (одна из которых гласила «Любовь — это хорошо, но дрочить все же лучше»), смело разместили на обложке сингла «Speed King» тарелку, полную амфетаминов, и сочинили пару дюжин невероятно бодрых, мелодичных и припанкованных боевиков, в которых Buzzcocks встречались и целовались взасос с Боуи и вообще много чего происходило. Конечно же, они проиграли с разгромным счетом — все это было слишком хорошо, чтобы стать популярным.

2.
Menswe@R
«I'll Manage Somehow»


Символическая сборная брит-попа и первая в хейт-листе недоброжелателей этого стиля. Благодаря умению выпивать с нужными людьми из индустрии (таким, например, был в середине 90-х Грэм Коксон из Blur) писаные красавцы из Кэмдена выбили себе обложку Melody Maker и контракт на пять альбомов, не имея ни одной записанной песни за душой. Песня появилась через какое-то время и никого не разочаровала. Подпрыгивающая, как баскетбольный мячик, «I'll Manage Somehow» была начинена оптимистичным посылом, что все будет ха-ра-шо, главное — схватить туфли и убежать. Перед распадом группа на втором альбоме ударилась в американу (распространенная ошибка брит-поперов). Сейчас фронтмен группы, адонис Джонни Дин, набрал для реюниона новый состав и гарцует с ним по ярмаркам и пабам. Справляются как-то, в общем.

3.
Gene
«Be My Light, Be My Guide»


Этот лондонский квартет отчаянно пытался занять очередь за The Smiths и Suede. Настолько отчаянно, что назвался в честь бисайда с сингла «This Charming Man», не включил пару своих хитов в дебютный альбом, а элегантного фронтмена с аккуратным пробором Мартина Росситера британская пресса сразу же окрестила Розом. Поговаривали, что заглавный хит с альбома «Olympian» посвящен тому, насколько сильно Роз уважает мускулистых парней. При этом на гитаре у них играл — и играл преотлично — человек, которому на голову c шестнадцатого этажа упала прическа Пола Уэллера. Несмотря на всю вторичность затеи, первые два альбома Gene впечатляли — гимны нарциссизму и насилию шли один за другим, изредка перемежаясь приветами бывшим пассиям. Пару лет назад Росситер выпустил зачем-то сольный альбом «Дефенестрация святого Мартина» (это когда из окна человека выбрасывают — я уже погуглил), где ожидаемо преобладает фортепьяно и есть трек под названием «I Must Be Jesus». Но выбрасывать из окна такую штуку, как «Be My Light, Be My Guide», с классной рифмой, запятой в названии и излюбленной игрой в «тихо-громко-тихо», жалко — вдруг разобьется еще.

4.
The Boo Radleys
«Giant Steps» (LP)


Незадолго до медиавзрыва брит-попа квартет шугейзеров c Creation Records, в котором не было ни одного симпатичного лица, неожиданно разродился альбомом, куда они понабросали, будто бы в плавильный котел, совершенно разные стили — от даба до фри-джаза. Boo Radleys, словно сороки, натащили влияний отовсюду и даже назвали альбом в честь диска Джона Колтрейна. Сейчас звучание альбома местами кажется наивным, и Boo Radleys сами признавались, что альбом записывался людьми, слушавшими не слишком-то много даба. Но своим невероятным энтузиазмом и культурным любопытством в 1993 году «Giant Steps» поразил слушателей, которым открылись прямо-таки новые горизонты. Boo Radleys через пару лет запишут мелодичный хит «Wake Up», добьются популярности и с такой же скоростью ее потеряют — так уж сложилось, что эти скромняги просто не были созданы для мирового господства.

5.
The Weekenders
«Inelegantly Wasted in Papa's Penthouse Pad in Belgravia»


Только скажите, что вы не влюбились в название этой песни с первого взгляда.

6.
The Auteurs
«Lenny Valentino»


Если Люк Хейнс услышит, что его в этой статье назвали брит-попом, то скорее всего при первой же возможности отвесит мне звонкую пощечину. Длинноволосый альбинос, напоминающий Питера Фрэмптона, действительно ассоциировался с брит-попом, играя на разогреве у Suede в начале их карьеры, и его альбом «New Wave» уступил их дебютнику один голос на премии Mercury. Донельзя обиженный этим фактом, в дальнейшем он сделал все для того, чтобы обрубить все ассоциации с жанром, — ставил на обложки ковбоев, записывал альбомы со Стивом Альбини и написал мемуары «Плохие вибрации: брит-поп и моя роль в его гибели». В результате Хейнс, никогда не стремившийся к славе, добился своего — его окрестили «Адольфом Гитлером брит-попа». Справедливости ради надо сказать, что Хейнс обладал талантом к написанию настоящих маленьких жемчужин гитарного рока, причем настолько умных, что при их прослушивании необходим томик с комментариями — как, например, к этому двухминутному боевику «Lenny Valentino».

7.
Longpigs
«Blue Skies»


Шеффилдская группа известна в основном тем, что в ней начинал творческий путь гитарист Ричард Хоули, нынче суперуспешный сольный артист. Вокалист Криспин Хант, отличавшийся весьма буйным нравом и не менее буйной прической, сейчас пишет песни для Джейка Багга, Ланы Дель Рей и Натали Имбрульи. А в 1990-х он сочинял вот такие вещи — встрепанные, с шаркающей походкой, искривленной ухмылочкой и загадочными текстами. Если посмотреть в словаре определение слова «клевый», там скорее всего будет эта песня в качестве иллюстрации.

8.
The Charlatans
«Can't Get Out of Bed»


В середине 90-х в Британии почти любые парни с гитарами могли продать пару десятков тысяч копий альбома, если надевали спортивные костюмы. Charlatans ради этого даже не пришлось идти закупаться в магазин — проповедники бэгги и мэдчестера мимикрировали в новое движение очень естественно и безболезненно. Они просто убрали из музыки всю сквозившую там отчужденность. И написали шикарный гимн лени — основополагающей теме брит-попа, см. также «Waking Up» Elastica, «Lazy» Suede, «The Lazy Sunbathers» Morrissey, «Sleep» Marion, «Importance of Being Idle» Oasis.

9.
Tiny Monroe
«Cream Bun»


Никому не верьте — брит-поп никогда не был исключительно мужским делом. Немало девушек брали в руки гитары и бодро пели песни, в которых красной нитью проходило презрение к недостойным мужикам. Elastica, Echobelly, Lush, Sleeper, Drugstore, Catatonia, Kenickie, Dubstar, Salad, Powder — брит-поп никак нельзя обвинить в мужском шовинизме. Но британские ученые до сих пор бьются над загадкой природы — почему провалилась группа Tiny Monroe, в которой солировала Эн Джей Уиллоу, чью харизму отмечал сам великий Джон Пил. Просто посмотрите ролик — в Англии такие женщины не ходят без охраны.

10.
Mansun
«Stripper Vicar»


Песня о священнике-трансвестите? «Попробовали бы они это сделать в мичети».

11.
Gay Dad
«Joy»


Только скажите, что вы не влюбились в название этой группы с первого взгляда.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249413
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416056
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420368
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425605
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426949