28 апреля 2014Современная музыка
1018

Зачем нужны лейблы?

Алексей Козин — глава компании Navigator Records, выпускающей альбомы «Сплина», «ДДТ» и «Мумий Тролля», — о том, в чем сейчас заблуждаются рекорд-компании и музыканты

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Colta.ru

Компания Navigator Records, существующая с 2006 года, работает как с топовыми российскими артистами — «ДДТ», «Сплином», «Зверями», Гариком Сукачевым, «Мумий Троллем» и Земфирой, — так и с молодыми и даже проводит фестиваль для начинающих «Навигация». Глава лейбла Алексей Козин провел по инициативе COLTA.RU ликбез о том, как за последнее время изменилась модель отношений между артистами и лейблами, и заодно рассказал, в чем сегодня главная проблема рекорд-бизнеса, почему на Украине производят больше качественной музыки и что хорошего в группе «АнимациЯ».

— Какой миф о рекорд-индустрии тебе доводилось чаще всего слышать от нынешних музыкантов?

— Новое поколение музыкантов не так глупо, как предыдущее. Они умнее, самостоятельнее и каким-то инструментарием, связанным с продакшеном и маркетингом, порой владеют даже лучше, чем представители индустрии. Скажем, сейчас если группа происходит из Москвы, Питера или культурного центра, где есть хоть какая-то инфраструктура, то они уже находятся в тусовке, уже имеют представление о том, как работают клубы, какую промо-кампанию можно сделать под концерт, уже имеют опыт самостоятельного издания альбомов или студийной работы.

15 лет назад основное заблуждение касательно рекорд-индустрии звучало так: берется группа с улицы, подписывается на контракт — и дальше с ней происходит все сразу и быстро, поэтому все мечтали о контракте. Сегодня о контракте никто не мечтает. Сейчас молодые музыканты считают: «Эти рекорд-компании мне на фиг не нужны». И тоже заблуждаются.

— Так для чего им нужна рекорд-компания?

— Вот это ключевой вопрос: для чего? Например, для того чтобы играть по клубам, окучивать то сообщество поклонников, которое уже есть, вариться в собственном соку — для этого лейбл действительно не нужен. Сейчас про это уже мало кто вспомнит, но первым российским артистом, который начал все полностью делать сам, была Ольга Арефьева и ее группа «Регги-Ковчег». Они сами пластинки печатали еще 15 лет назад, продавали их только на концерте и отказались от контракта с «Райс Лис'С», тогдашним мейджором. Тогда это был действительно поступок, потому что в то время ролик невозможно было снять на фотокамеру, это стоило десятки тысяч долларов, а контракт с «Райсом» был гарантией того, что твой клип и песни будут эфириться как «Агата Кристи». Так что самостоятельность не молодые придумали.

Самое главное для музыки сейчас — это радио.

— То есть рекорд-компания нужна, чтобы стать звездой?

— Нет, звездой можно и без рекорд-компании стать. Раньше лейбл был безусловными воротами в некий мир, в который никак по-другому не зайдешь. Ты не мог без рекорд-компании прийти на Западе в нормальную студию не только потому, что это стоило серьезных денег, но и потому, что хорошие студии всегда в качестве клиента выбирали скорее лейбл. Это было своего рода гарантией, что работа не будет сделана в стол, что она будет издана, «заэфирена». Если у тебя не было гарантии, контракта, то у тебя практически не было шанса звучать на радио и ТВ. Но у нас в России этого мира по-настоящему никогда не было. В эпоху физического носителя рекорд-компании были в первую очередь возможностью оказаться с альбомом на прилавке (музыкальная дистрибуция), а также возможностью получить эфиры и поддержку медиа. Сейчас все стало еще проще — дистрибуция еле дышит, телика почти не осталось, клипы живут в YouTube, которым никто не управляет: хочешь — пожалуйста, делай канал, размещай, делай страничку в социальной сети, выкладывай записи. Музыку мало кто покупает, все качают бесплатно, но традиционные медиа по-прежнему остаются консервативными. Самое главное для музыки сейчас — это радио. Если ты без лейбла, независим, то дорога в радиоэфир практически заказана.

— Почему?

— Потому что редактора или программного директора, который отбирает песни для радиоэфира, в большей степени интересует помимо самой песни, что будет происходить с артистом дальше, будет ли он расти или не будет, если песня выстрелит. Редактор станции рискует эфиром, а лейбл дает ему гарантию того, что артист будет продолжать развиваться и будет продолжаться работа с другими медиа, в первую очередь с радиостанциями-конкурентами. Если, конечно, это не случай безусловного хита, но за год таких песен бывает не больше десятка (как русских, так и западных). Вот ты — журналист, тебе дают две песни на промо — одна от группы с улицы, другая от группы, которая заходит через знакомых; какую ты послушаешь первой?

Алексей КозинАлексей Козин

— Вероятно, от знакомых.

— Вот! Задача лейбла — быть такими знакомыми для индустрии. Дальше о преимуществах рекорд-компании: во-первых, как я уже говорил, ей проще работать с медиа, в первую очередь с радиостанциями, так как в эфире крутят преимущественно старые песни, а бэк-каталоги принадлежат лейблам. Во-вторых, компании проще работать с промоутерами и клубами в ситуации старта запуска проекта — это очень важно. Получить дату от хорошей площадки молодому артисту не так уж и просто. В-третьих, это касается дистрибуции (традиционные музыкальные магазины) и digital-маркетинга. Одно дело — просто разместить свои записи на iTunes, а другое — получить топовые позиции на витринах и баннеры. К сожалению, эта роскошь доступна только для компаний-партнеров iTunes, Google Play и сотовых компаний. При всей своей видимой демократичности и открытости крупнейшие музыкальные сервисы не работают напрямую с артистами.

Несмотря на все преимущества, которые остаются у лейблов, мы отдаем себе отчет, что время изменилось, рекорд-компания не может позволить себе быть главной. Сегодня главный — артист. Но, к сожалению, не все наши коллеги из рекорд-компаний это понимают.

— Еще не все?

— Да. Потому что раньше слушателям за музыку приходилось платить в любом случае, пиратам или лицензиатам — не важно, а сейчас какой смысл идти в музыкальный магазин за диском — все можно скачать в интернете. Это рекорд-компания должна уговаривать слушателя: давай ты купишь легально, давай за это заплатишь хотя бы чуть-чуть. Поэтому сейчас и компания, и артист должны четко понимать, какие задачи перед ними стоят и может ли у них быть совместное движение вперед. Принимать решение, когда к записанному материалу относиться как к промо-инструменту, а когда начинать зарабатывать. Время требует большей гибкости и профессионализма.

Сегодня главный — артист.

Есть примеры артистов, которые самостоятельно решают вопросы, связанные с творческим администрированием, с менеджментом. Они в состоянии сделать большое шоу самостоятельно, выпустить и записать пластинку на высоком уровне, но при этом продолжают сотрудничать с рекорд-компаниями. Их не так много — «Мумий Тролль», «Океан Эльзы», «ДДТ»; они, скорее, исключения из правил. Каждая из этих групп имеет опыт самостоятельной издательской деятельности, и после этого опыта они вернулись к сотрудничеству с рекорд-компаниями.

— К примеру, «Мумий Тролль» выпустил последний альбом «SOS Матросу» вместе с «Навигатором». Что они получили?

— Во-первых, само издание и его дистрибуцию — это сложное, уникальное исполнение, там было достаточно работы с упаковкой. Это миф, что люди перестали покупать музыку на дисках. На нас также была часть работы, связанная с медиа.

— Новая пластинка группы «Мумий Тролль» вызывает интерес медиа по умолчанию.

— Но ты ее можешь вовремя или не вовремя доставить в магазин. Ты можешь ее плохо или хорошо напечатать. Радиостанции ее могут не заметить и не включить песню в эфир. У тебя может быть удачная или неудачная промо-кампания. Например, могу сказать, что сингл с «SOS Матросу» звучал в эфире «Русского радио», да и вообще альбом поддерживало «Русское радио». А это радиостанция номер один в России. Все плюются в сторону «Русского радио», но я при этом не знаю ни одного артиста, который бы отказался от ротации на этой станции.

Проблема в том, что сегодня лейблы практически ничего не вкладывают в музыку.

— Требуются ли дополнительные усилия или материальные вложения, чтобы какая-либо новая песня попала в эфир радиостанции?

— Требуются переговоры. Станции не очень охотно берут в эфир новый материал. Зачем им новая песня, когда работают старые: проверенные, оттестированные? Тем не менее рекорд-компании сокращают артисту прежде всего каналы коммуникации: есть разница — будешь ли ты добиваться внимания медиа год или получишь его за неделю. У состоявшихся артистов, кстати, не возникает вопроса, зачем нужна рекорд-компания, хотя они как раз могли бы все делать сами. В любом случае рекорд-компания — это агент артиста, она может действовать только в рамках тех полномочий, которые ей дает артист.

— Среди молодых музыкантов распространен миф про кабальные контракты. Мол, их подписывают как в рабство — забирают права на все: на пять альбомов вперед, концерты, музыку в рекламе и кино. А в ответ ничего не гарантируют и, если что, говорят: ты сам виноват — песни у тебя плохие.

— Контракт — это живая материя. Самое главное в нем то, что рано или поздно он заканчивается. Люди не смогут работать вместе, если они не будут понимать друг друга и не будут хотеть работать друг с другом. Если артист и лейбл что-то делают совместно, у одного и другого есть представление, успешно ли это, дает ли это, в конце концов, ему экономическую выгоду.

На мой взгляд, проблема в том, что сегодня лейблы практически ничего не вкладывают в музыку — в студийную запись, в съемки видео. Им подчас не с чего вкладывать. Раньше лицензирование прав и продажи дисков давали серьезные заработки. Например, «Звери» отбили студийную запись и съемки нескольких видео с релиза первого альбома. Концерты еще не начались, а заработанных денег уже хватило на то, чтобы открыть инвестирование в запись второй пластинки. Сейчас другая ситуация: продажа музыки на физических носителях сократилась глобально, лицензирование прав тоже не дает особого дохода. То, что музыка в рекламе дает стабильный доход, — это тоже миф. «Навигатор» имеет не так много рекламных контрактов. Студийные расходы между тем не стали меньше, сегодня запись стоит столько же, сколько стоила несколько лет назад. Необходимо, чтобы рекорд-компании начали снова вкладываться в музыку хоть немного. Вот в кино — пожалуйста, есть вложения — есть движение, хотя 90 процентов продукта — шлак, который нельзя смотреть. На Украине гораздо больше музыки производят, потому что на вложенный рубль можно в три раза больше произвести, чем здесь. Там все гораздо дешевле, притом ты получаешь качество. Думаю, что в нашей поп-индустрии процентов пятьдесят материала, если не больше, произведено на Украине. Многие лейблы у нас просто отвыкли работать.

Мы можем подписать артиста не только из-за его песен, аргументом может быть и клевый звукорежиссер, который работает с артистом.

— Может ли молодой артист, который завтра придет в «Навигатор», рассчитывать на то, что вы вложите в него деньги?

— Если понравится материал, то да. По большому счету разницы нет, что это — деньги или работа, но это не значит, что мы вкладываемся во всех.

— Индивидуальный подход?

— Да, и это решение принимает компания. Какому-то артисту может быть нужна только студия, а дальше он и его менеджмент сделают все сами. Сейчас нет готовых решений как в отношении менеджмента, так и в отношении продакшена. Нет устоявшихся схем: звукорежиссер в определенной студии, клип снимает определенный режиссер. Сейчас акцент в промо-кампании может быть на медиа, может быть на интернете. Мы можем подписать артиста не только из-за его песен, аргументом может быть и клевый звукорежиссер, который работает с артистом. Аргументом может быть и хороший менеджер, занимающийся артистом и дожимающий какие-то вещи, которые компания не может сделать в силу того, что она большая и в чем-то неповоротливая.

— Тем не менее базисный договор существует?

— Они все достаточно разные. Это может быть лицензия только на выпуск альбома — и все, а может быть и продюсерский договор, включающий в себя издание альбома и концертную деятельность. Вопрос в том, что готов обсуждать артист и что интересно нам. Рынок состоит из кучи сегментов. Естественно, нам как компании интереснее и удобнее работать, когда продукт в состоянии взаимодействовать с каждым сегментом: со сценой, с медиа, с продажей прав. Но контракт с артистом — это прежде всего обязательства: когда лейбл обязан что-то сделать. Поэтому эти обязательства мы стараемся брать на себя крайне осторожно. К сожалению, невозможно сделать так, чтобы каждый проект стрелял. Для каждого парня или девушки с гитарой это очень важная на данный момент часть их жизни. Взаимодействуя с компанией, они на что-то рассчитывают, но в жизни не бывает так, чтобы все стреляло. Просто не бывает.

Сейчас молодые музыканты считают: «Эти рекорд-компании мне на фиг не нужны». И тоже заблуждаются.

Самый тяжелый и ответственный момент в работе с артистом — это момент старта: пока ищется песня, пока находится звучание, пока определяется стратегия.

— Давай поговорим на конкретных примерах в каталоге «Навигатора»: вот, скажем, группа «АнимациЯ» — из новых, которые чего-то добились.

— Они заявились очень крепко.

— С чем это связано? Что у них хорошо?

— У них есть большая песня — это «Родина». К ним можно по-разному относиться. Жанр, в котором они работают, — русский рок — это жанр, понятный определенной и немаленькой аудитории. Основным рупором этой аудитории является «Наше радио». Критики не любят русский рок, как правило.

«Родину» поют даже на Украине: кавер-версия юмористической программы «95-й квартал»


— На мой взгляд, в группе «АнимациЯ» собраны все худшие клише русского рока.

— Если говорить о жанре, то русский рок с точки зрения критика — это вообще собрание одних штампов, далеко не самых впечатляющих. По-настоящему выдающиеся имена в этом жанре были лет 10—15 назад, как и лучшие альбомы. Но тем не менее есть популярный жанр, есть радиостанция. «Родина» — едва ли не самый заметный трек из того, что было в эфире «Нашего радио» за год.

— «Наше радио» с охотой взяло эту песню?

— Да, и это не было заслугой «Навигатора». Мы их для себя отметили уже из радиоэфира. Почему «АнимациЯ»? Потому что это понятный жанр, понятно, как с ним работать и с точки зрения концертов, и с точки зрения аудитории, и с точки зрения медиа. У нас с «Анимацией» в том числе и концертный контракт.

— У тебя нет ощущения, что русский рок замкнулся на своей аудитории?

— Он, может, и замкнулся, но жанр это не отменяет. У русского рока все еще внушительная аудитория. Его нельзя отменить, как нельзя отменить тот же русский шансон. Выросло новое поколение, которому нужны новые звезды, значит, они будут появляться.

— Ты считаешь, что у «Анимации» есть потенциал стать новым «Пилотом»?

— Думаю, что у них потенциал больше, потому что всегда показателем является материал. Делает ли музыкант с каждой песней шаг вперед или он повторяется. То, как сейчас работает «АнимациЯ», вызывает уважение. Мне есть с чем сравнивать, потому что я работал с «Пилотом» как издатель. Если у артиста берут новую песню для следующего эфира — это хорошо. Если у тебя таких песен на пластинке не одна, а несколько — это отлично. Если у тебя по одному месяцу концертный график — 2 города, по другому — 5, а по следующему — 7, это хорошо. Это показатели того, что есть точки роста. Задача компании — правильно нащупать эти точки и правильно это реализовать.

— А в группу «Моя Мишель» ты веришь?

— Да. Я считаю, что Таня Ткачук (вокалистка группы. — Ред.) — очень интересная девушка. У группы достаточно крепкий с исполнительской и музыкальной точки зрения коллектив, они делают интересные, необычные песни.

«Моя Мишель» — «Диджеи»


— У тебя прозвучала важная мысль, что в сотрудничестве артиста и лейбла главное — совпадение интересов.

— Да, без этого просто не получится работать. Если сегодня не все получается, то это не значит, что не получится завтра. Если работать по-настоящему, то всегда можно добиться результата.

— Какая у тебя модель идеальной группы для лейбла «Навигатор»? Можешь описать группу, за которую ты сразу схватишься?

— Группа мечты — это когда воодушевляет все: музыка, артист, его менеджмент. Иногда чего-то больше: артиста больше, чем материала, или наоборот. Но, по большому счету, работает или не работает, определяет именно материал, песни. Готовых артистов среди молодых не бывает, всегда нужно работать. Даже с материалом от суперзвезд тоже нужно. Меня радует тот факт, что сегодня я вижу очень много талантливых ребят, которые вгрызаются в музыку, трудятся над аранжировками, всеми силами пытаются заявить о себе, поэтому новые имена будут появляться.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20246759
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202413333
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417996
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202423211
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202424855