Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241468Найк Борзов, известный большинству по шлягерам нулевых «Лошадка» и «Три слова», а меньшинству — как фронтмен нецензурной группы «Инфекция» и соучастник музыкальных хулиганств «Х** забей», вернулся с удачным альбомом философского рока «Везде и нигде» и большим московским концертом (29 мая, «ГлавClub») — первым за десятилетку. По этому поводу COLTA.RU встретилась с Найком и расспросила его о том, что такое, по его версии, красота, романтика, трэш и панк. Разговор происходил на саундчеке перед заказным концертом Найка Борзова в ресторане «Манон».
— Вас на рекламе концерта представляют как «легенду девяностых»...
— Вообще-то это неверно — большая часть моих так называемых шлягеров стала известна в начале нулевых. В 90-х меня знало такое количество людей, что их можно пересчитать по пальцам сороконожки.
— Новые песни, наверное, сегодня не будете петь?
— Буду. Я люблю все новое.
— Какие?
— Спою «Поцелуй и укусы», «Поток», «Детку». Посмотрим по ходу, как народ будет настроен. Люди же разные собираются в таких местах: где-то более демократичные, где-то более, скажем так, собранные. Если люди хотят веселиться, зачем грузить их мрачняком и доводить до самоубийства? А песни у меня есть совершенно разные по настроениям.
Найк Борзов — «Поток»
— Случалось такое, что играете концерт и чувствуете, что атмосфера становится деструктивной?
— Было такое. Во время гастролей, в начале нулевых, заехали в какой-то город маленький в Сибири, и оказалось, что нам надо еще один концерт играть у местных «воротил». Я сидел под головой убитого оленя, и, когда мы начали играть репертуар «Занозы», с каждой новой песней кулаки у мужчин все больше сжимались, а женщины все больше грустнели. Когда пошли хиты, вроде бы отпустило людей. Но мне это не очень понравилось — я стараюсь так не выступать. Я удовольствие получаю от того, что делаю.
— Для кого вы писали «Везде и нигде»?
— Больше для себя. Это такой диалог с самим собой. Мне важно, чтобы в первую очередь мне самому нравилось то, что получается. Ну и соответственно если нравится мне, то понравится кому-то еще, я так думаю. А всем не угодишь. По поводу влияния другой музыки — вообще не хочется слушать чужую музыку, особенно в момент записи собственной. Мне уже давно интересно делать что-то оригинальное, свое.
Если люди хотят веселиться, зачем доводить их до самоубийства?
— Я прочитал где-то, что вы называете свой новый альбом противопоставлением трэшу, который существует вокруг. А, мол, ваш альбом про красоту и романтику. Что для вас красота и романтика, а что такое трэш?
— Для меня трэш — это что-то совершенно безвкусное. Есть трэш как направление в искусстве, а есть трэш и китч пошлый, как наш отечественный поп-мейнстрим, так называемая эстрада. Мне кажется, что 99 процентов этой эстрады — это мерзопакостный трэш. Я уже давно не воспринимаю его, настроив свою антенну таким образом, чтобы отечественную поп-музыку и половину мировой вообще не слышать, не видеть и никак с ней не соприкасаться. Контакт с подобной субстанцией ведет к деградации.
А красота для меня — это когда есть смысл, есть содержание, когда все вкусно сделано, даже если дома на коленке, на один микрофон. Музыка должна захватывать и уносить. Либо влиять на людей — помогать им меняться или жить вообще. Для меня это очень важно.
— Помимо основного проекта вы участвуете в куче сторонних, наверняка отнимающих немало времени. О некоторых мы, подозреваю, даже и не догадываемся.
— Я делаю проектов больше, чем известно даже моим друзьям и близким людям. Возможно, те, кто со мной находится постоянно, знают, что я делаю, потому что слышат это: если я над чем-то работаю, то постоянно гоняю в машине, дома, на телефоне и так далее аранжировки, миксы и прочие промежуточные стадии трека.
Контакт с отечественной поп-музыкой ведет к деградации.
— Расскажите о таких самых неожиданных проектах для людей, которые знают вас как исполнителя «Лошадки» и «Трех слов».
— Недавно вышел винил проекта Killer Honda, с которым мы записали в прошлом году альбом «Аутсайдер». Я играю на барабанах и пою, а Максим Шевченко — на гитаре и поет. Собрались поджемовать в 2011-м, и так круто у нас получилось, что за первую же сессию написали кучу песен, а через пару лет выложили их в сеть. В 2013-м мне позвонил приятель, которому позвонили из Франции и попросили сумасшедших русских музыкантов. Рок не катит, попса, ска и панк на фиг не нужны — скучно. Хотят какое-то безумие. Я говорю: вот, на, Killer Honda посмотри. Ну и позвонили в тот же день люди от него и сказали, что это круто. Мы поехали во Францию и выступали на международном форуме — устроили там мини-Вудсток. В том же году к нам присоединилась девочка-вокалистка Арина Белых. Группа гастролирует: сейчас у нас будут концерты в Краснодаре и Сочи, несколько фестивалей, а потом намечается Европа. Скоро выпустим новый клип и фильм-концерт о нашем первом выступлении.
Killer Honda — «Крыша»
— Я слышал, что вы с какими-то людьми из Гоа делаете электронный транс.
— Есть и такое. Группа называется «Гравитационная сингулярность». Это, в отличие от Killer Honda, больше атмосферная музыка. Один мой хороший приятель давно и постоянно живет в Индии. Когда у него что-то появляется, он отсылает мне черновики по интернету. Я уже, со своей стороны, то гитарку наиграю, то какую-то вокальную партию придумаю. Духовая секция у нас живет в городе Коломна. Если нужен живой барабанщик, пишем барабанщика. То есть у нас такая группа, которая никогда друг с другом не встречается. На гастроли мы не ездим. Свободный поток сознания, большая форма, полотна по 10—15—20 минут. Я люблю шаманить.
— Как музыкант вы же вышли из панк-эстетики...
— Ну, не знаю, чистый панк меня никогда не увлекал, типа групп Sex Pistols или Exploited. Мне нравились препанки так называемые — Stooges, МС5, Kinks. Даже Ramones совсем не панки в чистом виде. Я только в 1984-м начал подумывать о том, чтобы вообще панк играть, а до этого интересовался совершенно другой музыкой. Первая панк-группа у меня появилась где-то в 1985 году. Группа «Инфекция» никогда не была чистым панком, только, может быть, несколько песен с первых альбомов можно отнести к панк-року, потому что там нет клавиш.
Я делаю проектов больше, чем известно даже моим друзьям и близким людям.
— Что же, «Инфекция» — это новая волна?
— Ну да, может быть, новая волна. Такая мрачная, психоделическая. Поначалу я не заводил столько сайд-проектов. А параллельные истории, которые не вписывались в то, что я писал для себя, все время возникали. Мне всегда нравилось писать песни странные, сюрреалистичные, грустные и разворачивающиеся как будто в другом измерении. Люблю такое искусство: немного потустороннее, с большим количеством направлений, идей и мыслей, часто даже противоречащее самому себе. Вообще люблю все парадоксальное.
— Поклонники ждут новых песен «Инфекции».
— Думаю, в ближайшие лет десять этого не произойдет. Мы возродили группу в 2006-м, на 20-летие. В 2009-м, после выпуска альбома «Ужаснись и преклонись» и трибьюта, мне показалось, что этого уже достаточно. Пора завязывать. «Ужаснись и преклонись» — это уже финальный альбом группы. Я люблю «Инфекцию» иногда переслушивать — это гениальная группа, и у нее очень много хороших вещей. Но снова что-то делать в ее рамках мне уже неинтересно.
— Ваши ранние записи толком даже не изданы.
— Да. Многое я не издал — оно просто лежит. Некоторые вещи еще на катушках и кассетах. Я их даже не оцифровал еще.
Я люблю шаманить.
— Не думали привести все это в порядок — создать архив, выпустить переиздания?
— Может быть, когда-нибудь займусь этим. Когда нечем будет больше заняться.
— Есть ли русские музыканты, которые вам интересны?
— Немного, но есть, конечно. Не все так грустно с музыкой у нас. Просто у этих музыкантов сейчас совершенно нет возможности показать свою музыку. У нас же нет конкуренции, у нас занимают эфир, условно говоря, три направления: шансон, хип-хоп и эстрада. Для рока, для альтернативной музыки, для психодела нет ни каналов, ни радиостанций, ни программ, ни куда сходить живой концерт сыграть — ничего нет. Поэтому этих групп никто не знает, и всем кажется, что в музыке у нас все очень плохо. Меня часто спрашивают, не ощущаю ли я кризиса в рок-музыке. Я вообще не ощущаю никакого кризиса. Кризис — он в голове каждого человека: если человек это чувствует и часто об этом думает и говорит, значит, кризис в первую очередь у самого человека.
— Я с вами согласен, что кризиса в роке и в русской музыке нет. Интересных групп и музыки больше, чем раньше, но только о них мало кто знает. Вот у вас когда-то получилось пробиться из андеграунда в мейнстрим. Как вы для себя это объясняете — вам просто повезло?
— Я всегда знал, что рано или поздно это произойдет. Сколько себя помню. У меня не было задачи такой, и, когда это произошло, для меня это было: «Отлично! Погнали дальше!» И понеслось дальше: я продолжал делать то же самое, что делал. Таким же образом. Ничего не изменилось, мания величия не началась, потому что она у меня была лет в 13—14 и к тому времени уже давно прошла.
У меня вообще путь свой — непохожий на других исполнителей, поэтому не могу сказать, что это такое было: стечение обстоятельств, удача или закономерность. А возможно, это результат долгой работы: кропотливой, усердной, денно и нощно, как у Мадонны, например. Есть музыканты, которые задницей берут — сидят и занимаются, а я просто сажусь и играю.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241468Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249494Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416190Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416883Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419619Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420437Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425494Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425688Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427037