Арнольд Хаберль: «Важность ушей для музыки немного переоценена»

Австрийский виолончелист, преподаватель и медиахудожник, выступающий под псевдонимом Noid, — о том, что такое на самом деле музыка и импровизация и при чем тут дешевые колонки

текст: Patrick K.-H.
Detailed_picture«For Your Ears Only - Whistleblower»© noid

«Noid создает музыку интриги и красоты при помощи виолончели, электроники, студийного оборудования и много чего еще. Нашему слуху бросается жесткий вызов» — так пишет об Арнольде Хаберле журнал об интеллектуальной музыке The Wire. Виолончелист Хаберль, использующий псевдоним Noid, — одна из ключевых фигур в электроакустической музыке, композитор, автор саунд- и видеоинсталляций, куратор фестивалей, соавтор одной из самых популярных среди экспериментальных электронщиков программ ppooll на базе Max/MSP, преподаватель Зальцбургского университета прикладных искусств. Он старательно избегает причисления своих проектов к существующим жанрам, предпочитая называть то, чем он занимается, «фундаментальными исследованиями» в области звука.

В начале июня Арнольд Хаберль приезжает в Россию на фестиваль тихой музыки «Тени Звука», который пройдет с 5 по 8 июня в Москве (клуб «Дом») и Санкт-Петербурге (ГЭЗ-21). Российский медиахудожник Patrick K.-H. побеседовал с австрийским коллегой о том, что такое музыка и импровизация, чему он учит студентов и почему ему не подходят высококачественные колонки.

Начало проекта

— В чем заключается твой подход в работе?

— Подход — это в точку, потому что подход — это не то же самое, что метод. Я думаю, у меня нет своего метода или чего-то такого же стандартизированного. Мой подход — это попытка понять материал, проникнуть внутрь его. КАК ИМЕННО проникнуть — каждый раз по-разному, от проекта к проекту темы меняются. Но внутри одного проекта — как только я нахожу нечто принципиальное, хотя бы примерно, я имею возможность этому четко следовать, вычленить суть. Превратить идею в объект, который можно покрутить, посмотреть под разными углами. Понять, какой он формы.

Я очень люблю концепции, но, я считаю, работает концепция или нет — становится понятно только после того, как попробуешь ее практическое применение. Иначе твоя концепция может быть не более чем куском текста, который только выглядит опрятно и логично, а когда пытаешься его реализовать, не работает НИКАК. Собственно, я предпочитаю рассматривать концепцию, идею будущей работы как рыболовную сеть. Создаешь сеть, забрасываешь ее... И если повезет — что-нибудь вылавливаешь.

Мой вкус всегда отстает.

— То есть, создавая описание будущей работы, ты по сути пишешь предположение?

— Скажем так, задаю направление. А затем, двигаясь в указанном направлении, понимаю, куда путь ведет, наношу на карту открытия и так далее. Чаще всего это приводит к пересмотру изначальной идеи — в свете появляющейся новой информации. И этот обмен данными между придуманной концепцией и «реальностью» происходит постоянно.

Да, мне нравится думать о рождающейся таким образом работе как о предположении. То есть следующий шаг — сама работа становится рыболовной сетью. И снова: будет ли улов — это в каком-то смысле вопрос удачи. Мне нравится находиться в состоянии «посмотрим, что в сети попадет» — то есть как сеть РАБОТАЕТ...

«Photophon». Инсталляция и видео Клауса Филипа и Noid


Пространство

— Чему ты учишь своих студентов?

— Я занимаюсь с ними акустикой — и стараюсь, чтобы занятия были максимально практическими. В Зальцбургском университете студенты перегружены теорией, а занятий, где бы они эти знания проверяли на практике в контексте искусства, — нет. Я показываю примеры или даю идеи, как акустические феномены могут служить материалом для искусства — не в качестве сопутствующего эффекта, а как ядро работы.

Мы много занимаемся звукозаписью, потому что это очень удобный способ как войти во взаимодействие с акустикой, так и отрефлексировать проделанную работу. Обычно я начинаю с того, что прошу их делать записи в кампусах — в зданиях университета очень разнообразная акустика, иногда очень странная... иногда получается интересно. Требуется какой-нибудь девайс, чтобы «активировать» акустику, типа барабанных палочек, звучащих камней, квакающих лягушек и т.д... Но нужно записать именно акустику, используя звук исключительно в качестве активатора.

Потом мы слушаем и анализируем: что это, что получилось, где мы действительно слышим акустику, слышим комнату, а где — скорее сам объект, чем комнату? Или: действительно ли этот звук активирует акустику, тот ли это звук или скорее нужен другой...

«Wann Kommt Musik?» Перформанс и концерт Noid

Проблемы со вкусом

— Я не хочу чрезмерно полагаться на свой вкус — он целиком завязан на опыте. Используя концепт, я, таким образом, помещаю некий внешний фактор между мной, моим «чувством вкуса» (или, скорее, «мышлением вкуса») и принимаемым мною решением. Концепт помогает отложить вопрос «ну как, нравится?» до тех пор, пока я не узнаю о предмете чуть больше. Совершенно справедливо — вынести оценку «нравится / не нравится», но также важно перенести этот вопрос на попозже. Конечно, в процессе принимается очень много решений, и, конечно, далеко не все из них — теоретические. Естественно, пользуешься инстинктом — но инстинкт не то же самое, что вкус. Но, начиная проект, я думаю, больше пользы, если вкус не используешь так долго, как возможно. Мой вкус никогда не готов к тому новому, что я начинаю. Он всегда отстает. Есть другой механизм, который ведет меня вперед: называется «любопытство». Но если первое, что ты делаешь, — это говоришь «нравится / не нравится», может статься, что ты слишком рано принимаешь решение.

При этом всем нам постоянно приходится посылать свое CV. Везде и всюду. Так вот, у меня там так и написано — свои работы я рассматриваю как фундаментальные исследования.

Терминология

— Отдельная, и довольно большая, сфера твоего творчества — это работа со звуком как с вибрацией или как с поводом для вибраций. Здесь звук — это не то, что можно услышать, а скорее то, что можно почувствовать телом.

— Да, тело — а почему я должен его исключать, и вообще, тебе не кажется, что важность ушей для музыки немного переоценена? При этом не скажу, что то, о чем ты спрашиваешь, выделяется для меня в отдельную группу работ... Важно другое — распространить музыку (и сам термин «музыка») на сферу мышления. Туда, где не обязательно физическое воплощение. На идеи, например.

Что касается термина «музыка» — я очень много работаю в театре, с танцорами. И всегда существует большая опасность, что ты будешь в программке указан как «саунд-дизайн» — а я терпеть не могу это слово. Я хочу, чтобы там было указано «музыка».

© Lisbeth Kovacic

— А почему тогда не «саунд-арт»?

— Для меня это — музыка. Но и «саунд-арт» тоже хорошо как термин.

— Во всяком случае, «арт», а не «дизайн»: дизайн, как я себе это представляю, — заведомо прикладная вещь.

— У «саунд-дизайна» есть неприятные для меня коннотации, а именно — коммерческие... Мой хороший друг, да и твой тоже, dieb13 (Dieter Kovačič), однажды придумал термин sound wave design — «дизайн звуковых волн» — для описания своей работы. С такой поправкой — мне нравится (смеется).

Да, но вообрази себе, как представитель театральной аудитории будет читать в программке «дизайн звуковых волн».

— Поэтому в театральной программке я был бы рад увидеть «музыку». Я приглашаю их отнестись к этому как к музыке.

— А как насчет того, что если ты посмотришь в словаре, что обозначает термин «музыка», то чаще всего прочитаешь «временнóе искусство, основанное на организации звука посредством мелодии и ритма»?

— Я не собираюсь отказываться от термина всего лишь из-за каких-то плохих словарей. (Смеются.) Мне нравится, что Джон Кейдж на эту тему сказал: «Не называйте это музыкой, если термин вас шокирует».

«Топологический ресерч»

Расширение vs. проникновение внутрь

— Когда я только начинал заниматься музыкой, я думал о расширении возможностей моего инструмента. Сейчас, по прошествии лет, меня интересует идея, обратная той, мое направление поисков поменялось. Вместо расширения наружу я пытаюсь получить максимально четкое представление о том, что внутри. К примеру, раньше я обильно использовал эффекты, педали, позже коммутировал виолончель с лэптопом и тому подобное. А затем в какой-то момент просто потерял к этому интерес. Как-то, собираясь на концерт, я не взял эффект-процессоры и понял, что откладываю их, по-видимому, уже насовсем.

Инструмент — это факт, который я не хочу менять. Скорее — понять его, проникнуть внутрь него. В случае с электронной музыкой — например с компьютером — не очень понятно, что есть факт. У нас есть один перформанс с Клаусом Филипом (автор ppooll, называется «Soundscape for...»: в название подставляется название зала, где исполняется перформанс) — и тут снова все ясно: комната, помещение, его акустика и все, что с этим связано, являются фактом, партитурой.

Я приглашаю их отнестись к этому как к музыке.

Вибрации и плохие колонки

— Колонки бывают разные, сделаны под разные задачи. Чем колонки дороже — тем меньше у них характеристик. Они сделаны так, чтобы избежать активации акустики, чтобы на сторону ушло как можно меньше звука. А мне интересно играть с акустикой помещения. В общем, мне не нравятся слишком «чистые» колонки.

— За их доминантную нейтральность?

— «Хорошие» колонки сделаны так, чтобы было ощущение, что они отсутствуют. Их идея — что ты не слышишь звукоусиления. Стоит парень на сцене и говорит, а ты сидишь в зале, и тебе кажется, что ты его слышишь так, как если бы он говорил близко. Но в электронной музыке колонки — это инструмент, а значит, у него свои характеристики. Таким образом, если тебе нужны характеристики — тебе нужны дешевые колонки, но тогда возникает другая проблема: они дешево звучат. Так поиски привели меня к принципиально иному способу работы со звукоусилением, со звукопередачей — к бодишейкерам и трансдюсерам. Если расположить трансдюсеры в определенных местах пространства — так интереснее с ними работать. Например, в нашей с Клаусом работе «Soundscape for...» один из элементов — это определенная частота, идущая из сабвуфера, от нее вибрируют стекла в окнах. Это как раз один из тех «побочных эффектов», которых всеми способами стараются избегать разработчики «высококачественных» колонок. Но это — наша реальность. И это — факт.

Коллаборации / перформансы / последствия

— Твои работы в театре — это чаще коллаборации или работа на режиссера?

— Мне очень повезло с режиссерами. Практически все мои работы в театре или с танцевальными компаниями — меня приглашают потому, что хотят именно меня. Они знают, что я делаю, они знают, как я это делаю, и им это интересно.

Никакие режиссеры никуда меня не направляют, по крайней мере, уж точно не доминируют. Я работаю только с режиссерами, понимающими, что не бывает никакой такой сверхидеи, для которой все остальное — это лишь ее поддержка. И отсюда уже можно начинать говорить о коллаборации. Разумеется, иногда меня просят придумать что-нибудь подходящее для уже имеющейся постановки, но иногда и моя музыка может стать отправной точкой. А бывает, что меня приглашают для совместного проекта, и я вижу, что я-то в этой работе и не нужен. Что тоже неплохо.

В последнее время я много работаю с Колетт Садлер (Colette Sadler) в Берлине, мы сделали уже четыре работы. Когда мы делали первую, «Musical», у них с самого начала уже имелся мегафон. Мне на ум пришло использовать дешевые мегафоны, с 8-битным звуком. На них еще можно записывать. Я притащил их целую кучу и в итоге предложил их крепить на танцоров. Хотелось иметь передвижные источники звука. И Колетт согласилась.

Импровизация не имеет ничего общего со свободой.

Главное, что мне нравится при работе с танцорами, — ты можешь предложить очень радикальные идеи, что-то такое, что аудитория, не очень продвинутая в музыкальном отношении, никогда не воспримет, будь это просто музыка. А в этом контексте — воспринимают с радостью.

Коллаборации с танцорами стали для меня отличной школой перформативности в музыке. Так или иначе, даже простой концерт — это в некотором смысле перформанс. Это не значит, что теперь я во время игры мечусь как угорелый, дело в другом — отдавать себе отчет в том, что наряду с музыкой имеются и другие аспекты перформанса, исполнительства. И как к ним ни относись, но ты никуда от них не денешься. Или если хочешь их избежать — то как? Но если ты совсем против них — тогда лучше вообще не выступать живьем. Два моих диска — «Friendly Takeover» и «You Are Not Here» — существуют только как записанная музыка. Винил «Ausflug ins Grüne» — то же самое, это арт-объект сам по себе. Эту музыку невозможно сыграть, не имеет даже смысла думать о вариантах ее исполнения.

«Musical». Хореография — Колетт Садлер. Музыка — Noid


— Чего ты ждешь от совместных проектов с другими музыкантами?

— Главный двигатель моих коллабораций — любопытство. Мне всегда сложно прийти к чему-то, полагаясь только на себя. Мне всегда нужен некий внешний фактор. И этим фактором может быть другой человек, подход другого человека к музыке или к перформансу.

Как появился ppooll

— Как ты оказался в проекте по созданию ppooll?

— Стечение обстоятельств. Примерно в 2000 году я работал с танцором, и он уговаривал меня придумать 3D-звук для него. 8 колонок, высота, направленность. Я полез искать, в какой программе это лучше делать, и нашел Max/MSP удобным для этих целей. И не очень сложным. Клауса (Филипа) я тогда не очень хорошо, но знал. И немного времени спустя у меня в квартире освободилась комната, а Клаус как раз искал жилье. Так что оказался я непосредственно у источника. Сначала я программировал в Max/MSP, без ppooll. А когда Клаус въехал в квартиру, он предложил интегрировать мои патчи в ppooll. Я ответил: «Почему бы и нет».

— Те твои акты (объекты в ppooll) до сих пор существуют?

— Да. Один — это gg.rainer, гранулятор. Другой теперь называется vbap@ — от меня там осталась только изначальная идея, а всю работу по 3D-панорамированию звука сделал Вилле Пулкки (Ville Pulkki).

«LOVE - 64 calls....»«LOVE - 64 calls....»© Nikki Schuster

— И так ты подключился к проекту как программист?

— Да. Мне очень понравилось, что в ppooll не надо программировать каждый объект с нуля, особенно базовые вещи, которые все используют, — классная идея. Кроме того, ppooll дает особый стимул — интегрируя свои патчи в систему, ты думаешь не столько о том, как тебе это использовать, как бы ты с этим играл, но более абстрактно — «как оно будет работать», «как оно может работать». И ты не исключаешь варианты, которые ты сам не собираешься использовать, — потому что, возможно, они пригодятся кому-то другому. Причем позже запросто может оказаться, что и тебе самому они нужны!

— Почему ppooll бесплатный? Вы не хотите на нем зарабатывать? Или это — одно из условий проекта?

— Да. Идея ppooll в том, что каждый, кто хочет, может внести туда свой программерский вклад. И как тогда нам потом им говорить: «О'кей, ты сделал столько-то, вот тебе за это столько-то денег»?

— По-моему, ppooll — это хороший вариант облегчения жизни для тех, кто не любит копаться в Max/MSP или не очень умеет. Это тоже часть идеи?

— Про идею — это к Клаусу, для меня ppooll — это уже факт. А также то, что он открыт. К сожалению, это не в полной мере open source, потому что он реализован в среде Max/MSP, а Max/MSP — это отнюдь не open source. Надеюсь, если Клаус задумает новый подобный проект, он будет делать его на базе open source софта.

«noise shower»«noise shower»© noid

— Что думают про ppooll разработчики Max/MSP из компании Cycling'74?

— Они приглашали нас с Клаусом на конференцию пользователей Cycling'74 в 2009-м в Сан-Франциско презентовать ppooll. Кажется, им понравилось. По крайней мере, они не имеют ничего против того, что ppooll запускается из-под runtime-версии Max/MSP. Которая бесплатная и, надеюсь, всегда будет таковой.

Cycling'74 не предлагали работать на них?

— Сейчас у них явно другие приоритеты — Max for Live. Мы и к Max for Live тоже присматривались, но там нам было бы совсем тесно. Live построен на квантизации ритма — тогда как ppooll категорически против.

Поначалу я даже работал в Live... А потом — кажется, начиная с версии 1.5 — они сделали так, что стало невозможно отключить квантизацию при закольцовывании звуков. Я написал им письмо. И до сих пор помню их ответ: «Это не баг, это фича!» Ну что ж, сказал я себе, раз так — пора искать другую программу. И в итоге нашел ppooll.

Что такое импровизация

— Мне светила карьера классического виолончелиста, я с детства учился. Мой диплом — преподаватель виолончели, Венский музыкальный университет. При этом все время, что я учился, я постоянно отвлекался и начинал играть что попало — оттуда и началась импровизация.

Импровизация меня интересует давно и серьезно. Но я до сих пор не уверен, могу ли я дать ей точное определение. При этом очевидно, что она не имеет ничего общего со свободой. Поэтому мне не нравится термин «свободная импровизация». И да, от композиции это отличается не сильно. Я собирался писать докторскую на тему «создание инструментов как создание композиции», и вот что я думаю: для того чтобы по-настоящему импровизировать, надо создать собственный инструмент. Можно его создать буквально с нуля, из любого материала. Либо — посмотри на Axel Doerner, как он играет на трубе: можно сказать, он создал свой собственный инструмент на основе трубы. Инструмент, основанный на другом инструменте, — его инструмент.

Нужна некая... организация. Что-то, что уже присутствует — особенно если ты импровизируешь — до того, как ты начал. Думать «сейчас я буду играть абсолютно свободно» — это не ведет никуда, ты просто переключаешься на свои же, но еще не отрефлексированные инстинкты, вот и все. Как по мне, ничего интересного. Но можно взять все, что у тебя есть, — предыдущие работы, опыт, умения — и пойти со всем этим в новые пространства. Каждый раз идти в новые пространства и получать там новый опыт. В каждом новом пространстве ограничен набор инструментов, но варианты их конфигураций — безграничны.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249359
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416006
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420324
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425559
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426902