Финансы и антиромансы

Как финансист Сергей Красин основал лейбл Fancy Music, издает элитарную музыку и проповедует «частичное меценатство»

текст: Александр В. Волков
Detailed_pictureСергей Красин

Основатель лейбла Fancy Music Сергей Красин на музыкальном рынке ведет себя по своим правилам. Но он не анархист, скорее наоборот. В эпоху интересов, разбегающихся, как тараканы, по вкусовым нишам, его методы и вкусы могут показаться одновременно и остроактуальными, и немодно-человечными. Первые релизы тем временем успели стать редкостью, а лейбл получил несколько номинаций на премию «Степной волк» 2014 г.

В связи с Fancy Music нередко звучат слова «меценатство» и «помощь музыкантам». Сергей подходит к шоу-бизнесу не «по-нашенски». Во-первых, он требует европейского качества, как будто мы находимся в Лондоне, а не в Москве, правда, подобные слова можно услышать от самых разных людей. Но в нашем случае есть и «во-вторых» — Красин работает только с отечественными музыкантами, но нередко более известными за рубежом, чем внутри страны: со свободным джазом, современной академической музыкой. Это люди, которым непросто издаваться в России. Получается, что Fancy Music возвращает стране ее достояние, а музыкантам — страну, где их должны бы, в идеале, знать и любить. Что тут движет деньгами, что — людьми? Дальше Сергей Красин сам ответит на этот и некоторые другие возникшие у нас вопросы.

Откуда музыка?

Красин по профессии — финансист, сфера его деятельности — консалтинг крупных компаний. Он раскованный, современный человек, похожий именно на бизнесмена, а не на взбалмошного деятеля авангарда. Но не финансами едиными: Сергей писал картины в современных стилях, в юности в компании с внуком знаменитого барда Юрия Визбора, тоже Юрием, фанател по Depeche Mode, а затем работал в клубной индустрии.

Сергей Красин: «С чего я начинал Fancy? C искажения или даже истребления границ между жанрами. Когда я задумывал лейбл, сразу решил, что на нем будет выпускаться любая музыка, но только высокого качества, элитарная, я бы сказал».

Вряд ли надо долго говорить, что нашим серьезным музыкантам и художникам нередко нужна поддержка — успех на родине к ним приходит, мягко говоря, поздновато.

Сергей Красин: «Я пришел к выводу, что и сейчас, и 50 лет, и несколько веков назад настоящее искусство поддерживали. Поэтому я сознательно занимаю позицию частичного меценатства».

Борис Филановский – play.list


Знакомство с композитором Александром Маноцковым и другими мастерами новой музыки — Дмитрием Курляндским, Борисом Филановским, Антоном Батаговым определило в интересах Красина вектор академической музыки. Второй вектор вышел из общения с арт-директором Клуба Алексея Козлова Араиком Акопяном и группой «Живые люди» — ее альбом стал первым диском в каталоге Fancy. Удалось сформировать эстетическую парадигму, сплавившую академический авангард и новую джазовую школу.

Антон Батагов – Post Production


Как работает лейбл?

Лейбл все делает легально — для нашей реальности это не совсем обычно. Красин ввел разделение труда, своеобразный конвейер. Для производства разных частей (CD, слип-кейсы, полиграфия, сборка) привлекаются разные фирмы. Процесс контролируется внутри Fancy, и альбом приезжает туда уже готовый.

Сергей Красин: «Могу сказать, что у меня работают 200 человек, но в офисе сидят трое. Очень много работы выполняется фрилансерами. Мне кажется, что в музыкальной индустрии все фрилансеры!»

Красин утверждает, что работает, не планируя получать прибыль. Это звучит в наше время странно. Сергей зарабатывает деньги в других областях, а в музыкальном бизнесе он их тратит.

Я пришел к выводу, что и сейчас, и 50 лет, и несколько веков назад настоящее искусство поддерживали.

Сергей Красин: «Я стараюсь не думать о продажах. Меня заботит мое удовольствие, которое я получаю от этой деятельности. Я не могу отделить себя от этого — это половина моей жизни».

Поводом для издания диска, по представлению Сергея Красина, является композитор, но не исполнитель. Вспоминается Владимир Мартынов, который говорит о «конце времени композиторов». Нет ли тут противоречия?

Сергей Красин: «Противоречия нет! Конечно, многие считают в наше время: если у тебя есть скачанный с торрента Logic, ты — композитор! Всерьез же композитор — это человек, создающий музыкальную идею. Поэтому один из ближайших релизов у нас — это именно Мартынов: произведение Opus Prenatum для фортепиано — 55 минут музыки без перерыва.

Дмитрий Курляндский – The Riot of Spring


Говорить, что в основе лежит исполнение, бессмысленно, поэтому я не могу слушать классическую музыку — как в тысячный раз исполняют Моцарта и соревнуются в том, кто лучше. Идея все равно лежит внутри композитора, и только он может контролировать ее воплощение. Допустим, на альбоме Сергея Загния “Фрагменты балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского” изображен Чайковский, но там Загний переделал Чайковского! И он готов порвать любого, что это его музыка (улыбается). Дмитрий Курляндский, у которого у самого выходило на Fancy два альбома, сказал: “Удивительная вещь: ноты — Чайковского, а музыка — Загния!”».

Сергей Загний – Фрагменты балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского


Как выпустить альбом?

Сразу было решено, что концепция звука должна быть единой. Звукорежиссер стал вторым человеком в процессе. Главное лицо тут — Александр Михлин, с которым выпущена большая часть релизов. Но тут есть и нормальное, «европейское», понимание слова «продюсер»: человек, обеспечивающий все нюансы записи и принимающий все решения.

Сергей Красин: «Первое время мы работали с готовыми фонограммами. Но мой интерес — продюсирование. У меня есть опыт в звукорежиссуре, я максимально глубоко стараюсь проникнуть во все этапы создания фонограммы. Иногда чищу фонограмму, а на выходе контролирую саму матрицу».

© FANCYMUSIC

В основе единого дизайна Fancy, создающего особый визуальный мир, лежит согласованный брендбук, шрифты, размеры, соотношения прописаны с дизайнером заранее. Обложки, авангардные рисунки и абстракции — в 95% случаев — обработанные фото, в основном фотографа Алекса Йоку. При верстке и разработке дизайна зачастую используется соотношение золотого сечения — такие классические приемы и помогают сделать издание авангарда частью рыночной стратегии.

Сергей Красин: «Я люблю минимализм, люблю стиль Bauhaus, и я очень люблю компанию Apple, которая, считаю, демонстрирует сейчас основные тенденции в плане дизайна. Как должны выглядеть пластинки? Тут есть три фирмы: Blue Note, ACT и ECM — в оформлении наших релизов можно увидеть их влияние. И обложка, и выбор музыкантов, и постпродакшен, и дистрибуция — все выражает первоначальную идею, поэтому на обложке всегда стоит имя композитора».

Как организовать дистрибуцию?

Для Fancy Music закрыто радио, там ждут хиты от мейджор-лейблов, а авангард, конечно, оказывается неформатом. Одно время существовал раздел «Радио» на сайте, но статистика показала его ненужность. Основным каналом продвижения стали социальные сети. У мейджоров же при больших продажах интернет-активность не имеет смысла — у них нечего обсуждать.

Сергей Красин: «Те, кто сосредоточен на локальном авангарде, любят черпать информацию из “сарафанного радио”. Я говорю: “personal touch” — максимально близкий подход, клиентоориентированность, ситуация, когда люди сразу все обсуждают. Наша музыка должна быть легкодоступна, ее должно быть легко послушать и скачать — и этот принцип реализован у нас на сайте».

На сайте легендарного джазового лейбла ECM, на который Fancy ориентируется как минимум в дизайне, нет предзаказов, выложены одна-две композиции для прослушивания, нет ссылок на iTunes, нет streaming-сервисов. Рынок поделен, и методы работы известны, но Fancy тут делает шаг к слушателю.

Многие считают в наше время: если у тебя есть скачанный с торрента Logic, ты — композитор!

Сергей Красин: «Допустим, у кого-то низкие продажи в iTunes, но его много слушают у нас на сайте и еще где-то. Другой проект — продажи на CD есть, а в интернете малы. Третий — электронный — все сосредоточено в digital, iTunes в норме, а CD нет вовсе. Логика и тактика будет разной! Мне же тут очень важна отдача! Я жду и обратной связи, и отзывов. Это фишка, и я постоянно слышу от людей, что это важно, интересно и привлекает к нам».

Fancy Music ориентирован на цифровые релизы, но физические носители считаются важными для нормальной работы. Пример — опера Александра Маноцкова «Бойе» на текст Виктора Астафьева. Сейчас проходит год Астафьева, лейбл был поддержан Красноярским музейным центром на родине писателя. Представители Fancy летали в Сибирь и записали оперу, в которой участвует более 45 человек, причем сразу с пространственным звуком — в формате 5.1. В Москве был сделан постпродакшен, в том числе со звуком стерео для CD. А затем версия 5.1. уже была использована для инсталляции — в Красноярске, в специальном помещении, в котором посетитель попадает в особую атмосферу звуковых и визуальных эффектов.

Александр Маноцков - Бойе


Сергей Красин: «Есть общая идея, и она подчеркивается в каждом проекте. Есть у нас и релизы, которые условно относятся к рок-музыке. Допустим, новый альбом Маноцкова “Пели” с Courage Quartet я называю рок-музыкой по состоянию. Но шаблон “рок для массового слушателя” к нему не применить.

© FANCYMUSIC

Я с каждым композитором и исполнителем, под каждый релиз провожу серьезную работу. У нас обязательно проходит презентация, организовывается маркетинговая активность, выходят CD, есть предзаказы в iTunes. В сегменте digital мы сотрудничаем с французским дистрибьютором. По каждому релизу готовится маркетинговый план, в который закладываются все акции, интервью, эфиры. Продвижение будет всегда разное и ориентированное на проект, на его особенности».

Кому все это надо?

В одну точку сошлись парадоксальные идеи: разумная маркетинговая политика, не направленная на достижение прибыли, европейская организация лейбла — в России и возобновление почти былинной традиции меценатства, когда бизнес помогает высокому, «непонятному» искусству. Fancy Music нельзя назвать деньгами, выброшенными на ветер. Лейбл реализовал почти полсотни альбомов элитарной музыки транснациональной направленности и наднационального качества. В этом движении звенит и ноет нерв эпохи — что-то такое, чего, может быть, и хочет от человечества реальность. Легко прослеживается и параллель с модерном в музыке и архитектуре начала прошлого века.

Красин напомнил про вещи, давно известные, но подзабытые у нас. Естественный вопрос — что дальше, как будет Fancy Music развиваться, не потеряв при этом чистоты замысла. Гадать не будем, но зафиксируем данный момент как позитивный зигзаг в развитии российской музыкальной индустрии. Словно нечаянно приоткрылся другой, неожиданный мир — совсем рядом с нами.

YOURALOBiKOV - The Picture of Dorian Gray



Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245325
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246931
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413420
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419837
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423906
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429205
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429888