СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241278Основатель лейбла Fancy Music Сергей Красин на музыкальном рынке ведет себя по своим правилам. Но он не анархист, скорее наоборот. В эпоху интересов, разбегающихся, как тараканы, по вкусовым нишам, его методы и вкусы могут показаться одновременно и остроактуальными, и немодно-человечными. Первые релизы тем временем успели стать редкостью, а лейбл получил несколько номинаций на премию «Степной волк» 2014 г.
В связи с Fancy Music нередко звучат слова «меценатство» и «помощь музыкантам». Сергей подходит к шоу-бизнесу не «по-нашенски». Во-первых, он требует европейского качества, как будто мы находимся в Лондоне, а не в Москве, правда, подобные слова можно услышать от самых разных людей. Но в нашем случае есть и «во-вторых» — Красин работает только с отечественными музыкантами, но нередко более известными за рубежом, чем внутри страны: со свободным джазом, современной академической музыкой. Это люди, которым непросто издаваться в России. Получается, что Fancy Music возвращает стране ее достояние, а музыкантам — страну, где их должны бы, в идеале, знать и любить. Что тут движет деньгами, что — людьми? Дальше Сергей Красин сам ответит на этот и некоторые другие возникшие у нас вопросы.
Красин по профессии — финансист, сфера его деятельности — консалтинг крупных компаний. Он раскованный, современный человек, похожий именно на бизнесмена, а не на взбалмошного деятеля авангарда. Но не финансами едиными: Сергей писал картины в современных стилях, в юности в компании с внуком знаменитого барда Юрия Визбора, тоже Юрием, фанател по Depeche Mode, а затем работал в клубной индустрии.
Сергей Красин: «С чего я начинал Fancy? C искажения или даже истребления границ между жанрами. Когда я задумывал лейбл, сразу решил, что на нем будет выпускаться любая музыка, но только высокого качества, элитарная, я бы сказал».
Вряд ли надо долго говорить, что нашим серьезным музыкантам и художникам нередко нужна поддержка — успех на родине к ним приходит, мягко говоря, поздновато.
Сергей Красин: «Я пришел к выводу, что и сейчас, и 50 лет, и несколько веков назад настоящее искусство поддерживали. Поэтому я сознательно занимаю позицию частичного меценатства».
Борис Филановский – play.list
Знакомство с композитором Александром Маноцковым и другими мастерами новой музыки — Дмитрием Курляндским, Борисом Филановским, Антоном Батаговым определило в интересах Красина вектор академической музыки. Второй вектор вышел из общения с арт-директором Клуба Алексея Козлова Араиком Акопяном и группой «Живые люди» — ее альбом стал первым диском в каталоге Fancy. Удалось сформировать эстетическую парадигму, сплавившую академический авангард и новую джазовую школу.
Антон Батагов – Post Production
Лейбл все делает легально — для нашей реальности это не совсем обычно. Красин ввел разделение труда, своеобразный конвейер. Для производства разных частей (CD, слип-кейсы, полиграфия, сборка) привлекаются разные фирмы. Процесс контролируется внутри Fancy, и альбом приезжает туда уже готовый.
Сергей Красин: «Могу сказать, что у меня работают 200 человек, но в офисе сидят трое. Очень много работы выполняется фрилансерами. Мне кажется, что в музыкальной индустрии все фрилансеры!»
Красин утверждает, что работает, не планируя получать прибыль. Это звучит в наше время странно. Сергей зарабатывает деньги в других областях, а в музыкальном бизнесе он их тратит.
Я пришел к выводу, что и сейчас, и 50 лет, и несколько веков назад настоящее искусство поддерживали.
Сергей Красин: «Я стараюсь не думать о продажах. Меня заботит мое удовольствие, которое я получаю от этой деятельности. Я не могу отделить себя от этого — это половина моей жизни».
Поводом для издания диска, по представлению Сергея Красина, является композитор, но не исполнитель. Вспоминается Владимир Мартынов, который говорит о «конце времени композиторов». Нет ли тут противоречия?
Сергей Красин: «Противоречия нет! Конечно, многие считают в наше время: если у тебя есть скачанный с торрента Logic, ты — композитор! Всерьез же композитор — это человек, создающий музыкальную идею. Поэтому один из ближайших релизов у нас — это именно Мартынов: произведение “Opus Prenatum” для фортепиано — 55 минут музыки без перерыва.
Дмитрий Курляндский – The Riot of Spring
Говорить, что в основе лежит исполнение, бессмысленно, поэтому я не могу слушать классическую музыку — как в тысячный раз исполняют Моцарта и соревнуются в том, кто лучше. Идея все равно лежит внутри композитора, и только он может контролировать ее воплощение. Допустим, на альбоме Сергея Загния “Фрагменты балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского” изображен Чайковский, но там Загний переделал Чайковского! И он готов порвать любого, что это его музыка (улыбается). Дмитрий Курляндский, у которого у самого выходило на Fancy два альбома, сказал: “Удивительная вещь: ноты — Чайковского, а музыка — Загния!”».
Сергей Загний – Фрагменты балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского
Сразу было решено, что концепция звука должна быть единой. Звукорежиссер стал вторым человеком в процессе. Главное лицо тут — Александр Михлин, с которым выпущена большая часть релизов. Но тут есть и нормальное, «европейское», понимание слова «продюсер»: человек, обеспечивающий все нюансы записи и принимающий все решения.
Сергей Красин: «Первое время мы работали с готовыми фонограммами. Но мой интерес — продюсирование. У меня есть опыт в звукорежиссуре, я максимально глубоко стараюсь проникнуть во все этапы создания фонограммы. Иногда чищу фонограмму, а на выходе контролирую саму матрицу».
В основе единого дизайна Fancy, создающего особый визуальный мир, лежит согласованный брендбук, шрифты, размеры, соотношения прописаны с дизайнером заранее. Обложки, авангардные рисунки и абстракции — в 95% случаев — обработанные фото, в основном фотографа Алекса Йоку. При верстке и разработке дизайна зачастую используется соотношение золотого сечения — такие классические приемы и помогают сделать издание авангарда частью рыночной стратегии.
Сергей Красин: «Я люблю минимализм, люблю стиль Bauhaus, и я очень люблю компанию Apple, которая, считаю, демонстрирует сейчас основные тенденции в плане дизайна. Как должны выглядеть пластинки? Тут есть три фирмы: Blue Note, ACT и ECM — в оформлении наших релизов можно увидеть их влияние. И обложка, и выбор музыкантов, и постпродакшен, и дистрибуция — все выражает первоначальную идею, поэтому на обложке всегда стоит имя композитора».
Для Fancy Music закрыто радио, там ждут хиты от мейджор-лейблов, а авангард, конечно, оказывается неформатом. Одно время существовал раздел «Радио» на сайте, но статистика показала его ненужность. Основным каналом продвижения стали социальные сети. У мейджоров же при больших продажах интернет-активность не имеет смысла — у них нечего обсуждать.
Сергей Красин: «Те, кто сосредоточен на локальном авангарде, любят черпать информацию из “сарафанного радио”. Я говорю: “personal touch” — максимально близкий подход, клиентоориентированность, ситуация, когда люди сразу все обсуждают. Наша музыка должна быть легкодоступна, ее должно быть легко послушать и скачать — и этот принцип реализован у нас на сайте».
На сайте легендарного джазового лейбла ECM, на который Fancy ориентируется как минимум в дизайне, нет предзаказов, выложены одна-две композиции для прослушивания, нет ссылок на iTunes, нет streaming-сервисов. Рынок поделен, и методы работы известны, но Fancy тут делает шаг к слушателю.
Многие считают в наше время: если у тебя есть скачанный с торрента Logic, ты — композитор!
Сергей Красин: «Допустим, у кого-то низкие продажи в iTunes, но его много слушают у нас на сайте и еще где-то. Другой проект — продажи на CD есть, а в интернете малы. Третий — электронный — все сосредоточено в digital, iTunes в норме, а CD нет вовсе. Логика и тактика будет разной! Мне же тут очень важна отдача! Я жду и обратной связи, и отзывов. Это фишка, и я постоянно слышу от людей, что это важно, интересно и привлекает к нам».
Fancy Music ориентирован на цифровые релизы, но физические носители считаются важными для нормальной работы. Пример — опера Александра Маноцкова «Бойе» на текст Виктора Астафьева. Сейчас проходит год Астафьева, лейбл был поддержан Красноярским музейным центром на родине писателя. Представители Fancy летали в Сибирь и записали оперу, в которой участвует более 45 человек, причем сразу с пространственным звуком — в формате 5.1. В Москве был сделан постпродакшен, в том числе со звуком стерео для CD. А затем версия 5.1. уже была использована для инсталляции — в Красноярске, в специальном помещении, в котором посетитель попадает в особую атмосферу звуковых и визуальных эффектов.
Александр Маноцков - Бойе
Сергей Красин: «Есть общая идея, и она подчеркивается в каждом проекте. Есть у нас и релизы, которые условно относятся к рок-музыке. Допустим, новый альбом Маноцкова “Пели” с Courage Quartet я называю рок-музыкой по состоянию. Но шаблон “рок для массового слушателя” к нему не применить.
Я с каждым композитором и исполнителем, под каждый релиз провожу серьезную работу. У нас обязательно проходит презентация, организовывается маркетинговая активность, выходят CD, есть предзаказы в iTunes. В сегменте digital мы сотрудничаем с французским дистрибьютором. По каждому релизу готовится маркетинговый план, в который закладываются все акции, интервью, эфиры. Продвижение будет всегда разное и ориентированное на проект, на его особенности».
В одну точку сошлись парадоксальные идеи: разумная маркетинговая политика, не направленная на достижение прибыли, европейская организация лейбла — в России и возобновление почти былинной традиции меценатства, когда бизнес помогает высокому, «непонятному» искусству. Fancy Music нельзя назвать деньгами, выброшенными на ветер. Лейбл реализовал почти полсотни альбомов элитарной музыки транснациональной направленности и наднационального качества. В этом движении звенит и ноет нерв эпохи — что-то такое, чего, может быть, и хочет от человечества реальность. Легко прослеживается и параллель с модерном в музыке и архитектуре начала прошлого века.
Красин напомнил про вещи, давно известные, но подзабытые у нас. Естественный вопрос — что дальше, как будет Fancy Music развиваться, не потеряв при этом чистоты замысла. Гадать не будем, но зафиксируем данный момент как позитивный зигзаг в развитии российской музыкальной индустрии. Словно нечаянно приоткрылся другой, неожиданный мир — совсем рядом с нами.
YOURALOBiKOV - The Picture of Dorian Gray
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241278Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249439Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416088Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416828Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419520Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420391Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425434Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425636Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202426976