Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024486727 июня в Парке искусств «Музеон» заработает летняя программа кинопоказов с живой музыкой. Ее откроет показ экспериментального чилийского фильма «Partir to Live», саундтрек к которому исполнят режиссер фильма, участник психоделической группы Föllakzoid Доминго Гарсия-Уидобро и авангардный композитор и лютнист Йозеф ван Виссем, в 2013 году получивший приз Каннского кинофестиваля за звуковую дорожку к фильму Джима Джармуша «Выживут только любовники». Нидерландский музыкант, живущий в Бруклине, обладатель единственной в мире черной лютни, рассказал COLTA.RU о магическом фильме «Partir to Live», 10 любимых саундтреках всех времен и народов и объяснил, откуда в нем любовь к мрачной и печальной музыке.
С Доминго Гарсия-Уидобро нас познакомили люди из Sacred Bones Records, лейбла, который меня издает. Сначала мы стали тусоваться вместе в Нью-Йорке, потом Доминго предложил озвучить его фильм. С Джимом Джармушем мы тоже сначала стали общаться и дружить, а потом делать вместе музыку. Для меня это естественно — делать музыку с друзьями. Как в юности — как будто запираешься в комнате вместе с парнями (или девушками — пол тут не имеет значения), берете инструменты, начинаете музицировать и отправляетесь в неизведанное. Я и не представляю, как можно писать музыку по-другому.
В фильме «Partir to Live» нет диалогов и вообще сюжета как такового, поэтому у меня было много свободы — руки полностью развязаны. В «Выживут только любовники», например, я писал некоторые куски под определенную задачу, поставленную Джимом. Часть музыки там — это чистая функция. Поэтому меня забавляют некоторые поклонники этого саундтрека, которые подходят ко мне на концертах, называют его гениальным от первого до последнего звука и не хотят слышать никаких возражений. Даже от меня.
Это музыка отшельников — мужчина наедине со своей гитарой и своими чувствами.
«Partir to Live» — совсем другое дело. Это что-то типа магического кино, в нем нет нарратива, а сюжет определяет сама музыка. Для этого фильма я сочинил музыку о путешествиях и состоянии транса, в которое можно впасть в том числе и во время путешествий. Я много об этом знаю: я постоянно путешествую — даю концерты по всему миру, пропагандируя лютню. Я люблю гастролировать — это у меня в крови.
Звуковая дорожка «Partir to Live» писалась специально чтобы исполнять ее живьем. Концертная версия саундтрека отличается от предзаписанной. Каждый раз она разная и зависит от архитектуры и акустики места, где показывается фильм. Иногда я больше играю на лютне, иногда больше использую электронные эффекты — фидбек, тремоло, реверберацию и хорус. Еще я использую field recordings — объявления из аэропортов и вокзалов, которые я записывал во время своих путешествий. Мне нравится их саунд — мне кажется, он очень хорошо сочетается с лютней. Возможно, я успею что-нибудь записать в московском аэропорту.
Я думаю, что в Москве я сделаю упор на электронику, а также привезу свой 12-струнный электрический Gretsch. А на лютне сыграю отдельный концерт — до показа.
Режиссер Пьер Паоло Пазолини
Я начал играть на гитаре в 11 лет, и одной из моих первых пластинок был первый альбом Рая Кудера. Он заканчивался блюзом Слепого Вилли Джонсона «Dark Was the Night», который произвел на меня огромное впечатление. С него все началось — и в этой музыке, написанной Вилли Джонсоном в 20-х годах, можно обнаружить корни всего, что я потом сделал. Пазолини использовал эту вещь в своем «Евангелии от Матфея» — я большой поклонник Пазолини и этого фильма. Саундтрек к нему, несмотря на свою эклектичность, находится на первом месте в списке моих любимых саундтреков.
Режиссер Вим Вендерс
«Dark Was the Night» в исполнении Рая Кудера появится в фильме Вима Вендерса «Париж, Техас». Она станет лейтмотивом этого фильма, который я очень люблю. Звуковая дорожка к нему, полностью сыгранная Раем Кудером, — образец того, каким должен быть саундтрек к фильму.
Режиссер Джим Джармуш
Немного странно, что «Dark Was the Night» проявится и в третьем фильме, саундтрек к которому находится в моем персональном списке лучших саундтреков. Это «Мертвец» Джима Джармуша. Вим Вендерс оказал очень большое влияние на Джима. Джармуш подсмотрел у Вендерса вот эту атмосферу роуд-муви, которая создается слайд-гитарой. Джим — не только выдающийся режиссер, но и музыкант. Мне кажется, что он даже в первую очередь музыкант. Я знаю, что многие его сценарии инспирированы музыкой.
Эти три фильма — «Евангелие от Матфея», «Париж, Техас» и «Мертвец» — олицетворяют мою завороженность мрачной музыкой, которая может одновременно вызвать в человеке приступы тоски и счастья. Ну вот как кантри-блюз или индастриал. Сочиняя и выступая сам, я стремлюсь достичь того же эффекта, который упрощенно можно описать как «чувствовать себя хорошо через то, чтобы чувствовать себя плохо». Удивительный эффект: ты играешь людям нечто мрачное и грустное, при этом у них повышается настроение. Это музыка отшельников — мужчина наедине со своей гитарой и своими чувствами. Такую музыку я полюбил в детстве и люблю по сей день.
Режиссер Кен Расселл
На 4-е место я поставил саундтрек к «Дьяволам» Кена Расселла, в котором принял участие Дэвид Мунро. Мунро — великолепнейший музыкант — покончил жизнь самоубийством во время одного из приступов депрессии; я думаю, за этим стояли фрейдистские мотивы — он был гомосексуалистом и никак не смог с этим справиться, живя в агрессивно-гомофобной среде Великобритании 1970-х. Очень грустная история, как и музыка, которая мне нравится.
Режиссер Вернер Херцог
Саундтрек к «Носферату» Вернера Херцога, сочиненный краут-рок-группой Popol Vuh, великолепен. Я вообще предпочитаю саундтреки, написанные группами, которые потом гастролируют с ними и исполняют вживую, тем, у которых один автор — композитор. Мне кажется, композиторы будто бы живут в башне из слоновой кости. Сдали работу — и из сердца вон. Другое дело группа, которая путешествует по свету, — она представляет свою музыку напрямую аудитории, видит и чувствует ее реакцию.
Режиссер Бела Тарр
Изумительное кино и музыка к нему, которую написал Михай Виг — постоянный соавтор Белы Тарра. По-моему, он сочинил музыку ко всем фильмам Тарра. Тандем Тарр и Виг — один из примеров идеального совпадения режиссера и композитора. Этот фильм произвел впечатление и на моего друга и соавтора Доминго, который сделал видеоклип к треку Föllakzoid «Pulsar» с бегущей лошадью явно под влиянием этого кино.
Режиссер Дарио Ардженто
Отмечать эту работу является чем-то вроде клише. Любопытно, что без фильма для меня музыка Goblin звучит как Pink Floyd, которых я небольшой поклонник. Однако вместе с фильмом она здорово работает. Кстати, я выступал на одном фестивале вместе с Goblin. Там мы и познакомились.
Режиссер Хармони Корин
А теперь кое-что совсем иное — молодежная музыка Skrillex к фильму Хармони Корина. Мне просто нравится этот саундтрек.
Режиссер Дерек Джармен
Саундтрек к «In the Shadow of the Sun» написали Throbbing Gristle, а к «Blue», последнему фильму Джармена, — Coil. Обе работы гениальные, великолепная музыка.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244867Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246430Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413024Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419513Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420182Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422834Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423591Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428761Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428898Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429551